Септаккордом II ступени называется септаккорд, построенный на второй ступени мажора (натурального и гармонического) и минора.
Различают два вида септаккорда II ступени:
- малый минорный – в натуральном мажоре;
- малый уменьшенный – в гармоническом мажоре и миноре.
II7 – самый диссонирующий аккорд субдоминантовой группы, диссонантность ему придают: интервал септимы между крайними звуками и ум.53 в структуре малого уменьшенного септаккорда.
Септаккорд II ступени может использоваться в каденции и в середине построения.
II7 имеет три обращения:
- II65 – на IV ступени,
- II43 - на VI ступени,
- II2 - на I ступени.
Приготовление
Аккорды II7 вводятся после Т или более простых аккордов субдоминантовой группы (T, T6, T64, S, S6, VI) в гармоническом соединении с приготовленной септимой. Гармоническое соединение T53 и II7 невозможно (образуются параллельные квинты) лучше использовать T6.
Пример № 125.
T53 II7 T53 II7-5 T6 II7 II6 II65
После II53 и II6 основной вид II7 и его обращения берутся с проходящей септимой.
Разрешение
II7 разрешается в аккорды доминантовой или тонической групп: T, D с обращениями, К64, VII7, D7 с обращениями.
В практике используется два основных способа разрешения:
1. В аккорды тонической группы с обращениями. При этом септима остается на месте, а остальные голоса двигаются плавно (прима, терция – вверх, квинта – вниз). Т.о., II7, II65 разрешаются в T6, иногда II65, II43, II2 в T, а также II7, II65, II43 в K64 (самое распространенное разрешение).
Пример № 126.
S53 II7 T6 S53 II65 K64 S6 II43 K64 T53 II2 T53
2. В аккорды доминантовой группы с обращениями:
a. Разрешение в D: II7 и его обращения разрешаются в аккорды D по принципу разрешения D7 в тонику, септима аккорда движется при этом вниз.
Пример № 127.
II7 D53-5 II65 D53 II43 D53 II2 D6
b. II7 с обращениями разрешается через обращения D7 в тонику. При этом прима и терция остаются на месте, септима и квинта двигаются на ступень вниз, т.о осуществляется правило «креста».
Пример № 128.
II7 D43 T53 II65 D2 T6 II43 D7 T53-5 II2 D65 T53
Схема разрешения: 7
2 6/5
4/3
Таблица возможных разрешений II 7 и его обращений в К64, аккорды D и Т
Кадансовый квартсекстаккорд | Аккорды доминантовой группы | Аккорды тоники | |||
II7 II65 II43 II2 | K64 K64 K64 K64 | V53 V53 V53 V6 | V7 полный, неполный V7 полный, неполный V7 полный, неполный ----- | V43 V2 ---- V65 | T6 T53, T6 скачком T53, T6 скачком Т53 |
c. Разрешение через обращения VII7. Осуществляется по принципу: прима, терция, квинта – на месте, септима – на ступень вниз. Т.о. выполняется правило «круга».
Пример № 129.
II7VII65D43 T53 II65VII43D2 T6 II43 VII2D7 T53-5 II2 VII7D65 T53
Схема разрешения: 7
2 6/5
4/3
II 7 и его обращения могут использоваться в оборотах с проходящими аккордами. В качестве проходящих аккордов используются: T64, VI64, T6 (с удвоением терции), возможны также III6, III64, D6.
При этом соблюдаются следующие условия:
1. проходящий аккорд берется на слабую долю;
2. в проходящем аккорде удваивается бас;
3. нижний и верхний голоса движутся в противоположном друг другу направлении.
Пример № 130.
II7 VI64 II65 II65 T64 II43 II7 T6 II65 II43 D6 II2
Иногда в подобных оборотах возможно движение от простого аккорда к сложному (S – T64 – II43).
II2 используется в качестве вспомогательного аккорда (вместо S64) в заключительной каденции, а также в начальных построениях.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 448.