Тема 1.26. ДИАТОНИЧЕСКИЕ СЕКВЕНЦИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Секвенцией называется повторение данного гармонического оборота на другой высоте.

Диатонической (тональной) называется секвенция, все звенья которой перемещаются по ступеням одной тональности.

Составные части секвенции:

- звено (мотив) – гармонический оборот из двух и более аккордов;

- направление перемещения (восходящее или нисходящее) и шаг секвенции (интервал перемещения).

Простейшим мотивом секвенции может быть оборот из двух трезвучий, чаще кварто-квинтового соотношения: I - IV, II - V, III - VI. Звено секвенции может образовываться из двух септаккордов, из септаккорда и трезвучия, из септаккорда и обращения. В диатонической секвенции свободно используется уменьшенное трезвучие за исключением первого и последнего звена. Звено секвенции чаще начинается со слабой доли и диссонирующего или неустойчивого аккорда, а заканчивается на сильной доле и консонирующей гармонии.

В диатонической секвенции сохраняется:

- расположение и мелодическое положение аккорда;

- принцип соединения аккордов;

- мелодический рисунок каждого голоса.

В диатонической секвенции изменяется:

- высотное положение аккорда и его значение в ладу;

- качественная структура, окраска аккорда;

- тоновая величина составляющих аккорд интервалов.

Пример № 144.

  D6 D65  T53 VI6VI65 II53 VII6VII65 III53 T6 T65 S53 II6 II65 D53 D7  T53-5

Применение

Диатонические секвенции служат средством развития тематического материала и встречаются в развивающих разделах формы.

Пример № 145.                                   В.А. Моцарт. Соната для фортепиано № 15

   

Раздел II . ХРОМАТИКА

ТЕМА 2.1. АККОРДЫ ДВОЙНОЙ ДОМИНАНТЫ В КАДЕНЦИИ

Двойной доминантой называется группа аккордов, играющих роль доминанты по отношению к основной доминанте тональности.

Аккорды данной группы образуются в результате повышения IV ступени лада, которая воспринимается как вводный тон к доминанте, а аккорды, содержащие эту ступень, становятся доминантой к V ступени. В мажорном ладу для образования DD достаточно повышения IV ступени лада, в миноре DD образуется при повышении IV и VI ступеней.

Пример № 146.

T53  D53 DD53 DD7 DDVII7        t53   D53 DD53  DD7 DDVII7ум

Группу аккордов DD составляют: DD53, DD7, DDVII7 с обращениями. Из всей группы аккордов в каденциях применяются те созвучия, которые располагаются на IV повышенной ступени и на VI ступени, т.е. на басу, прилегающему к каденционному.

Пример № 147.

 

DD65     DD 43          DDVIIDDVII65         DD65       DD43          DDVII7 DDVII65

Приготовление

1. Аккорды DD вводятся после различных видов субдоминанты хроматическим изменением IV ступени лада (в одном голосе IV натуральная и повышенная).

Пример № 148.

              S       DD65        S6         DDVII65

2. Иногда DD вводится после Т53 либо VI53.

Пример № 149.

               T    DDVII65 T  VI DDVII7.

Разрешение

1. В каденции аккорды DD чаще разрешаются в К64, при этом IV повышенная ступень переходит в V, общие звуки остаются на месте.

 

Пример № 150.

 

    II6 DD65    K64                              II65 DDVII7 K64                                 S6   DD43    K64

2. Возможен переход DD в каденции в D53 по принципу D в Т. DDVII7 разрешается в D по принципу VII7  в T.

 

Пример № 151.

               DD65 D          DDVII7 D

3. В каденциях возможно применение аккордов DD в качестве вспомогательных между К64 и его повторением.

Пример № 152.

                      II65 DDVII7 K64 DDVII7 K64

Дата: 2019-12-10, просмотров: 481.