Тема 1.21. СЕПТАККОРД II СТУПЕНИ И ЕГО ОБРАЩЕНИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Септаккордом II ступени называется септаккорд, построенный на второй ступени мажора (натурального и гармонического) и минора.

Различают два вида септаккорда II ступени:

- малый минорный – в натуральном мажоре;

- малый уменьшенный – в гармоническом мажоре и миноре.

II7 – самый диссонирующий аккорд субдоминантовой группы, диссонантность ему придают: интервал септимы между крайними звуками и ум.53 в структуре малого уменьшенного септаккорда.

Септаккорд II ступени может использоваться в каденции и в середине построения.

II7 имеет три обращения:

- II65 – на IV ступени,

- II43 - на VI ступени,

- II2 - на I ступени.

Приготовление

Аккорды  II7 вводятся после Т или более простых аккордов субдоминантовой группы (T, T6, T64, S, S6, VI) в гармоническом соединении с приготовленной септимой. Гармоническое соединение T53 и II7 невозможно (образуются параллельные квинты) лучше использовать T6.

Пример № 125.

       

                           T53 II7 T53 II7-5 T6 II7 II6 II65 

После II53 и II6 основной вид II7 и его обращения берутся с проходящей септимой.

Разрешение

II7 разрешается в аккорды доминантовой или тонической групп: T, D с обращениями, К64, VII7, D7 с обращениями.

В практике используется два основных способа разрешения:

1. В аккорды тонической группы с обращениями. При этом септима остается на месте, а остальные голоса двигаются плавно (прима, терция – вверх, квинта – вниз). Т.о., II7, II65 разрешаются в T6, иногда II65, II43, II2 в T, а также II7, II65, II43 в K64 (самое распространенное разрешение).

Пример № 126.

            S53 II7 T6         S53 II65 K64     S6 II43 K64       T53 II2 T53

2. В аккорды доминантовой группы с обращениями:

a. Разрешение в D: II7 и его обращения разрешаются в аккорды D по принципу разрешения D7 в тонику, септима аккорда движется при этом вниз.

Пример № 127.

              II7 D53-5 II65 D53 II43 D53 II2 D6

b. II7 с обращениями разрешается через обращения D7 в тонику. При этом прима и терция остаются на месте, септима и квинта двигаются на ступень вниз, т.о осуществляется правило «креста».

Пример № 128.

             II7 D43 T53       II65  D2 T6        II43 D7 T53-5   II2 D65 T53 

Схема разрешения:              7

                                 2                      6/5

                                               4/3

Таблица возможных разрешений II 7 и его обращений в К64, аккорды D и Т

  Кадансовый квартсекстаккорд

Аккорды доминантовой группы

Аккорды тоники
II7 II65 II43 II2 K64 K64 K64 K64 V53 V53 V53 V6 V7 полный, неполный V7 полный, неполный       V7 полный, неполный    ----- V43 V2 ---- V65 T6 T53, T6 скачком T53, T6 скачком Т53
           

 

c. Разрешение через обращения VII7. Осуществляется по принципу: прима, терция, квинта – на месте, септима – на ступень вниз. Т.о. выполняется правило «круга».

Пример № 129.

   II7VII65D43 T53   II65VII43D2 T6     II43 VII2D7 T53-5  II2 VII7D65 T53

Схема разрешения:                      7

                                   2                                 6/5

                                                       4/3              

 

II 7 и его обращения могут использоваться в оборотах с проходящими аккордами. В качестве проходящих аккордов используются: T64, VI64, T6 (с удвоением терции), возможны также III6, III64, D6.

При этом соблюдаются следующие условия:

1. проходящий аккорд берется на слабую долю;

2. в проходящем аккорде удваивается бас;

3. нижний и верхний голоса движутся в противоположном друг другу направлении.

Пример № 130.

   II7 VI64 II65          II65 T64 II43      II7 T6 II65          II43 D6 II2

Иногда в подобных оборотах возможно движение от простого аккорда к сложному (S – T64 – II43).

II2 используется в качестве вспомогательного аккорда (вместо S64) в заключительной каденции, а также в начальных построениях.

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 448.