Особенности форм и методов контроля ЗУН при реализации личностно-ориентированного подхода при изучении орфографии.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

При реализации личностно-ориентированного подхода важной является процедура оценивания, которая также должна быть направлена на раскрытие потенциальных возможностей учащихся с учётом их индивидуальных достижений.

  При составлении проверочных, самостоятельных и итоговых работ не ограничиваюсь заданиями репродуктивного уровня, которые должны входить в работу для того, чтобы ученики увидели степень своего продвижения в учёбе и определили зону своего ближайшего развития в материале учебного предмета.
Контроль учебной деятельности направляю на выявление динамики приобретения знаний, развития умений и навыков.
Чтобы перевести работу с параграфом учебника из области репродуктивной деятельности в область деятельности реконструктивной, предлагается следующий вид работы: пользуясь учебником, справочной литературой школьники должны учиться задавать друг другу вопросы в рамках, обозначенных темой урока или изучаемого раздела. Можно вспомнить известную шутку (объяснял, пока сам не понял): дети с удивлением понимают, что невозможно правильно поставить даже самый элементарный вопрос, не зная ответа.

Умение применять на практике усвоенные знания и способы выполнения действия проверяются при письменном индивидуальном опросе, во время выполнения небольших по объему самостоятельных и проверочных работ с заданием графически объяснить выбор орфограмм, при выполнении заданий по карточкам, индивидуальным перфокартам, различных упражнений с последующей самопроверкой.

В качестве формы проверки орфографических умений и навыков довольно часто использую графические диктанты. Они не только помогают развитию способности обучающихся абстрактному мышлению, но и дают мне, как учителю, быструю информацию об их умении видеть структуру слова, что способствует сознательному усвоению орфографии, помогает обучающимся систематизировать и обобщать материал.

 А цифровые диктанты помогают сэкономить время на уроке и сделать как можно больше: опросить по пройденному материалу, объяснить новую тему, закрепить полученные знания.

Такой вид работы на уроке позволяет одновременно проверить знания у нескольких обучающихся: один - два ученика вызываются к доске, затем при проверке берется тетрадь еще у одного, а следующий озвучивает то, что он записал у себя в тетради. Класс может также принимать участие в объяснении выбора цифры.

Часто использую в своей работе различные виды творческих диктантов: на расширение текста (или на вставку слов), с заменой. Творческие диктанты требуют хорошего знания теоретического материала, заставляют ученика задуматься над выбором слов и выражений, т.е. проводится работа с синонимами, чрезвычайно полезная для школьников. С методикой проведения творческого диктанта можно познакомиться в Приложении № 12.

Эффективной формой проверки знаний, умений, навыков при личностно- ориентированном обучении считаются используемые мной тестовые задания. Они сегодня достаточно широко представлены в педагогической и методической литературе. В основном они ориентированы на проверку знаний и способов действий репродуктивного уровня.

Для реализации контрольных функций помимо уроков в учебном процессе применяю зачеты, как особую форму организации обучения. Тематические зачеты могут быть как письменными, так и устными. Считается, что во время устных зачетов неизбежна нерациональная затрата рабочего времени на обратную связь. Поэтому письменные зачеты, по моему мнению, все же лучше.

Составляя задания, целесообразно пользоваться смешанными тестами (открытыми тестами и текстами заданий). Для проведения зачета составляются многоуровневые задания, состоящие из двух частей: обязательной (базовый уровень) и дополнительной (повышенный уровень) (Приложение №9).

Подготовка к зачету и само занятие способствуют развитию у детей логического мышления, памяти, способности к анализу и синтезу, формированию навыков самоконтроля и адекватной самооценки, что в свою очередь содействует глубокому и прочному усвоению учащимися материала.

Выбирая методы проверки знаний обучающихся, также стараюсь учитывать межполушарную асимметрию головного мозга.

Для левополушарных детей наиболее предпочтительные методы: решение языковых задач, письменные опросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение языковых задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подбирают ответ из предлагаемых вариантов.

Для правополушарных детей подойдут методы устного опроса, задания с «открытыми» вопросами с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить свои творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ.

Результативный этап Правополушарные обучающиеся Левополушарные обучающиеся
Самоконтроль Не контролируют правильность речи, смысловые пропуски Свободная конверсация Высокий самоконтроль речи Высокий самоконтроль изложения материала
Характерные ошибки Ударные гласные Ошибки в словарных словах Пропуски букв, описки Имена собственные пишут со строчной буквы Безударные гласные в корне Пропуск мягкого знака Написание лишних букв Замена одних согласных другими Падежные окончания
Методы проверки Устный опрос Задания с ограниченным сроком выполнения Вопросы «открытого» типа (собственный развернутый ответ) Решение задач Письменные опросы с неограниченным сроком выполнения Вопросы «закрытого» типа (выбрать готовый вариант ответа)


Дата: 2019-12-10, просмотров: 220.