Особенности организации личностно-ориентированного урока.                                                                          
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

     Нередко
ННер приходится слышать утверждение, что и в рамках «традиционного» урока широко применялись и применяются принципы личностно-ориентированного подхода. Поэтому прежде чем говорить об особенностях организации личностно-ориентированного урока, еще раз проанализировала принципы построения «традиционного» урока.

Основные различия между традиционным и личностно-ориентированным уроком представлены в таблице 1 (Приложение №1).

Особенности личностно-ориентированного урока видятся мне следующими:

· Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия «учитель-ученик». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ученика.

· Изменяются позиции ученика – от прилежного исполнения к активному творчеству

· Иным становится его мышление: рефлексивным, то есть нацеленным на результат.

· Меняется и характер складывающихся на уроке отношений.

Главное же - учитель не только дает знания, но и создает оптимальные условия для развития личности обучающихся.

При подготовке и проведении личностно-ориентированного урока учитель выделяет основополагающие направления своей деятельности, выдвигая при этом на первый план личность ученика. Более подробно направления деятельности учителя представлены в таблице 2 (Приложение №2).

Личностно-ориентированный подход в обучении немыслим без выявления субъективного опыта каждого ученика, то есть его способностей и умений в учебной деятельности. Дети, как известно, разные, опыт каждого из них сугубо индивидуален и имеет самые разные особенности.

Считаю, что при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока надо знать характеристику субъектного опыта обучающихся, чтобы помочь каждому выбрать рациональные приемы, средства, методы и формы работы.

Цель дидактического материала, применяемого на таком уроке, состоит в том, чтобы отработать учебную программу, обучить детей необходимым знаниям, умениям, навыкам. Виды дидактического материала: учебные тексты, карточки-задания, дидактические тесты. Задания разрабатываются в соответствии с тематикой, уровнем сложности, целями использования и количеством операций на основе дифференцированного и индивидуального подхода. Кроме того, учитывается  ведущий тип учебной деятельности обучающегося (познавательная, коммуникативная, творческая).

Использование принципов личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического и методического материала, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика.

Ученику предоставляется  возможность выбора способов и форм учебной работы,  характера ответов, оценивается не только результат обучения, но и процесс.

   Следует отметить, что личностно-ориентированный подход не меняет структуру базового учебного плана и образовательных стандартов. В учебной деятельности данный подход обеспечивает приоритет внутриличностного содержания образования, формируемого в процессе прохождения индивидуальных образовательных технологий. Руководством в практической деятельности по данному вопросу является ст.14 Закона РФ «Об образовании», где говорится: «...содержание образования должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, должно учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений».

  Таким образом, содержание личностно-ориентированного обучения призвано помочь обучающемуся в выстраивании собственной личности, определении собственной личностной позиции в жизни: выбрать значимые для себя ценности, овладеть определенной системой знаний, выявить круг интересующих научных и жизненных проблем, освоить способы их решения.

классах.

1.3. Психолого-физиологические особенности развития детей среднего школьного возраста.
Одним из важнейших условий успешной реализации принципов личностно-ориентированного обучения является знание педагогом определенных закономерностей развития личности. Они лежат в основе каждого возрастного периода  человеческого развития, каждый из них является уникальным, и в каждом из них наиболее актуальными являются различные процессы и явления. Учет возрастных особенностей является залогом успешного обучения и воспитания ребенка. Однако, в современной науке не существует единой общепринятой периодизации наиболее приоритетных сторон человеческого развития. В настоящее время хронологические рамки различных возрастных периодов определяются в зависимости от того, что взято за основу классификации: фактический возраст, психическое созревание или физическое формирование, социальные аспекты деятельности.
Мною взято за основу положение Л.С. Выготского, что возрастная периодизация должна основываться на сущности самого процесса развития - присвоении исторического опыта в ходе организованной взрослыми деятельности и общения. При определении возрастной периодизации на это же положение опирается Д.Б. Эльконин. Согласно ей, исследуемому в данной работе возрастному периоду (5-7 классы общеобразовательной школы) соответствует подростковый возраст (11-15 лет). Ведущим видом деятельности, по определению Д.Б. Эльконина, является "общение в системе общественно полезной деятельности (учебной, общественно-организационной, трудовой и др.). Важнейшими новообразованиями являются формирование самооценки, критическое отношение к окружающим людям, стремление к "взрослости" и самостоятельности, умение подчиняться нормам коллективной жизни."
В подростковом возрасте отчетливо прослеживается стремление к общению, позволяющее с помощью других суждений проверить свои знания; отмечается повышенная интеллектуальная активность, в ее основе лежат мотивы получения высокой оценки со стороны взрослых и желание продемонстрировать окружающим свои способности.
Существенные изменения происходят и в эмоциональной сфере подростка. Его эмоции отличаются большой силой и трудностью в их управлении. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств.
Основные потребности подросткового возраста: потребность в активном социальном взаимодействии со сверстниками, в интимно-личностном общении, в самовыражении, самоутверждении, творчестве. Причем реализация этих потребностей сопряжена с высокой степенью эмоциональной незрелости подростков. Следовательно, процесс обучения подростков будет эффективным только в том случае, если деятельность, предложенная им, будет отвечать их потребностям и соответствовать ведущей деятельности. Только при этом обучение для школьников будет мотивированным, а, следовательно, вероятность их продуктивного включения в данный процесс существенно повысится.

