При реализации личностно-ориентированного подхода важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений.
При составлении проверочных, самостоятельных и итоговых работ не ограничиваюсь заданиями репродуктивного уровня, которые должны входить в работу для того, чтобы ученики увидели степень своего продвижения в учёбе и определили зону своего ближайшего развития в материале учебного предмета.
Контроль учебной деятельности направляю на выявление динамики приобретения знаний, развития умений и навыков.
Чтобы перевести работу с параграфом учебника из области репродуктивной деятельности в область деятельности реконструктивной, предлагается следующий вид работы: пользуясь учебником, справочной литературой школьники должны учиться задавать друг другу вопросы в рамках, обозначенных темой урока или изучаемого раздела. Можно вспомнить известную шутку (объяснял, пока сам не понял): дети с удивлением понимают, что невозможно правильно поставить даже самый элементарный вопрос, не зная ответа.
Умение применять на практике усвоенные знания и способы выполнения действия проверяются при письменном индивидуальном опросе, во время выполнения небольших по объему самостоятельных и проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм, при выполнении заданий по карточкам, индивидуальным перфокартам, различных упражнений с последующей самопроверкой.
В качестве формы проверки орфографических умений и навыков довольно часто использую графические диктанты. Они не только помогают развитию способности обучающихся абстрактному мышлению, но и дают мне, как учителю, быструю информацию об их умении видеть структуру слова, что способствует сознательному усвоению орфографии, помогает обучающимся систематизировать и обобщать материал.
А цифровые диктанты помогают сэкономить время на уроке и сделать как можно больше: опросить по пройденному материалу, объяснить новую тему, закрепить полученные знания.
Такой вид работы на уроке позволяет одновременно проверить знания у нескольких обучающихся: один - два ученика вызываются к доске, затем при проверке берется тетрадь еще у одного, а следующий озвучивает то, что он записал у себя в тетради. Класс может также принимать участие в объяснении выбора цифры.
Часто использую в своей работе различные виды творческих диктантов: на расширение текста (или на вставку слов), с заменой. Творческие диктанты требуют хорошего знания теоретического материала, заставляют ученика задуматься над выбором слов и выражений, т.е. проводится работа с синонимами, чрезвычайно полезная для школьников. С методикой проведения творческого диктанта можно познакомиться в Приложении № 12.
Эффективной формой проверки знаний, умений, навыков при личностно- ориентированном обучении считаются используемые мной тестовые задания. Они сегодня достаточно широко представлены в педагогической и методической литературе. В основном они ориентированы на проверку знаний и способов действий репродуктивного уровня.
Для реализации контрольных функций помимо уроков в учебном процессе применяю зачеты, как особую форму организации обучения. Тематические зачеты могут быть как письменными, так и устными. Считается, что во время устных зачетов неизбежна нерациональная затрата рабочего времени на обратную связь. Поэтому письменные зачеты, по моему мнению, все же лучше.
Составляя задания, целесообразно пользоваться смешанными тестами (открытыми тестами и текстами заданий). Для проведения зачета составляются многоуровневые задания, состоящие из двух частей: обязательной (базовый уровень) и дополнительной (повышенный уровень) (Приложение №9).
Подготовка к зачету и само занятие способствуют развитию у детей логического мышления, памяти, способности к анализу и синтезу, формированию навыков самоконтроля и адекватной самооценки, что в свою очередь содействует глубокому и прочному усвоению учащимися материала.
Выбирая методы проверки знаний обучающихся, также стараюсь учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.
Для левополушарных детей наиболее предпочтительные методы: решение языковых задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение языковых задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подбирают ответ из предлагаемых вариантов.
Для правополушарных детей подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.
Результативный этап | Правополушарные обучающиеся | Левополушарные обучающиеся |
Самоконтроль | Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски Свободная конверсация | Высокий самоконтроль речи Высокий самоконтроль изложения материала |
Характерные ошибки | Ударные гласные Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки Имена собственные пишут со строчной буквы | Безударные гласные в корне Пропуск мягкого знака Написание лишних букв Замена одних согласных другими Падежные окончания |
Методы проверки | Устный опрос Задания с ограниченным сроком выполнения Вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ) | Решение задач Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа) |
Дата: 2019-12-10, просмотров: 220.