Тема 1.11. СКАЧКИ ПРИ СОЕДИНЕНИИ ТРЕЗВУЧИЯ И СЕКСТАККОРДА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

В соединениях трезвучия и секстаккорда возможны скачки трех видов:

1. Однородные скачки (скачки прим, основных тонов (1-1); скачки квинтовых тонов (5-5)).

2. Двойные скачки (одновременно 1-1 и 5-5).

3. Смешанные скачки (1-5, 3-5, 3-1 и т.п.).

Однородные и двойные скачки возможны при соединении аккордов только кварто-квинтового соотношения, смешанные скачки возможны как при соединении аккордов кварто-квинтового, так и секундового соотношения.

Скачки используются в основном в мелодии, в других голосах скачки применяются значительно реже.

Пример № 68.

                             t     D6     t     s6          t6   s

Однородные скачки.

Гармонизация любого скачка (кроме скачка терций и перемещения) исключает возможность применения двух трезвучий в основном виде, так как возникающие при этом двойные скачки в крайних голосах образуют либо параллельные, либо противоположные октавы или квинты. Нежелательно и прямое движение крайних голосов к октаве или квинте (так называемая скрытая октава или квинта).

Поэтому при восходящем скачке в сопрано основных или квинтовых тонов необходимо движение от трезвучия к секстаккорду. Нижний звук удобнее гармонизировать в тесном расположении. Бас при этом движется в противоположном скачку направлении.

 

Пример № 69.

                    T   s6      D   t6

При нисходящем скачке в сопрано основных или квинтовых тонов возможно любое сочетание: и от трезвучия к секстаккорду, и от секстаккорда к трезвучию.

 

Пример № 70.

                      D6  t       t   s6   

Двойные скачки.

Двойные скачки – это одновременные скачки в двух голосах. Они возникают в трех случаях, когда второму аккорду из-за мелодического скачка грозит разрыв голосоведения и неверность расположения. Самый распространенный вид двойного скачка – это одновременный скачок примы одного аккорда в приму другого и квинты в квинту. Во избежание параллельных квинт в таком соединении прима располагается выше квинты. При таком соединении два голоса движутся параллельными (изредка противоположными) квартами.

Пример № 71.                                            запрещено 

                   t     s6       D   t6      t     s6

Смешанные скачки

Гармонизация смешанных скачков (1-5, 3-5, 1-3 и т.п.) возможна на интервалы сексты, уменьшенной квинты, изредка септимы. Терцовый тон гармонизуется только трезвучием в основном виде, основной и квинтовый тон – либо трезвучием, либо секстаккордом.

Пример № 72.

                  D6   t        s6    D      t     s6

Практическое значение

Применение скачков при соединении трезвучия и секстаккорда (или наоборот) значительно расширяет средства голосоведения и создает контраст с плавным поступательным движением.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 1621.