Учителю при выборе методов и приемов в процессе личностно-ориентированного обучения необходимо учитывать не только психологические особенности детей данного возраста, но и особенности мыслительных процессов обучающихся с разным типом функциональной асимметрии полушарий.

   Трудности в обучении грамотному письму связаны с объективными причинами, кроющимися в индивидуальных особенностях функциональной организации мозга.

Наиболее грамотными являются равнополушарные обучающиеся. Левое полушарие у них берет на себя основную работу по организации переработки зрительной и слуховой информации, моторного акта письма. Написав диктант, дети этой группы замечают и исправляют почти все допущенные ошибки. Левополушарные дети делают ошибок при письме в 2,5 раза больше: на безударные гласные в корне, пропускают мягкий знак, в 12 раз чаще путают падежные окончания, пишут лишние буквы, заменяют одни согласные другими. В речи используют много глаголов. Правополушарные дети ошибки делают в словарных словах, а также в гласных, находящихся под ударением, имена собственные пишут со строчной буквы, для них характерны пропуски, описки. Эти данные приводятся в исследовании, проведенном А.Л. Сиротюком.

По мнению, А.Л. Сиротюка, есть также различия и реакции детей разного пола на оценки их деятельности. Для мальчиков очень важно, ЧТО оценивается в их деятельности, а для девочек — КТО их оценивает и КАК. Мальчиков интересует суть оценки, а девочки более заинтересованы в эмоциональном общении со взрослыми. Для девочек важно, какое они произвели впечатление.

 Специалисты-психологи также отмечают, что и время, необходимое для вхождения в урок, также зависит от пола. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. И большинство учителей ориентируются на девочек. Мальчики «врабатываются» долго. А когда мальчики достигают пика работоспособности, девочки уже начинают уставать. Учитель начинает снижать нагрузку, и урок входит в другую фазу, но ключевой для урока материал и пик работоспособности мальчиков не совпадают.

Кроме того, установлено, что мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу. Однако требования к качеству, тщательности, аккуратности исполнения или оформления у них невелики.

Девочки обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, когда требования к тщательности, проработке деталей, исполнительской части задания невелики, потому что уже обкатаны. Исключается этап поиска, минимальны требования к новаторству, максимальны — к тщательности исполнения. Этот метод хорош для девочек, мальчики стремятся участвовать в поиске решения задачи.

Неодинаково сказывается на работе мозга детей разного пола и утомление. У мальчиков больше страдают левополушарные процессы (связанные с речевым мышлением, логическими операциями), а у девочек — правополушарные (образное мышление, пространственные отношения, эмоциональное самочувствие).
Общеизвестно, что школьное обучение для ребенка – это одновременно сложный процесс восприятия и усвоения предложенной информации. Поэтому важно знать, каким образом обучающийся воспринимает информацию.

В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации психологи людей условно делят на четыре категории.

Визуалы - люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения.
Аудиалы - те, кто в основном получает информацию через слуховой канал.
Кинестетики - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая немногочисленная вообще среди людей. А школьникам средних классов такой способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен.

- На уроке, основанном на принципах личностно-ориентированного обучения информация детям, представляется с учётом всех каналов восприятия: и зрения, и слуха, и кинестетического канала. Тогда у каждого ребенка появится шанс усвоить хотя бы значительную часть предлагаемой информации.

- От знания учителя, какой канал у ребенка ведущий, зависит усвоение учеником многих важных навыков, в том числе чтения и письма.

- Существенно отличаются особенности умственной работы (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.).

- От знания того, к какой категории относится их ученик, ему легче строить с ним отношения. Становится понятным: почему возникают проблемы с дисциплиной, почему общение идёт "на разных языках", как правильно поощрить ребенка или сделать ему замечания и т. д.

Реализуя принципы личностно-ориентированного обучения, стараюсь подходить к детям с учетом того, какой канал восприятия у ребенка ведущий:

· от визуала можно требовать быстрого решения задач;

· от аудиала - немедленного повторения услышанного им материала;

· от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого - он нуждается в другом отношении, ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и родных!

В процессе изучения учебного материала ученик должен содержать возможность ошибаться и исправлять свои ошибки, вырабатывать умение находить компромиссы, усомниться в своих решениях и возвращаться к началу. Совершая ошибки и исправляя их, ученик вырабатывает непротиворечивую и хорошо продуманную стратегию. Это становится возможным благодаря рефлексивному компоненту содержания урока, построенного на принципах личностно-ориентированного обучения.

Таким образом, знакомство с теорией личностно-ориентированного обучения, разработанной И.С.Якиманской, знание психологических и физиологических особенностей обучающихся дало возможность поиска выхода из состояния профессиональной неудовлетворённости.

 

 











Дата: 2019-12-10, просмотров: 206.