Вводным септаккордом ( VII 7 ) называется септаккорд, построенный на VII ступени натурального, гармонического мажора и гармонического минора.
VII7 принадлежит к аккордам доминантовой группы и является самым диссонирующим по следующим признакам:
1. строится на VII неустойчивой ступени и объединяет в себе все неустойчивые ступени лада;
2. крайние звуки образуют диссонирующий интервал;
3. в структуре аккорда от примы находится тритон (два тритона в уменьшенном виде);
4. включает звуки доминантовой функции (прима аккорда) и субдоминантовой (остальные звуки), т.е. является бифункциональным аккордом.
Существуют две разновидности вводного септаккорда:
- малый уменьшенный (в натуральном мажоре);
- уменьшенный (в гармонических мажоре и миноре).
Вводный септаккорд имеет три обращения:
- VII65 – на II ступени;
- VII43 – на IV ступени;
- VII2 – на VI ступени.
Приготовление
VII7 может быть приготовлен любым аккордом группы Т, S, D. Вводный септаккорд с обращениями используется в середине построения, если позволяет голосоведение.
Септима в VII7 может быть приготовленной (после аккордов субдоминантовой группы) и проходящей (после Т и D группы).
Пример № 131.
S53 VII43 T53 VII7 D6 VII7
Разрешение
VII7 разрешается двумя способами:
1. В тонику: прима и терция на ступень вверх, квинта и септима на ступень вниз. При этом VII7 → T53 с удвоением терции; VII65 и VII43 → T6 с удвоением баса; VII2 →T64 (используется только в оборотах с проходящими аккордами).
Схема разрешения: 7
5
5
3
3
1
1
Пример № 132.
VII7 T53 VII65 T6 VII43 T6 VII2 T64
2. В аккорды доминантовой группы, называется внутрифункциональным: VII7 и его обращения переходят в D7 с обращениями, образуя при этом идеальное голосоведение: три голоса остаются на месте, септима идет на секунду вниз.
Пример № 133.
VII7 D65 T53 VII65D43 T53 VII43D2 T6 VII2 D7 T53-5
Иногда перед оборотом VII – Д возможно появление II7 с обращениями также с идеальным голосоведением. Переход обращений разных септаккордов осуществляется по правилу «круга»:
II7 - VII65 - D43
II65 - VII43 - D2
II43 - VII2 - D7
II2 - VII7 - D65
Проходящие аккорды между обращениями VII 7
В качестве проходящих аккордов между VII7 и его обращениями возможна структура секстаккорда и квартсекстаккорда:
- проходящие созвучия непременно берутся на слабом времени;
- крайние голоса движутся в противоположные стороны;
- голосоведение плавное, соединение гармоническое;
- удвоение баса в проходящем аккорде.
Схема оборотов с проходящими аккордами:
VII7 - S64 - VII65 VII65 - T6 - VII43 VII43 - T64 - VII2
VI6 VI64 III6
Пример № 134.
VII7S64VII65 VII7VI6VII65 VII65T6VII43 VII65VI64VII43 VII43T64VII2 VII43III6VII2
Дата: 2019-12-10, просмотров: 419.