Тема 1.3. СОЕДИНЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Связь отдельных аккордов, участвующих в гармоническом развитии, осуществляется путем их соединения. Соединение аккордов осуществляется по определенным принципам и правилам. Движение любого голоса называется голосоведением.

Движение каждого отдельного голоса может быть двух видов:

1. Плавное – это движение голоса на интервалы, не превышающие терцию (прима, секунда, терция);

2. Скачкообразное – это движение голоса на интервалы, превышающие терцию (кварта, квинта и более).

 

Совместное движение двух голосов бывает трех видов:

1. Прямое – это движение голосов в одном направлении – восходящем или нисходящем. Частным случаем прямого является параллельное движение голосов, образованное последовательностью одинаковых интервалов (чаще всего терциями или секстами)

Пример № 18.

2. Противоположное – это расходящееся или сходящееся движение двух голосов

Пример № 19.

3. Косвенное – это входящее или нисходящее движение одного из двух голосов, при неподвижности другого

Пример № 20.

 

В классической гармонии сформировались определенные нормы голосоведения:

1. Предпочтение плавного голосоведения скачкообразному (особенно в средних голосах)

Пример № 21.

 

 

2. Невозможность одновременного движения всех голосов в одном направлении

Пример № 22.

3. Недопустимость движения в любой паре голосов параллельными квинтами и октавами, так как в этом случае возникает эффект пустотности, что связано с акустической природой совершенных консонансов.

Пример № 23.

4. Предпочтение косвенного или противоположного движения в крайних голосах перед прямым, так как в данном случае могут возникнуть движение к скрытым квинте или октаве.

Пример № 24.

5. Недопустимость движения голоса на увеличенный интервал.

Пример № 25.

Чтобы получить естественные и, по возможности, плавные линии всех голосов необходимо логично соединять каждую пару соседних аккордов.

Виды соединения трезвучий зависят от общности и различий в их звуковом составе, т.е. от наличия общих тонов. Наличие общих звуков связано с соотношением трезвучий.

Соотношением аккордов называется интервальное расстояние между их основными звуками. Соотношение аккордов бывает: секундовое, терцовое и кварто-квинтовое.

1. Трезвучия в секундовом соотношении не имеют общих звуков (S53 – D53)

Пример № 26.

2. При терцовом соотношении между трезвучиями имеется два общих звука (T53 – III53, VI35 – S53)

Пример № 27.

3. При кварто-квинтовом соотношении между трезвучиями имеется один общий звук (T53 – S53, D53 – T53)

Пример № 28.

Существует два вида соединений трезвучий: гармоническое и мелодическое.

Гармоническим называется такое соединение трезвучий, при котором общий звук (или два общих звука при терцовом соотношении аккордов) остается на месте в том же голосе, а остальные движутся плавно в ближайшие звуки следующего аккорда. Такое соединение возможно при терцовом и кварто-квинтовом соотношении аккордов.

Техника соединения

1. Правильно построить первый аккорд.

2. Наметить бас второго аккорда.

3. Найти общий звук и оставить его на месте в том же голосе.

4. Остальные голоса вести плавно в ближайшие звуки второго аккорда.

5. Проверить правильность соединения трезвучий. Расположение аккордов не должно измениться.

Пример № 29.

Пример № 30.

   тT1      III     тT3 III   тT5 III шT1 III шT3 III   шT5 III

Мелодическим называется такое соединение аккордов, при котором ни один из голосов не остается на месте даже при наличии общего звука. При этом соединении три верхних звука движутся плавно в противоположном басу направлении, в ближайшие звуки соседнего аккорда. Бас ведется на интервал, не превышающий кварту. Такое соединение возможно при секундовом и квартовом соотношении аккордов.

Техника соединения

1. Правильно построить первый аккорд.

2. Наметить бас второго аккорда и повести его на ближайший интервал (при соединении T53 – S53, S53 –T53, T53 – D53, D53 – T53 на ч4 вверх или вниз; при соединении S53 – D53 на б.2 вверх).

3. Три верхних голоса повести плавно в противоположном басу направлении в ближайшие звуки второго аккорда.

4. Проверить правильность соединения трезвучий. Расположение аккордов не должно измениться.

Пример № 31.

   тS1      D     тS3 D    тS5шS1  D шS3  D       шS5 D

Пример № 32.

      тD1      T     тD3 T    тD5шD1  T шD3  T   шD5 T

Дата: 2019-12-10, просмотров: 573.