СлитноРаздельно
а) слово без не не употр.; а) есть противопоставление с союзом а;
б) можно заменить синонимом. б) у прилаг. и наречий: есть сочетания
далеко не, вовсе не, нисколько не,
ничуть не, совсем не, …
в) у причастий есть зависимые слова;
г) с глаголами, деепричастиями,
краткими причастиями.
Приложение № 7.
Алгоритм.
Правописание приставок
I. Определяю, к какой группе относится приставка
1-й 2-й 3-й
Вывод: пишу II.Определяю, II. Определяю смысл
всегда одинаково перед каким приставки
( как в списке) согласным Вывод: пишу
приставка в зависимости от смысла
пре- или при-
перед перед
глухим звонким
Вывод: пишу Вывод: пишу
С З
Приложение №8.
Схема анализа личностно-ориентированного урока
1. Обучающимся предоставляется возможность по ходу урока внести изменения в планирование работы на уроке:
• Да;
• Нет;
• Частично.
2. Задания предлагаются учащимся на выбор:
• по содержанию;
• по форме: словесная, графическая, условно-символическая, практическая.
3. Характер заданий, предлагаемых учащимся:
• Репродуктивный;
• Частично-поисковый;
• Исследовательский;
• Творческий.
4. На уроке используются формы общения:
• Монолог;
• Диалог;
• Полилог.
5. При введении нового понятия учитель предлагает ученикам дать свои версии его содержания:
• Да;
• Нет;
• Частично.
При изучении новой темы учитель опирается на субъективный опыт учеников, обобщает его, систематизирует, научно «окультуривает».
7. Домашнее задание предлагаемся ученикам на выбор:
• По форме;
• По содержанию.
Обсуждение с обучающимися итогов урока: что понравилось, что нет, что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться.
Обсуждение наиболее рациональных способов работы.
Беседа строится на уважительном отношении к мнению учеников.
11. При выставлении отметки учитывается не только правильность, но и самостоятельность, оригинальность ответа, выполненного задания.
В критерии отметки входит:
• Уровень активности ученика на уроке;
• Выбор самостоятельного способа работы.
12. На уроке применяются различные формы организации учебно-познавательной деятельности:
• Фронтальные;
• Парные;
• Групповые;
• Индивидуальные
Приложение № 9
Опорная карточка.
В данных словосочетаниях замените глаголы противоположными. Проверьте свои решения по опорной карточке. | ||
Надеть пальто, снять туфли, раздеть ребенка, одеть сестру, снять пиджак, надеть платок. | Опорная карточка | |
|
Представьте себе: водитель автобуса объявил: | |
“Оплатите за проезд!” Какую ошибку он допустил? Устраните ее, используя для справки опорную карточку. | Опорная карточка |
оплатить что? заплатить за что? |
Приложение №10
Личностно-ориентированный урок по русскому языку в 6 классе
На тему: «Трудные случаи орфографии».
Вид урока: учебное занятие по обобщению и систематизации знаний и способов
деятельности.
Форма урока: деловая игра.
Цели:1/Организовать деятельность об-ся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении сложных орфограмм: правописание частицы не с разными частями речи, н-нн в суффиксах прилагательных. Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся.
2/Развивать у об-ся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы, развивать орфографическую зоркость.
3/Воспитывать чуткое отношение к явлениям природы, уважение к чужому труду, дать возможность высказать свою точку зрения; воспитывать требовательное отношение к выбору речевых средств, умение выражать свои мысли соответственно литературным нормам.
Оборудование:
1/Таблица: Алгоритм формальных показателей реального написания частицы- не-.
2/Таблица: Алгоритм формальных показателей правописания –н- и –нн-.
3/Раздаточный материал: тексты, карточки с заданиями.
Методы обучения:
· Объяснительно-иллюстративный,проблемно-поисковый,исследовательские;
· методы приобретения знаний, творческой деятельности, закрепления знаний, словесные, наглядные.
Ход урока:
Организационный момент:
· приветствие
· проверка явки обучающихся
· проверка готовности об-ся к уроку
· настрой об-ся на работу
· доведение до уч-ся плана урока и целей деловой игры
· работа с записями на доске.
Сегодня наш урок, деловую игру, мне хочется начать словами Егора Исаева (на доске запись в виде эпиграфа):
Грамотному человеку всё же важно не потерять чувство необъятности, неисчерпаемости живого языка-языка-океана, языка для всех, и языка для каждого-языка индивидуального, неповторимого, как лицо, как голос, как жест, как темперамент, как тембр, как многоцветье трав на лугу, как богатство всевозможных линий листа, берега, ладони…
· Какую проблему затрагивает автор, Егор Исаев?
(Сила и мощь слова зависят от того, как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею)
К сожалению, школьники, знающие формулировки правил орфографии, зачастую не умеют опираться на них в процессе письма, не всегда обнаруживают в тексте места, чреватые ошибками. Такое встречается, увы, и в ваших работах. Поэтому сегодня, активно участвуя
в деловой игре, будем формировать, улучшать орфографическую зоркость, навыки на уровне «врождённой грамотности».
Работать будем в группах по четыре человека. В каждой – есть эксперт, который будет руководить вашей работой. Задания рассчитаны на выполнение всей группой, в паре, индивидуально.
Первая проблемная задача:
· подготовить текст для контрольного списывания, которым могут пользоваться другие ученики. Требования к готовому заданию: текст
должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал.
Ый этап
Каждой группе предлагается недеформированный текст (т.е. без пропуска букв и знаков препинания), где вы должны:
а/подчеркнуть в нём самые «ошибкоопасные», по вашему мнению, места. Лучше эту работу сделайте вначале индивидуально, а потом обсудите в группе и придите к общему решению.
2-ой этап
б/Работа в паре: двое учеников на отдельном листке (Справочные листы) выпишут слова с подчёркнутыми орфограммами и выполнят орфографический разбор.
в/Другие двое (также на отдельном листке) выполняют дополнительные задания: разные виды разборов: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Должны помнить, чем сложнее задание, тем выше оценка.
Чтобы правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того, нужно самим
показать образец выполнения всех заданий, т.к. дома вам предлагается составить текст-карточку для опроса, т.е. побывать в роли учителя.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 274.