Период – это наименьшая законченная форма, излагающая относительно развитую и законченную музыкальную мысль.
Период может делиться на предложения. Период не делимый на предложения получил название периода единого строения. Наиболее распространенный вид классического периода – период повторного строения, состоящий из двух, сходных по началу, предложений.
Пример № 44.
Пример № 45.
В тональном отношении периоды делятся на однотональные (заканчиваются в основной тональности) и модулирующие (заканчиваются в новой, иной тональности по сравнению с начальной).
Пример № 46.
Пример № 47.
В тематическом отношении периоды делятся на периоды повторного строения (начала их предложений тематически сходны) и неповторного строения (в них тематического сходства нет).
Пример № 48.
Пример № 49.
В структурно-маштабном отношении период может быть квадратным и неквадратым. Квадратной называется такая структура, при которой количество тактов в предложении и периоде кратно четырем (например, 4+4, 8+8, 16+16). Неквадратность обычно связана с расширением или дополнением. Расширение раздвигает предложение изнутри; чаще всего оно связано с прерванной каденцией, которая требует после себя продолжения развития к заключительной каденции. Дополнение находится после заключительной каденции и способствует закреплению тоники.
Пример № 50.
Пример № 51.
Пример № 52.
Мелодико-гармонические обороты, завершающие период и предложения, называются каденциями. Каденции классифицируются:
- по месту в форме периода;
- по аккордовому составу;
- по степени завершенности, устойчивости.
По местоположению в форме периода каденции делятся на:
- серединные;
- заключительные;
- дополнительные.
Серединной называется каденция в середине периода (например, в конце первого предложения). Заключительной называется каденция, завершающая период. Дополнительной называется каденция, завершающая дополнение к периоду.
По аккордовому составу каденции делятся на:
- автентические (из аккордов доминанты и тоники);
- плагальные (из аккордов субдоминанты и тоники);
- полные (из аккордов субдоминанты, доминанты и тоники).
По степени завершенности, функциональной устойчивости каденции разделяются на: половинные, полные, прерванные.
Половинной называется каденция на неустойчивой ладовой функции – доминантовой (D53) или, реже, субдоминантовой (S53). Серединная каденция периода чаще всего бывает половинной автентической (на D53).
Пример № 53.
S53 t53-3
Пример № 54. Р. Шуман. Соната для фортепиано a-moll
K64 D II6 D7 T53
Полной называется каденция, завершающая построение на тонике. Различают:
- полные совершенные каденции;
- полные несовершенные каденции.
Полной совершенной каденция называется в том случае, если:
- заключительный аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие);
- тоническое трезвучие звучит в мелодическом положении основного тона (примы);
- тоническому трезвучию предшествует основной вид доминанты (D53, D7, D9);
- тоническое трезвучие звучит на сильной доле такта.
Если хотя бы один из этих признаков в каденции отсутствует, каденция называется полной несовершенной.
Прерванной называется каденция, содержащая переход доминанты в трезвучие VI ступени.
Пример № 55.
D7 VI53 D7 T53
Дата: 2019-12-10, просмотров: 638.