В соединениях трезвучия и секстаккорда возможны скачки трех видов:
1. Однородные скачки (скачки прим, основных тонов (1-1); скачки квинтовых тонов (5-5)).
2. Двойные скачки (одновременно 1-1 и 5-5).
3. Смешанные скачки (1-5, 3-5, 3-1 и т.п.).
Однородные и двойные скачки возможны при соединении аккордов только кварто-квинтового соотношения, смешанные скачки возможны как при соединении аккордов кварто-квинтового, так и секундового соотношения.
Скачки используются в основном в мелодии, в других голосах скачки применяются значительно реже.
Пример № 68.
t D6 t s6 t6 s
Однородные скачки.
Гармонизация любого скачка (кроме скачка терций и перемещения) исключает возможность применения двух трезвучий в основном виде, так как возникающие при этом двойные скачки в крайних голосах образуют либо параллельные, либо противоположные октавы или квинты. Нежелательно и прямое движение крайних голосов к октаве или квинте (так называемая скрытая октава или квинта).
Поэтому при восходящем скачке в сопрано основных или квинтовых тонов необходимо движение от трезвучия к секстаккорду. Нижний звук удобнее гармонизировать в тесном расположении. Бас при этом движется в противоположном скачку направлении.
Пример № 69.
T s6 D t6
При нисходящем скачке в сопрано основных или квинтовых тонов возможно любое сочетание: и от трезвучия к секстаккорду, и от секстаккорда к трезвучию.
Пример № 70.
D6 t t s6
Двойные скачки.
Двойные скачки – это одновременные скачки в двух голосах. Они возникают в трех случаях, когда второму аккорду из-за мелодического скачка грозит разрыв голосоведения и неверность расположения. Самый распространенный вид двойного скачка – это одновременный скачок примы одного аккорда в приму другого и квинты в квинту. Во избежание параллельных квинт в таком соединении прима располагается выше квинты. При таком соединении два голоса движутся параллельными (изредка противоположными) квартами.
Пример № 71. запрещено
t s6 D t6 t s6
Смешанные скачки
Гармонизация смешанных скачков (1-5, 3-5, 1-3 и т.п.) возможна на интервалы сексты, уменьшенной квинты, изредка септимы. Терцовый тон гармонизуется только трезвучием в основном виде, основной и квинтовый тон – либо трезвучием, либо секстаккордом.
Пример № 72.
D6 t s6 D t s6
Практическое значение
Применение скачков при соединении трезвучия и секстаккорда (или наоборот) значительно расширяет средства голосоведения и создает контраст с плавным поступательным движением.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 1650.