Тема 1.1. АККОРДЫ. ЧЕТЫРЕХГОЛОСНЫЙ СКЛАД. РАСПОЛОЖЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Слово «аккорд» (итал. accordo, франц. accord) ведет свое происхождение от позднелатинского (III – VI вв.) accordare – «согласовывать». Аккордом называется созвучие из трех и более звуков, которые расположены или могут быть расположены по терциям.

Звук, от которого все остальные можно расположить по терциям вверх, называется основным тоном или примой аккорда (1). Все другие звуки получают названия по интервалу, образуемому с основным тоном: терция (3), квинта (5), септима (7), нона (9). Названия эти сохраняются за звуками аккорда при любом их расположении.

Пример № 4.

Наиболее распространенными аккордами являются трезвучия (аккорд, состоящий из трех звуков, расположенных по терциям), септаккорды (из четырех звуков), реже используются нонаккорды (из пяти звуков).

Пример № 5.

Аккорд может быть расположен так, что нижним звуком будет не основной тон, а какой-либо другой. В этом случае образуется обращение аккорда. Трезвучие имеет два обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд. Секстаккорд и квартсекстаккорд получили свои названия по тем интервалам от нижнего звука (секста; кварта и секста).

Пример № 6.

Септаккорд имеет три обращения, которые получили названия по интервалам, образуемым основным тоном и септимой с нижним звуком данного обращения: квинтсекстаккорд , терцквартаккорд, секундаккорд.

Пример № 7.

Обращения нонаккорда используются редко.

ЧЕТЫРЕХГОЛОСНЫЙ СКЛАД

Для изучения гармонии принят четырехголосный склад. Четырехголосие заимствовано из хоровой музыки и соответствует естественному делению певческих голосов на четыре основных партии: сопрано, альт, тенор и бас. Эти четыре голоса записываются на двух нотоносцах: сопрано и альт на верхнем в скрипичном ключе (сопрано – штилями вверх, альт – штилями вниз), тенор и бас – на нижнем нотоносце (тенор – штилями вверх, бас – штилями вниз).

Четырехголосный склад удобен для изучения гармонии, поскольку в нем хорошо укладываются все основные аккорды. Так, например, для построения трезвучия на четыре голоса достаточно удвоить один из его звуков (чаще всего приму). Количество звуков в септаккордах совпадает с количеством голосов. В нонаккордах обычно пропускается один из звуков (чаще всего квинта).

Пример № 8.

РАСПОЛОЖЕНИЕ ТРЕЗВУЧИЙ

Трезвучия в четырехголосном складе употребляются с удвоением одного из звуков. Наиболее распространенным является удвоение основного тона. Поскольку в трезвучии, в отличие от обращений, основной тон всегда находится внизу (то есть в басу), в трех верхних голосах находятся: второй основой тон, терцовый и квинтовый тоны. В зависимости от того, какой из этих тонов находится в верхнем голосе (мелодии), различаются три мелодических положения трезвучия: примы, терции, квинты.

Пример № 9.                                        Л. Бетховен. Соната для фортепиано № 4.

В зависимости от того, как распределяются эти тоны между тремя верхними голосами, различаются два расположения: тесное и широкое.

Тесным называется такое расположение, при котором три верхних голоса находятся на расстоянии терции или кварты друг от друга.

Пример № 10.

             тT1  тТ3 тТ5

Широким называется такое  расположение, при котором звуки аккорда в трех верхних голосах берутся соседними голосами «через один», образуя квинты и сексты.

Пример № 11.

           шT1  шТ3   шТ5

Как в тесном, так и в широком расположениях интервал между басом и тенором во внимание не принимается и может быть от унисона до двух октав.

Таким образом, трезвучие может быть записано в четырехголосном складе в шести разных видах (три вида в тесном расположении, три – в широком расположении).

Практические рекомендации

1. Располагая каждое из шести положений трезвучия на нотном стане необходимо избегать тесситурных границ голосов и не применять больше трех добавочных линеек. Выстраивая аккорд, необходимо исходить из представления, что его звучание рассчитано на реальный исполнительский состав (хор).

Пример № 12.

2. Нельзя допускать в трех верхних голоса расстояние больше октавы между соседними звуками.

Пример № 13.

3. Нельзя допускать перекрещивания голосов. Перекрещиванием голосов называется случаи, когда бас оказываются выше тенора, тенор выше альта, альт выше сопрано.

Пример № 14.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 1815.