Анализ результативности обучения русскому языку при использовании принципов личностно-ориентированного обучения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

По такой системе работаю уже в течение 5 лет.

Качество знаний обучающихся по русскому языку при 100 % успеваемости составило:

Классы 2007-2008 2008-2009 2009-2010
5 класс 44%    
6 класс 50% 55%  
7 класс 47% 55% 55%
8 класс   53% 62%
9  класс     53%

Анализируя данные таблицы можно сказать, что показатели качества знаний обучающихся стабильно растут:

Ø 2007-2008 учебный год 5 кл. – 44%, а в 2008-2009 учебный год эти же ребята в 6-м кл. – 55%, а в 2009-2010 учебный год эти же ребята в 7 –м кл. – 55%;

Ø 2007-2008 учебный год 6 кл. – 50%, а в 2008-2009 учебный год эти же ребята в 7-м кл – 55%, а в 2009-2010 учебный год эти же ребята в 8 –м кл – 62%;

Ø 2007-2008 учебный год 7 кл. – 47%, а в 2008-2009 учебный год эти же ребята в 8-м кл – 53%, а в 2009-2010 учебный год эти же ребята в 9 –м кл – 53%; 

По итогам I полугодия 2010-2011 учебного года коэффициент успешности составляет 100%, коэффициент качества  в 8 кл. – 52%,

в 9 классе – 62%.

Данные  свидетельствуют о достижении стабильности в показателях качества знаний,  а, следовательно, выработки личностной позиции у обучающихся и появления мотивации к обучению. Также интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы.

В результате проведенной работы выросли психологическая комфортность обучения, уровень усвоения содержания образования, удовлетворенность учеников учебным процессом.

Реализация принципов ЛОО позволила выявить одаренных обучающихся и проводить с ними целенаправленную работу по развитию их способностей. Итогом этой работы стали неплохие результаты, показанные обучающимися на районной олимпиаде по русскому языку:

2009 год – 3 место.

Обучающиеся активно выступают со своими исследовательскими работами на школьной научной конференции, районной конференции «Мир через культуры», «Первые шаги в науку».

Во всероссийском конкурсе «Русский медвежонок» обучающиеся принимают активное участие, в 2008 году – 4 место в районе из 112 участников, 2009 году – 5 место в районе из 126 участников, 2010 г. – 4 место в районе из 104 участников.  Причем в этом конкурсе стараются принять участие не только хорошо и отлично успевающие по русскому языку ученики.

Обучающиеся на уроках не боятся высказываться, выдвигать гипотезы при изучении нового материала. Снизился уровень тревожности обучающихся на уроках русского языка. В ноябре 2007 года и октябре 2009 года мною было проведено анкетирование обучающихся 5 (2007 год) и 7 (2009 г.) класса. В числе других вопросов в анкете предлагалось ответить «да» или «нет» на вопросы:

1. я боюсь уроков русского языка;

2. я боюсь учителя русского языка

3. я боюсь отвечать у доски на уроках русского языка

4. я боюсь реакции одноклассников на мой ответ у доски.

В ноябре 2007 года утвердительно ответили хотя бы на один из этих вопросов 12 учеников из 20 (или 60%), в октябре 2009 года – 4 человека из 20 (или 20%).

За три года практически не снизилось количество обучающихся, которые утвердительно ответили на вопрос «Любите ли вы отвечать на вопросы учителя на уроке?» (80% в 5 классе и 75% в 8 классе), а количество учеников, которые утвердительно ответили на вопрос «Любите ли вы задавать вопросы учителю на уроке?» возросло с 25% до 60%.

Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и мне, учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

В конце 2009-2010 учебного года была проведена анкета по определению уровня удовлетворенности обучающихся уровнем преподавания уроков русского языка. В исследовании принимали участие ученики 5-9 классов в количестве 41 человек, которым были предложены следующие вопросы:

Анкета для исследования уровня удовлетворенности обучающихся уроками русского языка.

Баллы Варианты ответов
11 Очень доволен
13 Доволен
7 Скорее доволен, чем не доволен
4 Не знаю
3 Скорее не доволен, чем доволен
2 Не доволен
1 Совсем не доволен.

    Несколько лет  работы позволило, действительно, убедиться, что в классе с наполняемостью 20 и более учеников построить индивидуальную образовательную траекторию развития для каждого ученика, создать на уроке разнообразную (вариативную) среду очень сложно, но в проведенном мною в конце учебного 2009-2010 года анкетировании девятиклассникам был задан вопрос: «Что вам больше всего нравится на уроке русского языка?», подавляющее большинство ответов касалось разнообразия способов и форм работы, возможности выразить и отстаивать свое собственное мнение, возможность выбора формы выполнения заданий.

Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей обучающихся. Сочинения ребят глубоко индивидуальны, в них виден нравственный рост школьников.

 

Заключение

  Личностно-ориентированное обучение позволяет усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, уменьшить отставание, углубить и расширить знания обучающихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечивает активное стимулирование у обучающихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

В основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как коллективного субъекта, но, прежде всего как индивида. Уроки русского языка призваны развивать индивидуальные способности обучающихся в овладении навыками грамотного письма, культуры речи, в воспитании ученика как вдумчивого читателя.

Работа в данном направлении изменила мои представления о необходимости помощи  личности в познании себя, самоопределении и самореализации.

Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, организуемые на уроке, позволяют мне фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника через способы учебной работы.

Организация урока на основе принципов личностно-ориентированного обучения предполагает усилия по специальному конструированию учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, что в итоге привело к повышению качества знаний обучающихся, мотивации к изучению русского языка.

