Предоставляется слово каждой группе по выполнению работы 1-ого этапа:
а./Какие орфограммы вы нашли в тексте? Какие для вас являются трудными?
Проверка работы в паре:
а/орфографический разбор
б/виды разбора
Этап. Создание проблемно-творческой ситуации.
Послушайте шуточное стихотворение С.М.Бондаренко и скажите, какое правило правописания слов с – не - здесь обыгрывается.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не,
Посмотрел я вокруг с доумением:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная,
И гуляла собака счастная,
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по траве свежей
Шёл суразный дотёпа и вежа.
А из школы, взявшись за ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна Смеяна.
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы не.
О каком же правиле правописания слов с – не - напомнил нам поэт С.М.Бондаренко?
Или послушайте отрывок из стихотворения А.Белого «Зима». Какая орфограмма чаще всего встречается в именах прилагательных?
Снега синей, снега туманней;
Вновь освежённей дышим мы.
Люблю деревню. Вечер ранний
И грусть серебряной зимы.
Лицо изрежет ветер резкий,
Похлещет хладом в глубь аллей,
Ломает хрупкие подвески
Ледяных, звонких хрусталей.
Навеяв синий, синий иней
В стеклянный ток остывших вод,
На снежной, бархатной пустыне
Воздушный водит хоровод.
А.Белый.
Да, молодцы, вы правы. В шуточном стихотворении идёт речь о правописании слов, которые без - не - не употребляются. А в описании зимнего деревенского пейзажа преобладают прилагательные с – н-и -нн- в суффиксах.
Итак, задание! Каждая группа получает 2 карточки с разными заданиями на такие орфограммы: правописание частицы – не - и - н - и -нн- в суффиксах прилагательных.
Вы работаете в парах, самостоятельно решая, какую проблему будете решать. В случае затруднения обратитесь к алгоритмам, которые есть на каждом столе.
Дидактические материалы к проблемно-творческой ситуации представлены в приложении.
Подведём итоги. Ребята, выскажите своё мнение о проделанной работе, оцените свою роль в выполнении общего задания.
3 этап. Мне хотелось сегодня повторить такую важную орфограмму, как правописание частицы не с разными частями речи. Каждой группе я предложу тест, на листочке отдельном вы записываете ответы, а проверять будет другая группа.
Тест.
Правописание частицы не с разными частями речи
1.Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно.
а/(Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.
б/Мне в этот день (не) здоровилось.
в/С людьми браниться-никуда (не)годится.
г/Толпа (не)доумевала.
д/(Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.
В каком предложении не с существительным пишется слитно.
а/Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.
б/Но это, к сожалению, было (не) озеро.
в/Мы поняли, что это было (не)доразумение.
г/(Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.
3.Укажите слитное написание частицы не:
а/далеко (не)робкое замечани
б/(не)у кого остановиться;
в/ничуть (не)дорог;
г/(не)здоровый цвет лица;
д/(не)дядин дом;
е/(не)доумевал;
ж/(не)большой,но удобный шкаф;
з/выразить (не)годование;
и/(не)чего бояться;
к/(не)длинна,а коротка.
4.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:
а/(не)брежный,ничуть (не)привлекательный,(не)взгоды,
б/(не)доумение,(не)видел,(не)догадливый;
в/(не)доразумение,(не)кем,(не)взлюбил.
5.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:
а/(не)лепость,(не)годовал,(не)красивый;
б/(не) (с) кем,(не)думал,далеко (не) робкий;
в/(не)широкая,но глубокая; (не)понял,(не)вразумительный.
6.Отметь строку,в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:
а/далеко(не)спокойный,(не)суразный;
б/вовсе(не)сложная,(не)дорогой;
в/(не)вредимый,(не)громкая.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.