Дидактические материалы к уроку прилагаются в приложении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Предоставляется слово каждой группе по выполнению работы 1-ого этапа:

а./Какие орфограммы вы нашли в тексте? Какие для вас являются трудными?

Проверка работы в паре:

а/орфографический разбор

б/виды разбора

 

Этап. Создание проблемно-творческой ситуации.

Послушайте шуточное стихотворение С.М.Бондаренко и скажите, какое правило правописания слов с – не - здесь обыгрывается.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица не,

Посмотрел я вокруг с доумением:

Что за лепое положение!

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха,

И на взрачной клумбе у будки

Голубые цвели забудки.

И погода стояла настная,

И гуляла собака счастная,

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазные лужи.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха,

А за ряхой по траве свежей

Шёл суразный дотёпа и вежа.

А из школы, взявшись за ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна Смеяна.

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы не.

 

О каком же правиле правописания слов с – не - напомнил нам поэт С.М.Бондаренко?

 

Или послушайте отрывок из стихотворения А.Белого «Зима». Какая орфограмма чаще всего встречается в именах прилагательных?

Снега синей, снега туманней;

Вновь освежённей дышим мы.

Люблю деревню. Вечер ранний

И грусть серебряной зимы.

Лицо изрежет ветер резкий,

Похлещет хладом в глубь аллей,

Ломает хрупкие подвески

Ледяных, звонких хрусталей.

Навеяв синий, синий иней

В стеклянный ток остывших вод,

На снежной, бархатной пустыне

Воздушный водит хоровод.

А.Белый.

 

Да, молодцы, вы правы. В шуточном стихотворении идёт речь о правописании слов, которые без - не - не употребляются. А в описании зимнего деревенского пейзажа преобладают прилагательные с – н-и -нн- в суффиксах.

        

Итак, задание! Каждая группа получает 2 карточки с разными заданиями на такие орфограммы: правописание частицы – не - и - н - и -нн- в суффиксах прилагательных.

Вы работаете в парах, самостоятельно решая, какую проблему будете решать. В случае затруднения обратитесь к алгоритмам, которые есть на каждом столе.

 

Дидактические материалы к проблемно-творческой ситуации представлены в приложении.

 

Подведём итоги. Ребята, выскажите своё мнение о проделанной работе, оцените свою роль в выполнении общего задания.

 

3 этап. Мне хотелось сегодня повторить такую важную орфограмму, как правописание частицы не с разными частями речи. Каждой группе я предложу тест, на листочке отдельном вы записываете ответы, а проверять будет другая группа.

Тест.

Правописание частицы не с разными частями речи

1.Раскрой скобки. Отметь те предложения, в которых глаголы пишутся с не слитно.

а/(Не) трудиться, так и хлеба (не) добиться.

б/Мне в этот день (не) здоровилось.

в/С людьми браниться-никуда (не)годится.

г/Толпа (не)доумевала.

д/(Не)лает, не кусает, а в дом (не)пускает.

В каком предложении не с существительным пишется слитно.

а/Раздался шорох. Это был и (не)зверь, и (не) птица.

б/Но это, к сожалению, было (не) озеро.

в/Мы поняли, что это было (не)доразумение.

г/(Не)участие продемонстрировал в этой ситуации, а холодное равнодушие.

3.Укажите слитное написание частицы не:

а/далеко (не)робкое замечани

б/(не)у кого остановиться;

в/ничуть (не)дорог;

г/(не)здоровый цвет лица;

д/(не)дядин дом;

е/(не)доумевал;

ж/(не)большой,но удобный шкаф;

з/выразить (не)годование;

и/(не)чего бояться;

к/(не)длинна,а коротка.

4.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не слитно:

а/(не)брежный,ничуть (не)привлекательный,(не)взгоды,

б/(не)доумение,(не)видел,(не)догадливый;

в/(не)доразумение,(не)кем,(не)взлюбил.

5.Отметь строку,в которой все слова пишутся с не раздельно:

а/(не)лепость,(не)годовал,(не)красивый;

б/(не) (с) кем,(не)думал,далеко (не) робкий;

в/(не)широкая,но глубокая; (не)понял,(не)вразумительный.

6.Отметь строку,в которой оба прилагательных пишутся с не слитно:

а/далеко(не)спокойный,(не)суразный;

б/вовсе(не)сложная,(не)дорогой;

  в/(не)вредимый,(не)громкая.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 216.