Основополагающие принципы этого подхода могут использоваться не только на уроках русского языка, но и при изучении других предметов: географии, биологии, математики, иностранного языка в образовательных учреждения любого вида.

Результативность системы личностно ориентированного обучения характеризуется 100% успеваемостью и высоким уровнем качества знаний обучающихся (от 53 до 62%).

Реализуя индивидуальный подход, я смогу помочь обучающимся в их развитии.  

В целом, личностно – ориентированный урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего, мудрого и недосягаемого для них взрослого человека, а как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать обучающихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы. Не считаю для себя зазорным сказать своему ученику: «Ты знаешь, твои доводы точнее и логичнее моих». Или: «К сожалению, я допустила ошибку, ты молодец, что обратил на неё внимание». Подобное поведение вовсе не умаляет достоинства учителя, а лишь способствует росту его авторитета у ребят.

Я убеждена, что личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка способствует развитию умений и навыков каждого ребёнка в той мере, в какой позволяют это сделать его природные задатки.

Мир детей надо наполнить творчеством и эмоциями, а не только заучиванием правил и параграфов учебников. В своей работе я стараюсь изменить способы подачи учебного материала, использовать новые технологии, чтобы ребенок мог почувствовать и осознать богатство своего внутреннего мира. Личностно-ориентированный урок предоставляет огромные возможности для решения этих задач.

 

       4. Список использованной литературы:

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. - Ростов н / Д: Феникс, 2006.

2. Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к “П.С.”. – 2001. – № 32. – С. 6–10.

3. Берестовицкая С. Личностно ориентированный урок литературы [Текст] /С. Берестовицкая //Литература. Пр. к “П.С.”. – 2005. – № 17. –С. 3–6.

4. Гибитова В.Ф. Схемы при обучении орфографии. РЯШ №1, 1991 г.

5. Горбатов Д.С. Новый вид орфографического контроля. РЯШ №2, 1993 г.

6. Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. – 2001. – № 3. –С. 115–117.

7. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2000. – № 6. –С. 130–131.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.

9. Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы [Текст] /М.И. Лукьянова, Н.А. Разина, Т.Н. Абдуллина //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 13–22.

10. Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12.

11. Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации [Текст] / М.И. Лукьянова //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 35–43.

12. Никодимова Е.А. Внедрение личностно ориентированных технологий [Текст] / Е.А. Никодимова, Г.И. Ненилина //Школьные технологии. – 2005. – № 6. – С. 124–132.

13. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей, издание 3, под редакцией В.С Кукушкина.- М. , Р –на – Д.: издательский центр « Март», 2006.

14. Сиротюк А.А. Обучение детей с учётом психолофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей.-М.: ТЦ «Сфера», 2000.

15. Степанов Е. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е.Степанов // Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 2–5.

16. Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования [Текст] /Л.М. Фридман // Завуч. – 2000. – № 8. – С. 77–87.

17. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования[Текст] /И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.

 

Приложение №1

Таблица 1

Традиционный урок Личностно-ориентированный урок
1. Целеполагание. Урок преследует цель - вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают. 2. Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – учитель. Развитие ребенка – абстрактное, попутное!     3. Деятельность ученика: ученик – объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель – дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются. 4. Отношения «учитель-ученик» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается, лавирует, иногда учит. Ученик – лицо второстепенное.   1. Целеполагание. Цель – развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают весь урок. На уроке – постоянный диалог: учитель-ученик.   2. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика. 3.Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера. 4. Отношения «учитель – ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

                                       

Приложение №2

Таблица 2

Направления деятельности учителя Пути и средства реализации
1. Обращение к субъектному опыту школьника а) Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался? б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между учениками. в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме. г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий. д) Обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке на основе контакта.
2. Применение на уроке разнообразного дидактического материала а) Использование учителем различных источников информации. б) Побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий. в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. г) Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям. д) Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.
3. Характер педагогического общения на уроке. а) Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости. б) Обращение к ученикам по имени. в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой. г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.
4. Активизация способов учебной работы. а) Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы. б) Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся. в) Анализ действий каждого ученика. г) Выявление значимых способов, избираемых учащимися. д) Обсуждение наиболее рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно. е) Оценивание и результата и процесса.
5. Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке а) Организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса. б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий. в) Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным. г) Проявление отзывчивости к эмоциям ученика. д) Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса.

 

Приложение №3

Опросник Реана А.А.

«Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Инструкция: Прочитай ниже названные суждения и реши, какие из них относятся к тебе и ты с ними согласен. – рядом с этим суждением напиши «да». Если суждение к тебе не относится, то напиши рядом «нет». Будь откровенен.

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистически надеюсь на успех.

2. В деятельности я обычно активен.

3. Я склонен к проявлению инициативности.

4. При выполнении ответственных заданий я стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Я часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистически высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, моя результативность деятельности ухудшается.

10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если я рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Я предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереалистически высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.

Если я задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.

Благодарим за ответы на вопросы анкеты!

 

Ключ к опроснику А.А. Реана:

Ответ «Да» – вопросы № 1,2,3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

Ответ «Нет» – вопpосы № 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

 

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 (один) бaлл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Критерии оценки предлагаются следующие:

от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

От 8 до 13 баллов, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не

выражен. Но при этом следует различать внутри данной группы учащихся тех, кто имеет определенную тенденцию к развитию мотивации на успех: таковыми являются те подростки, которые набрали 12-13 баллов. Если учащийся набрал 8-9 баллов, то у него в большей степени склонность (тенденция) к избеганию неудачи.

От 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (стремление к достижениям).

Приложение №3

Варианты поведения школьников

Дата: 2019-12-10, просмотров: 229.