Секвенцией называется повторение мелодического или гармонического оборота на другой высоте. Хроматической называется секвенция, звенья которой перемещаются по родственным тональностям. При этом в секвенции сохраняется голосоведение и функциональное соотношение аккордов.
При движении по родственным тональностям в мажоре исключаются трезвучие VII ступени, в миноре трезвучие II ступени, так как они по структуре являются уменьшенными и не могут быть тоническими.
Составляющие элементы секвенции:
- Звено или мотив – гармонический оборот, который подлежит перемещению по родственным тональностям. Звено обычно состоит из двух-трех аккордов и содержит движение от неустоя к устою и наоборот. Например: D – T; S – D – T; DD - D – T; T – D; T – DD – D. Мотив секвенции может вовсе не содержать устойчивой функции: S – D; II – DD – D. Количество звеньев или повторов мотива не превышает обычно двух-трех.
- Шаг секвенции включает направление движения (восходящее или нисходящее) и интервал перемещения, который может составлять секунду или терцию. Восходящее направление секвенции используется как средство подготовки кульминации. Нисходящие секвенции используются в заключительных разделах формы (дополнениях).
Пример № 161.
D2 t6 D2→VII6 D2→VI6 II2 D6 D65 t
Применение
Секвенция применяется чаще в развивающих разделах формы: серединах, разработках сонатной формы, связках. В периоде секвенция чаще находится во втором предложении и служит средством его увеличения.
Тема 2.7. ОБЩАЯ ТЕОРИЯ МОДУЛЯЦИИ
Модуляцией называется переход в другую тональность и закрепление в ней кадансовым оборотом. Модуляция происходит чаще всего в родственные тональности, тонические трезвучия которых можно построить на ступенях данной.
Наиболее естественным является переход через общий аккорд, который можно построить в начальной и конечной тональностях. Таким аккордом может быть трезвучие или секстаккорд. Этот аккорд рассматривается в обеих тональностях и меняет свое значение в новой тональности, т.е. к нему приравнивается функция новой тональности. Такой аккорд получил название посредствующего. В качестве посредствующего можно использовать трезвучие или секстаккорд T, S, D первоначальной тональности.
Техника модулирования
Процесс модуляции состоит из четырех этапов:
1. Показ первоначальной тональности.
2. Выбор посредствующего аккорда и определение его функции в новой тональности.
3. Модулирующий аккорд, который готовит кадансовый оборот в новой тональности (чаще всего это аккорды S, II, DD - групп).
4. Каденция в новой тональности.
В рамках классического 8-тактового периода посредствующий аккорд берется на сильную долю шестого такта, а модулирующий после него на слабую. Кадансовый аккорд приходится на сильную долю седьмого такта и завершает период.
Схема модуляции:
5т. 6т. 7т. 8т.
Т 6 D43 Т53 =VI53 II43 DD43 K64 D7 Т53
Пример № 162.
III=VI II65 K64 D7 T
Дата: 2019-12-10, просмотров: 708.