Тема 2.6. ХРОМАТИЧЕСКИЕ СЕКВЕНЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Секвенцией называется повторение мелодического или гармонического оборота на другой высоте. Хроматической называется секвенция, звенья которой перемещаются по родственным тональностям. При этом в секвенции сохраняется голосоведение и функциональное соотношение аккордов.

При движении по родственным тональностям в мажоре исключаются трезвучие VII ступени, в миноре трезвучие II ступени, так как они по структуре являются уменьшенными и не могут быть тоническими.

Составляющие элементы секвенции:

- Звено или мотив – гармонический оборот, который подлежит перемещению по родственным тональностям. Звено обычно состоит из двух-трех аккордов и содержит движение от неустоя к устою и наоборот. Например: D – T; S – D – T; DD - D – T; T – D; T – DD – D. Мотив секвенции может вовсе не содержать устойчивой функции: S – D; II – DD – D. Количество звеньев или повторов мотива не превышает обычно двух-трех.

- Шаг секвенции включает направление движения (восходящее или нисходящее) и интервал перемещения, который может составлять секунду или терцию. Восходящее направление секвенции используется как средство подготовки кульминации. Нисходящие секвенции используются в заключительных разделах формы (дополнениях).

Пример № 161.

    D2 t6 D2→VII6 D2→VI6 II2 D6 D65 t

Применение

Секвенция применяется чаще в развивающих разделах формы: серединах, разработках сонатной формы, связках. В периоде секвенция чаще находится во втором предложении и служит средством его увеличения.

 

Тема 2.7. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ МОДУЛЯЦИИ

Модуляцией называется переход в другую тональность и закрепление в ней кадансовым оборотом. Модуляция происходит чаще всего в родственные тональности, тонические трезвучия которых можно построить на ступенях данной.

Наиболее естественным является переход через общий аккорд, который можно построить в начальной и конечной тональностях. Таким аккордом может быть трезвучие или секстаккорд. Этот аккорд рассматривается в обеих тональностях и меняет свое значение в новой тональности, т.е. к нему приравнивается функция новой тональности. Такой аккорд получил название посредствующего. В качестве посредствующего можно использовать трезвучие или секстаккорд T, S, D первоначальной тональности.

Техника модулирования

Процесс модуляции состоит из четырех этапов:

1. Показ первоначальной тональности.

2. Выбор посредствующего аккорда и определение его функции в новой тональности.

3. Модулирующий аккорд, который готовит кадансовый оборот в новой тональности (чаще всего это аккорды S, II, DD - групп).

4. Каденция в новой тональности.

В рамках классического 8-тактового периода посредствующий аккорд берется на сильную долю шестого такта, а модулирующий после него на слабую. Кадансовый аккорд приходится на сильную долю седьмого такта и завершает период.

Схема модуляции:

5т.                                  6т.                                                      7т.                             8т.

Т 6 D43                     Т53 =VI53           II43 DD43     K64        D7          Т53

 Пример № 162.

                                                                                    III=VI II65 K64 D7 T

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 708.