Все родственные тональности можно разделить на две группы по принадлежности к главной функциональной группе:
- Доминантовая группа тональностей – трезвучия III, V, VII ступеней;
- Субдоминантовая группа тональностей – трезвучия VI, IV, II ступеней.
При модулировании в родственную тональность необходимо вначале определить принадлежность новой тоники к той или иной группе. При этом необходимо помнить:
- на VII ступени в мажоре и на II ступени в миноре строятся уменьшенные трезвучия, которые не могут быть тоникой новой тональности;
- в мажоре родственной является гармоническая субдоминанта, а в миноре – гармоническая доминанта;
- в зависимости от принадлежности к той либо иной группе выбирается прием модулирования.
МОДУЛЯЦИЯ В ТОНАЛЬНОСТИ ДОМИНАНТОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Любая мажорная тональность имеет две родственные тональности доминантового направления, располагающиеся на III и V ступенях.
Любая минорная тональность имеет четыре родственные тональности доминантового направления, которые находятся на III, V (натурального и гармонического лада), VII ступенях.
Для построения модулирующего перехода необходимо выбрать посредствующий аккорд. В качестве данного аккорда наиболее удобно использование тонического трезвучия или секстаккорда первоначальной тональности, которые в новой тональности приравниваются к одному из аккордов субдоминантовой группы. Например:
Ре минор ля минор(Ля мажор) Фа мажор До мажор.
t = s t = VI t = II
Иногда в качестве посредствующего аккорда выступает не тоника основной тональности, а одно из родственных трезвучий (или его секстаккорд). В таком случае, он вводится с помощью отклонения.
Схема модуляции из ре минора в Фа мажор с дополнительным отклонением:
5т 6т. 7т. 8т.
T6 - D2 VI6 = S6 DD43 K64 D7 T53
Пример № 163. М. Глинка. «Иван Сусанин», песня Вани
T = VI K64
Пример № 164. Р. Шуман. Детские сцены, «Грезы»
F-dur d-moll C-dur
МОДУЛЯЦИЯ В ТОНАЛЬНОСТИ СУБДОМИНАНТОВОГО НАПРАВЛЕНИЯ
Любая мажорная тональность имеет четыре родственные тональности субдоминантового направления, которые располагаются на II, VI, IV (натурального и гармонического лада) ступенях.
Любая минорная тональность имеет две родственные тональности субдоминантовой группы на IV и VI ступенях.
Наиболее удобным переходом в тональность субдоминантового направления является введение отклонения. Оно может быть или к аккорду субдоминантовой группы новой тональности или к новой тонике.
Схема модуляции:
5т. 6т. 7т. 8т.
T6 D43 II 53 = t53 II43 K64 D7 t53
Пример № 165. Р. Шуман. Детские сцены № 13
VII43→II6 VII65→II6=t
Дата: 2019-12-10, просмотров: 414.