Доминантовый септаккорд имеет три обращения: квинтсекстаккорд (65), терцквартаккорд (43), секундаккорд (2). Названия обращений образованы из названий интервалов, образуемых между басом и характерными звуками септаккорда (примой и септимой). Расположение обращений доминантового септаккорда может быть тесным, широким или смешанным.
Пример №85.
тD65 шD2 смD43
Строение (структура) и звучание доминантового септаккорда и его обращений одинаковы для мажора и одноименного гармонического минора.
Приготовление
Обращения доминантового септаккорда могут приготавливаться аккордами тонической (Т53, Т6, Т64), субдоминантовой (S53, S6, S64) и доминантовой функций (D53, D6, D64). Нормы голосоведения при введении обращений те же, что при введении D7.
Доминантовый квинтсекстаккорд – первое обращение D7, имеющее в басу терцовый тон. Строится на VII ступени мажора и VII повышенной ступени гармонического минора. D65 вводится двумя способами:
1. Как усложнение D6 с помощью проходящей септимы;
Пример №86.
D6 D65
2. После любой другой функции (тонической или субдоминантовой) при помощи гармонического соединения. В последовательности S53 – D65 бас необходимо вести вниз на ум.5. В миноре в последовательности t6 – D65 бас необходимо вести вниз на ум.4. Такое ведение баса помогает избежать ходов на увеличенные интервалы.
Пример №87.
s53 D2 t53 D43 s53 D65 t6 D65
Доминантовый терцквартаккорд – второе обращение D7, имеющее в басу квинтовый тон. Строится на II ступени лада. Может вводиться после аккордов любой функции. D43 может использоваться в качестве проходящего аккорда (вместо D64) между Т53 и Т6 (и наоборот). В обороте Т53 – D43 – Т6 образуются нарушения голосоведения, которые разрешены:
1. Во избежание удвоения тонической терции в обороте Т53 – D43 – Т6 доминантовую септиму необходимо вести вверх, параллельно басу (при обратном движении Т6 – D43 – Т53 такая необходимость отпадает);
2. В некоторых вариантах расположения в данном обороте образуется последовательность двух квинт (уменьшенной и чистой или наоборот), которые допускаются как исключение;
3. По логике голосоведения D43 разрешается в Т6.
Пример №88.
t53 D43 t6
Если данный оборот начинается с Т6, то в этом аккорде для плавности голосоведения необходимо удвоить квинту.
Пример №89.
t6 D43 t53
Доминантовый секундаккорд – третье обращение D7, имеющее в басу септиму аккорда, что придает ему самое неустойчивое звучание из всех обращений доминантового септаккорда. Строится на IV ступени лада. D2 вводится после любого аккорда при помощи гармонического соединения, но наиболее распространенными являются следующие последовательности аккордов:
1. Может образовываться (аналогично D65) введением септимы в басу на фоне звуков доминантового трезвучия;
2. После S53, так как оба этих аккорда имеют общий бас;
3. В серединной каденции после К64.
Пример №90.
D53 D2 s53 D2 K64 D2 T6
Разрешение
При плавном разрешении любого обращения D7 действуют следующие правила:
- прима – как общий звук доминантовой и тонической гармонии остается на месте;
- терция движется на ступень вверх;
- квинта – на ступень вниз;
- септима – на ступень вниз.
При таком голосоведении D65 и D43 разрешаются в Т53, а D2 – в Т6 с удвоенной примой.
Пример №91.
D65 t6 D43 t53 D2 t6
Перемещение
При перемещении обращений доминантового септаккорда септима либо остается на месте в том же голосе, либо меняется местами с квинтой аккорда.
Пример №92.
D65 D43 D65 -
Практическое значение
Обращения доминантсептаккорда применяются в середине построения и нетипичны для каденций (за исключением в редких случаях D2).
Дата: 2019-12-10, просмотров: 453.