Тема 1.8. ПЕРИОД. ПРЕДЛОЖЕНИЕ. КАДЕНЦИЯ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Период – это наименьшая законченная форма, излагающая относительно развитую и законченную музыкальную мысль.

Период может делиться на предложения. Период не делимый на предложения получил название периода единого строения. Наиболее распространенный вид классического периода – период повторного строения, состоящий из двух, сходных по началу, предложений.

Пример № 44.

 

Пример № 45.

В тональном отношении периоды делятся на однотональные (заканчиваются в основной тональности) и модулирующие (заканчиваются в новой, иной тональности по сравнению с начальной).

Пример № 46.

 

 

Пример № 47.

В тематическом отношении периоды делятся на периоды повторного строения (начала их предложений тематически сходны) и неповторного строения (в них тематического сходства нет).

Пример № 48.

Пример № 49.

В структурно-маштабном отношении период может быть квадратным и неквадратым. Квадратной называется такая структура, при которой количество тактов в предложении и периоде кратно четырем (например, 4+4, 8+8, 16+16). Неквадратность обычно связана с расширением или дополнением. Расширение раздвигает предложение изнутри; чаще всего оно связано с прерванной каденцией, которая требует после себя продолжения развития к заключительной каденции. Дополнение находится после заключительной каденции и способствует закреплению тоники.

Пример № 50.

Пример № 51.

Пример № 52.

Мелодико-гармонические обороты, завершающие период и предложения, называются каденциями. Каденции классифицируются:

- по месту в форме периода;

- по аккордовому составу;

- по степени завершенности, устойчивости.

 

По местоположению в форме периода каденции делятся на:

- серединные;

- заключительные;

- дополнительные.

Серединной называется каденция в середине периода (например, в конце первого предложения). Заключительной называется каденция, завершающая период. Дополнительной называется каденция, завершающая дополнение к периоду.

По аккордовому составу каденции делятся на:

- автентические (из аккордов доминанты и тоники);

- плагальные (из аккордов субдоминанты и тоники);

- полные (из аккордов субдоминанты, доминанты и тоники).

По степени завершенности, функциональной устойчивости каденции разделяются на: половинные, полные, прерванные.

Половинной называется каденция на неустойчивой ладовой функции – доминантовой (D53) или, реже, субдоминантовой (S53). Серединная каденция периода чаще всего бывает половинной автентической (на D53).

Пример № 53.

                                                                                                                 S53    t53-3

Пример № 54.                                              Р. Шуман. Соната для фортепиано a-moll

                                                       K64 D                                II6 D7  T53

Полной называется каденция, завершающая построение на тонике. Различают:

- полные совершенные каденции;

- полные несовершенные каденции.

Полной совершенной каденция называется в том случае, если:

- заключительный аккорд тоники звучит в основном виде (трезвучие);

- тоническое трезвучие звучит в мелодическом положении основного тона (примы);

- тоническому трезвучию предшествует основной вид доминанты (D53, D7, D9);

- тоническое трезвучие звучит на сильной доле такта.

Если хотя бы один из этих признаков в каденции отсутствует, каденция называется полной несовершенной.

Прерванной называется каденция, содержащая переход доминанты в трезвучие VI ступени.

Пример № 55.

                                       D7        VI53                                                   D7         T53

Дата: 2019-12-10, просмотров: 535.