Тема 1.22. ВВОДНЫЕ СЕПТАККОРДЫ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Вводным септаккордом ( VII 7 ) называется септаккорд, построенный на VII ступени натурального, гармонического мажора и гармонического минора.

VII7 принадлежит к аккордам доминантовой группы и является самым диссонирующим по следующим признакам:

1. строится на VII неустойчивой ступени и объединяет в себе все неустойчивые ступени лада;

2. крайние звуки образуют диссонирующий интервал;

3. в структуре аккорда от примы находится тритон (два тритона в уменьшенном виде);

4. включает звуки доминантовой функции (прима аккорда) и субдоминантовой (остальные звуки), т.е. является бифункциональным аккордом.

Существуют две разновидности вводного септаккорда:

- малый уменьшенный (в натуральном мажоре);

- уменьшенный (в гармонических мажоре и миноре).

Вводный септаккорд имеет три обращения:

- VII65 – на II ступени;

- VII43 – на IV ступени;

- VII2 – на VI ступени.

Приготовление

VII7  может быть приготовлен любым аккордом группы Т, S, D. Вводный септаккорд с обращениями используется в середине построения, если позволяет голосоведение.

Септима в VII7 может быть приготовленной (после аккордов субдоминантовой группы) и проходящей (после Т и D группы).

Пример № 131.

             S53  VII43  T53 VII7  D6  VII7

Разрешение

VII7 разрешается двумя способами:

1. В тонику: прима и терция на ступень вверх, квинта и септима на ступень вниз. При этом VII7 → T53  с удвоением терции; VII65 и VII43 → T6 с удвоением баса; VII2 →T64 (используется только в оборотах с проходящими аккордами).

Схема разрешения:             7

5

5

 3

3

1

1

Пример № 132.

                                  VII7 T53  VII65 T6    VII43 T6    VII2 T64

2. В аккорды доминантовой группы, называется внутрифункциональным: VII7 и его обращения переходят в D7 с обращениями, образуя при этом идеальное голосоведение: три голоса остаются на месте, септима идет на секунду вниз.

Пример № 133.

          VII7 D65 T53       VII65D43 T53         VII43D2 T6        VII2 D7 T53-5

Иногда перед оборотом VII – Д возможно появление II7 с обращениями также с идеальным голосоведением. Переход обращений разных септаккордов осуществляется по правилу «круга»:

                                          II7 - VII65 - D43

                                          II65 - VII43 - D2

                                          II43 - VII2 - D7

                                          II2 - VII7 - D65

 

Проходящие аккорды между обращениями VII 7

В качестве проходящих аккордов между VII7 и его обращениями возможна структура секстаккорда и квартсекстаккорда:

- проходящие созвучия непременно берутся на слабом времени;

- крайние голоса движутся в противоположные стороны;

- голосоведение плавное, соединение гармоническое;

- удвоение баса в проходящем аккорде.

Схема оборотов с проходящими аккордами:

VII7 - S64 - VII65          VII65 - T6 - VII43                   VII43  - T64  - VII2

     VI6                                         VI64                                                III6              

Пример № 134.

       VII7S64VII65     VII7VI6VII65 VII65T6VII43 VII65VI64VII43 VII43T64VII2 VII43III6VII2

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 353.