Тема 2.8. МОДУЛЯЦИЯ В ТОНАЛЬНОСТИ ПЕРВОЙ СТЕПЕНИ РОДСТВА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Все родственные тональности можно разделить на две группы по принадлежности к главной функциональной группе:

- Доминантовая группа тональностей – трезвучия III, V, VII ступеней;

- Субдоминантовая группа тональностей – трезвучия VI, IV, II ступеней.

При модулировании в родственную тональность необходимо вначале определить принадлежность новой тоники к той или иной группе. При этом необходимо помнить:

- на VII ступени в мажоре и на II ступени в миноре строятся уменьшенные трезвучия, которые не могут быть тоникой новой тональности;

- в мажоре родственной является гармоническая субдоминанта, а в миноре – гармоническая доминанта;

- в зависимости от принадлежности к той либо иной группе выбирается прием модулирования.

МОДУЛЯЦИЯ В ТОНАЛЬНОСТИ ДОМИНАНТОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 

Любая мажорная тональность имеет две родственные тональности доминантового направления, располагающиеся на III и V ступенях.

Любая минорная тональность имеет четыре родственные тональности доминантового направления, которые находятся на III, V (натурального и гармонического лада), VII ступенях.

Для построения модулирующего перехода необходимо выбрать посредствующий аккорд. В качестве данного аккорда наиболее удобно использование тонического трезвучия или секстаккорда первоначальной тональности, которые в новой тональности приравниваются к одному из аккордов субдоминантовой группы. Например:

 Ре минор           ля минор(Ля мажор)          Фа мажор            До мажор.

                                          t = s                             t = VI                  t = II

Иногда в качестве посредствующего аккорда выступает не тоника основной тональности, а одно из родственных трезвучий (или его секстаккорд). В таком случае, он вводится с помощью отклонения.

Схема модуляции из ре минора в Фа мажор с дополнительным отклонением:

          5т                      6т.                                 7т.                              8т.

           T6 - D2         VI6 = S6     DD43             K64          D7                      T53

 

Пример № 163.                                                  М. Глинка. «Иван Сусанин», песня Вани

                                                T = VI  K64                             

 

 Пример № 164.                                               Р. Шуман. Детские сцены, «Грезы»

                      F-dur                        d-moll                           C-dur     

МОДУЛЯЦИЯ В ТОНАЛЬНОСТИ СУБДОМИНАНТОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ

 

Любая мажорная тональность имеет четыре родственные тональности субдоминантового направления, которые располагаются на II, VI, IV (натурального и гармонического лада) ступенях.

Любая минорная тональность имеет две родственные тональности субдоминантовой группы на IV и VI ступенях.

Наиболее удобным переходом в тональность субдоминантового направления является введение отклонения. Оно может быть или к аккорду субдоминантовой группы новой тональности или к новой тонике.

Схема модуляции:

5т.                           6т.                                      7т.                               8т.

T6   D43                    II 53 =  t53      II43               K64                D7            t53

 

Пример № 165.                                                          Р. Шуман. Детские сцены № 13

                                                            VII43→II6 VII65→II6=t

 

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 414.