Использование дидактического материала в условиях личностно-ориентированного обучения.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Для индивидуальной работы с каждым учеником  необходимо иметь соответствующий дидактический материал.

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения предполагает специальное конструирование учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, типов учебного диалога, форм контроля за личностным развитием ученика в ходе овладения знаниями.

Дидактический материал при всем различии в содержании, функциях, средствах и методах его использования предназначен для отработки учебной программы, обеспечения обученности школьников необходимыми знаниями, умениями, навыками; для осуществления предметной, разноуровневой дифференциации обучающихся.

В настоящее время мною накоплены образцы такого дидактического материала по русскому языку для обучающихся 5–7-х классов.

На основе программы разрабатываются карточки с дозированной помощью, которые включают временное облегчение заданий. В роли опорных карточек выступают инструкции, какие действия и в какой последовательности нужно произвести, чтобы выполнить задание; схемы требуемых или данных конструкций; синонимы и антонимы, помогающие толкованию нового термина; таблицы справочного характера, опорные тексты для выводов и др., нередко опорная карточка выполняет роль и проверочной (Приложение №9)

Для работы с наглядным подкреплением рисунком, чертежом незаменимым “помощником” являются опорные конспекты и иллюстрации.

        Можно предложить самим детям сделать движущиеся таблички. Например, при изучении темы «Слитное и раздельное написание НЕ и НИ в отрицательных местоимениях».

нé у кого
нé с кем
ни с кéм

                      сгиб

         На этапе закрепления часто использую алгоритм – инструкцию по применению правила.

Всё это актуально на уроках русского языка в процессе обучения грамотному письму. Из опыта работы известно, что не каждому обучающемуся удается легко овладевать навыками грамотного письма. Причина в индивидуальных особенностях памяти, типа мышления, темперамента. Известно, что одним обучающимся для овладения каким-либо орфографическим навыком требуется выполнить больше упражнений, другим – меньше. Поэтому приходится постоянно отыскивать наиболее эффективные приемы работы с правилом, подбирать упражнения с учетом индивидуальных особенностей обучающихся.

Орфография как система в значительной мере отражает сложность самого языка. В психологии принято положение о сознательной природе орфографического письма как навыка сложного.

В методических работах предлагаются различные пути повышения грамотности, среди них один из самых эффективных, на мой взгляд,- это алгоритмизация правил, сведение ряда правил к общему алгоритму, составление таблиц обобщающего характера.

В своей работе использую обобщающие таблицы по различным разделам орфографии:

- Слитное и раздельное написание не со словами.

- Правописание н и нн и др.

Так, при изучении в 7 классе темы «Слитное и раздельное написание не с наречиями на –о и –е» мы составляем обобщающую таблицу правописания не с разными частями речи. К этому времени обучающиеся уже знакомы с правилами написания не и с существительными, и с прилагательными, и с глаголами, и с причастиями, и с деепричастиями. Поэтому дети принимают самое активное участие в составлении таблицы. Сначала на уроке вспоминаем соответствующие правила, находим закономерности, общие черты. Затем сильным ребятам предлагается самостоятельно составить таблицу, сильные работают, а слабые в это время выполняют тренировочные упражнения. После этого обсуждаются составленные детьми таблицы. Затем они сравниваются с вывешенной на доске таблицей.

Таблицы и схемы, которыми я пользуюсь, носят обобщающий и, по возможности, алгоритмизированный характер. Алгоритм облегчает выработку орфографического навыка, особенно медлительными учащимися с неустойчивым вниманием, так как позволяет при выполнении упражнения осуществлять определенные «шаги», способствующие осознанному овладению навыком.

Во время работы над правилом предлагаю детям сначала прочитать его самостоятельно, затем читаем вслух. Если это, возможно, составляем схему правила. После того, как обучающиеся усвоили орфографическое правило, овладели алгоритмом, требуется большая, кропотливая работа по отработке навыка, доведению его до автоматизма. При этом учитываю индивидуальные особенности учеников. В начале урока провожу орфографическую разминку. Обучающиеся должны вставить в записанные на доске слова буквы, объяснить их написание. Потом вставленные буквы стираются, а дети записывают слова в тетрадь. Возможны варианты:

- слова закрываются, дети записывают их под диктовку, затем проверяют по записи на доске;

- слабые обучающиеся получают карточки со словами, им необходимо просто списать слова, обозначая орфограммы;

- в записанных словах назвать все орфограммы.

Например, в слове прикоснуться 3 орфограммы: правописание приставки при-, корня с чередованием о-а, ь в неопределенной форме.

Особого внимания требуют также обучающиеся, которым с трудом дается овладение навыками грамотного письма. Это дети с кратковременной памятью, неустойчивым вниманием, с трудом воспринимающие письменную речь (дизлексики), страдающие дисграфией. Терпение учителя, более простые упражнения позволяют если не повысить их грамотность, то не вызвать отвращение к предмету, к школе.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 211.