Тема 1.18. СЕКСТАККОРД И ТРЕЗВУЧИЕ II СТУПЕНИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Секстаккорд II ступени – самый распространенный из всех побочных аккордов, является представителем субдоминантовой группы. Секстаккорд II ступени иногда называют «субдоминантой c секстой». Отсутствие общих звуков c тоникой делает II6 незаменимым в каденции.

В четырехголосном изложении чаще всего в II6 удваивается терция – басовый звук аккорда (IV ступень лада), что подчеркивает его субдоминантовость. B мажоре же для удобства голосоведения иногда возможны удвоения примы или квинты.

 

Пример №100.

              II6                II6                    II6                 II6

Приготовление

1. II6 подготавливается любым аккордом субдоминантовой группы: VI53, S53 и S6, от сильной доли к более слабой. Соединение этих аккордов чаще всего гармоническое.

Пример №101.

               VI53  II6        s53      II6        s6       II6

2. II6 может быть подготовлен Т53 и Т6. Это аккорды секундового соотношения, поэтому принцип соединения – мелодический, с противоположным движением голосов.

Пример №102.

                  t53     II6          t6       II6

Разрешение

1. При переходе II6 в К64 и Т536) соединение только мелодическое. В обороте II6 – К64 плавное голосоведение возможно в том случае, если секстаккорд II ступени представлен в тесном расположении и мелодическом положении примы или терции, а так же в широком расположении и мелодическом положении примы. Во избежание параллельных квинт, необходимо чтобы в составе II6 не было квинты или применить скачок и смену расположения в К64.

Пример №103.

           тII61 K64 тII63 K64 шII61 K64    тII65 K64   шII63 K64   шII65 K64 II6 K64

2. II6 с аккордами доминантовой группы соединяется и гармонически, и мелодически. При соединении II6 – D53 необходимо использовать мелодическое соединение, чтобы избежать параллелизмов или хода на увеличенный интервал                            (в миноре). С D7 и его обращениями II6 соединяется гармонически, септима в этом случае вводится как приготовленная. В обороте II6 – D7 доминантовый септаккорд применяется неполным. В обороте II6 – D65(6) во избежание хода на увеличенный интервал бас необходимо вести вниз на ум.5.

Пример №104.

        II6    D          II6     D         II6     D7-5     II6           D65

ТРЕЗВУЧИЕ II СТУПЕНИ

Трезвучие II ступени применяется только в натуральном мажоре.

Приготовление

1. Трезвучие II ступени приготавливается аккордами субдоминантовой группы: VI53, S53 и S6. Возможно как гармоническое, так и мелодическое соединение этих аккордов, а так же применение скачка терцовых тонов (например, в соединениях S53 – II53, VI53 – II53).

Пример №105.

               S6       II53     S53     II53       VI53  II53

2. Трезвучие II ступени может приготавливаться тоническими аккордами. Принцип соединения данных аккордов мелодический. Соединение Т6 – II53 в широком расположении недопустимо, так как возникают параллельные квинты.

Пример №105.

                T53    II53        T6     II53      шT6    II53

Разрешение

После трезвучия II ступени употребляются консонирующие и диссонирующие аккорды доминантовой группы, К64 и аккорды тонической группы:

-II53 – D53 с гармоническим или мелодическим соединением аккордов.

 

Пример №106.

                II53     D53      II53     D53

-II53 – D43 на общем басу с гармоническим соединением аккордов.

 

Пример №107.

                    II53    D43

-II53 – D7 с гармоническим соединением аккордов, причем D7 в данном обороте применяется в неполном виде.

 

 

Пример №108.

                II53    D7-5

-II53 – К64 с мелодическим соединением аккордов, в данном обороте необходимо избегать параллельных квинт.

 

 

Пример №109.

               II53    K64           II53    K64

Проходящие обороты

Проходящие обороты с секстаккордом и трезвучием II ступени возможны только в мажоре. Проходящим аккордом в данном обороте может быть либо Т6 с удвоенной терцией, либо VI64. Проходящий Т6 применяется при тесном расположении аккордов, так как в широком расположении образуются параллельные квинты. Проходящий оборот S6 – Т64 – II6 возможен как в мажоре, так и в миноре.

Пример №110.

               II53 VI64 II6       II53 T6 II6       S6 T64 II6

Практическое значение

Применение в практических работах секстаккорда и трезвучия II ступени значительно расширяет круг аккордов субдоминантовой группы, увеличивает возможности использования различных оборотов, вносит ладовое разнообразие.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 426.