Секвенцией называется повторение данного гармонического оборота на другой высоте.
Диатонической (тональной) называется секвенция, все звенья которой перемещаются по ступеням одной тональности.
Составные части секвенции:
- звено (мотив) – гармонический оборот из двух и более аккордов;
- направление перемещения (восходящее или нисходящее) и шаг секвенции (интервал перемещения).
Простейшим мотивом секвенции может быть оборот из двух трезвучий, чаще кварто-квинтового соотношения: I - IV, II - V, III - VI. Звено секвенции может образовываться из двух септаккордов, из септаккорда и трезвучия, из септаккорда и обращения. В диатонической секвенции свободно используется уменьшенное трезвучие за исключением первого и последнего звена. Звено секвенции чаще начинается со слабой доли и диссонирующего или неустойчивого аккорда, а заканчивается на сильной доле и консонирующей гармонии.
В диатонической секвенции сохраняется:
- расположение и мелодическое положение аккорда;
- принцип соединения аккордов;
- мелодический рисунок каждого голоса.
В диатонической секвенции изменяется:
- высотное положение аккорда и его значение в ладу;
- качественная структура, окраска аккорда;
- тоновая величина составляющих аккорд интервалов.
Пример № 144.
D6 D65 T53 VI6VI65 II53 VII6VII65 III53 T6 T65 S53 II6 II65 D53 D7 T53-5
Применение
Диатонические секвенции служат средством развития тематического материала и встречаются в развивающих разделах формы.
Пример № 145. В.А. Моцарт. Соната для фортепиано № 15
Раздел II . ХРОМАТИКА
ТЕМА 2.1. АККОРДЫ ДВОЙНОЙ ДОМИНАНТЫ В КАДЕНЦИИ
Двойной доминантой называется группа аккордов, играющих роль доминанты по отношению к основной доминанте тональности.
Аккорды данной группы образуются в результате повышения IV ступени лада, которая воспринимается как вводный тон к доминанте, а аккорды, содержащие эту ступень, становятся доминантой к V ступени. В мажорном ладу для образования DD достаточно повышения IV ступени лада, в миноре DD образуется при повышении IV и VI ступеней.
Пример № 146.
T53 D53 DD53 DD7 DDVII7 t53 D53 DD53 DD7 DDVII7ум
Группу аккордов DD составляют: DD53, DD7, DDVII7 с обращениями. Из всей группы аккордов в каденциях применяются те созвучия, которые располагаются на IV повышенной ступени и на VI ступени, т.е. на басу, прилегающему к каденционному.
Пример № 147.
DD65 DD 43 DDVII7 DDVII65 DD65 DD43 DDVII7 DDVII65
Приготовление
1. Аккорды DD вводятся после различных видов субдоминанты хроматическим изменением IV ступени лада (в одном голосе IV натуральная и повышенная).
Пример № 148.
S DD65 S6 DDVII65
2. Иногда DD вводится после Т53 либо VI53.
Пример № 149.
T DDVII65 T VI DDVII7.
Разрешение
1. В каденции аккорды DD чаще разрешаются в К64, при этом IV повышенная ступень переходит в V, общие звуки остаются на месте.
Пример № 150.
II6 DD65 K64 II65 DDVII7 K64 S6 DD43 K64
2. Возможен переход DD в каденции в D53 по принципу D в Т. DDVII7 разрешается в D по принципу VII7 в T.
Пример № 151.
DD65 D DDVII7 D
3. В каденциях возможно применение аккордов DD в качестве вспомогательных между К64 и его повторением.
Пример № 152.
II65 DDVII7 K64 DDVII7 K64
Дата: 2019-12-10, просмотров: 487.