Секстаккорд II ступени – самый распространенный из всех побочных аккордов, является представителем субдоминантовой группы. Секстаккорд II ступени иногда называют «субдоминантой c секстой». Отсутствие общих звуков c тоникой делает II6 незаменимым в каденции.
В четырехголосном изложении чаще всего в II6 удваивается терция – басовый звук аккорда (IV ступень лада), что подчеркивает его субдоминантовость. B мажоре же для удобства голосоведения иногда возможны удвоения примы или квинты.
Пример №100.
II6 II6 II6 II6
Приготовление
1. II6 подготавливается любым аккордом субдоминантовой группы: VI53, S53 и S6, от сильной доли к более слабой. Соединение этих аккордов чаще всего гармоническое.
Пример №101.
VI53 II6 s53 II6 s6 II6
2. II6 может быть подготовлен Т53 и Т6. Это аккорды секундового соотношения, поэтому принцип соединения – мелодический, с противоположным движением голосов.
Пример №102.
t53 II6 t6 II6
Разрешение
1. При переходе II6 в К64 и Т53 (Т6) соединение только мелодическое. В обороте II6 – К64 плавное голосоведение возможно в том случае, если секстаккорд II ступени представлен в тесном расположении и мелодическом положении примы или терции, а так же в широком расположении и мелодическом положении примы. Во избежание параллельных квинт, необходимо чтобы в составе II6 не было квинты или применить скачок и смену расположения в К64.
Пример №103.
тII61 K64 тII63 K64 шII61 K64 тII65 K64 шII63 K64 шII65 K64 II6 K64
2. II6 с аккордами доминантовой группы соединяется и гармонически, и мелодически. При соединении II6 – D53 необходимо использовать мелодическое соединение, чтобы избежать параллелизмов или хода на увеличенный интервал (в миноре). С D7 и его обращениями II6 соединяется гармонически, септима в этом случае вводится как приготовленная. В обороте II6 – D7 доминантовый септаккорд применяется неполным. В обороте II6 – D65(6) во избежание хода на увеличенный интервал бас необходимо вести вниз на ум.5.
Пример №104.
II6 D II6 D II6 D7-5 II6 D65
ТРЕЗВУЧИЕ II СТУПЕНИ
Трезвучие II ступени применяется только в натуральном мажоре.
Приготовление
1. Трезвучие II ступени приготавливается аккордами субдоминантовой группы: VI53, S53 и S6. Возможно как гармоническое, так и мелодическое соединение этих аккордов, а так же применение скачка терцовых тонов (например, в соединениях S53 – II53, VI53 – II53).
Пример №105.
S6 II53 S53 II53 VI53 II53
2. Трезвучие II ступени может приготавливаться тоническими аккордами. Принцип соединения данных аккордов мелодический. Соединение Т6 – II53 в широком расположении недопустимо, так как возникают параллельные квинты.
Пример №105.
T53 II53 T6 II53 шT6 II53
Разрешение
После трезвучия II ступени употребляются консонирующие и диссонирующие аккорды доминантовой группы, К64 и аккорды тонической группы:
-II53 – D53 с гармоническим или мелодическим соединением аккордов.
Пример №106.
II53 D53 II53 D53
-II53 – D43 на общем басу с гармоническим соединением аккордов.
Пример №107.
II53 D43
-II53 – D7 с гармоническим соединением аккордов, причем D7 в данном обороте применяется в неполном виде.
Пример №108.
II53 D7-5
-II53 – К64 с мелодическим соединением аккордов, в данном обороте необходимо избегать параллельных квинт.
Пример №109.
II53 K64 II53 K64
Проходящие обороты
Проходящие обороты с секстаккордом и трезвучием II ступени возможны только в мажоре. Проходящим аккордом в данном обороте может быть либо Т6 с удвоенной терцией, либо VI64. Проходящий Т6 применяется при тесном расположении аккордов, так как в широком расположении образуются параллельные квинты. Проходящий оборот S6 – Т64 – II6 возможен как в мажоре, так и в миноре.
Пример №110.
II53 VI64 II6 II53 T6 II6 S6 T64 II6
Практическое значение
Применение в практических работах секстаккорда и трезвучия II ступени значительно расширяет круг аккордов субдоминантовой группы, увеличивает возможности использования различных оборотов, вносит ладовое разнообразие.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 426.