Личностно-ориентированного обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Реализация принципов

Личностно-ориентированного обучения

При изучении орфографии в 5-7 классах

Выполнила

Котина Галина Анатольевна,

учитель русского языка

МОУ Ермаковской средней

общеобразовательной школы

Вологодского муниципального района

 

Научный руководитель:

Мартыненко Людмила Анатольевна, ст. преподаватель кафедры управления и экономики образования.

 

 

Вологда

2011

Содержание.

  Введение……………………………………………………………. 2-3
1. Часть 1. Теоретические основы проблемы личностно- ориентированного обучения………………………………………… 4-13
1.1. Сущность понятия личностно-ориентированного обучения……………………………………………………… 4-5
1.2. Особенности личностно-ориентированных технологий…………………………………………………….                                                                                   6-8
1.3. Психологические особенности среднего школьного возраста………………………………………………………… 8-13
2. Часть 2. Система работы по изучению орфографии на основе реализации принципов личностно-ориентированного обучения………………………………. 14-44
2.1. Особенности организация образовательного процесса на уроках изучения с учётом личностно- ориентированного обучения…………………………………                           14-34
2.2. Особенности форм и методов контроля ЗУН при личностно-ориентированном подходе к обучению орфографии. 34-37
2.3. Использование дидактического материала в условиях личностно-ориентированного обучения………………………………………….. 37-40
2.4. Анализ результативности обучения русскому языку при использовании принципов личностно-ориентированного обучения 41-44
3. Заключение……………………………………………………………… 45-46
4. Список использованной литературы……………………………………………………………… 47
5. Приложения…………………………………………………………….. 48-68

Введение

     Современная российская педагогика рассматривает образование как процесс, в центре которого стоит личность ученика. Одна из главных целей реформы образования – изменение статуса ученика, превращение его из объекта в субъект обучения. В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом РФ Медведевым Д.А. 4 февраля 2010 г, пр.271 четко поставлены задачи для образовательного процесса: «Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно – экономических отношений, формирование новых жизненных установок личности». Обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладающими развитым чувством ответственности за судьбу страны.

Ключевое противоречие современного образования - существенное рассогласование между предлагаемой образовательной услугой и потребностью общества, следствием чего являются следующие проблемы:

Ø отсутствие у обучающихся положительной мотивации к обучению;

Ø падение дисциплины;

Ø снижение уровня и качества обучения;

Ø перегрузка учебным материалом.

В данной работе представлен опыт работы по использованию принципов личностно-ориентированного обучения на уроках изучения орфографии в 5-7 классах.

Что же заставило меня обратиться к личностно-ориентированному обучению? В первую очередь, неудовлетворенность качеством и результатами обучения по традиционной системе обучения. Орфография – один из сложнейших разделов русского языка, с изучением орфографии связано приобретение орфографического навыка. Именно в процессе формирования у обучающихся орфографических умений и навыков необходимо опираться на психологические и методические условия, являющиеся необходимым фоном по отношению к применяемой учителем системе работы.

   Цель работы – продемонстрировать возможности применения принципов личностно-ориентированного обучения в процессе изучения орфографии.

Были выделены следующие задачи:

- изучить специальную литературу по проблеме личностно-ориентированного обучения;

- определить сущность понятия «личностно-ориентированное обучение»,

- исследовать организационные и содержательные особенности организации учебного процесса на уроках изучения орфографии при условии использования принципов личностно-ориентированного обучения;

- разработать систему уроков по разделу «Орфография» на основе реализации принципов личностно-ориентированного обучения

- проанализировать и обобщить результаты исследования.

 

 

Заключение

  Личностно-ориентированное обучение позволяет усовершенствовать знания, умения, навыки каждого ученика, уменьшить отставание, углубить и расширить знания обучающихся исходя из их интересов и индивидуальных особенностей. А создание на уроке благоприятных психолого-педагогических условий обеспечивает активное стимулирование у обучающихся самоценной образовательной деятельности на основе самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями.

В основе личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, его развития не как коллективного субъекта, но, прежде всего как индивида. Уроки русского языка призваны развивать индивидуальные способности обучающихся в овладении навыками грамотного письма, культуры речи, в воспитании ученика как вдумчивого читателя.

Работа в данном направлении изменила мои представления о необходимости помощи  личности в познании себя, самоопределении и самореализации.

Гибкие, мягкие, ненавязчивые формы индивидуализации и дифференциации, организуемые на уроке, позволяют мне фиксировать избирательность познавательных предпочтений ученика, устойчивость их проявлений, активность и самостоятельность школьника через способы учебной работы.

Организация урока на основе принципов личностно-ориентированного обучения предполагает усилия по специальному конструированию учебного текста, дидактического материала, методических рекомендаций к его использованию, что в итоге привело к повышению качества знаний обучающихся, мотивации к изучению русского языка.

Основополагающие принципы этого подхода могут использоваться не только на уроках русского языка, но и при изучении других предметов: географии, биологии, математики, иностранного языка в образовательных учреждения любого вида.

Результативность системы личностно ориентированного обучения характеризуется 100% успеваемостью и высоким уровнем качества знаний обучающихся (от 53 до 62%).

Реализуя индивидуальный подход, я смогу помочь обучающимся в их развитии.  

В целом, личностно – ориентированный урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и педагогу. Стараюсь всей своей работой, всем своим поведением настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего, мудрого и недосягаемого для них взрослого человека, а как более старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины, который способен прислушаться к чужому мнению, поддержать обучающихся, помочь им добрым советом в трудную минуту, порадоваться за своих учеников, за их маленькие и большие победы. Не считаю для себя зазорным сказать своему ученику: «Ты знаешь, твои доводы точнее и логичнее моих». Или: «К сожалению, я допустила ошибку, ты молодец, что обратил на неё внимание». Подобное поведение вовсе не умаляет достоинства учителя, а лишь способствует росту его авторитета у ребят.

Я убеждена, что личностно-ориентированный подход к обучению на уроках русского языка способствует развитию умений и навыков каждого ребёнка в той мере, в какой позволяют это сделать его природные задатки.

Мир детей надо наполнить творчеством и эмоциями, а не только заучиванием правил и параграфов учебников. В своей работе я стараюсь изменить способы подачи учебного материала, использовать новые технологии, чтобы ребенок мог почувствовать и осознать богатство своего внутреннего мира. Личностно-ориентированный урок предоставляет огромные возможности для решения этих задач.

 

       4. Список использованной литературы:

1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе. - Ростов н / Д: Феникс, 2006.

2. Афанасьева Н. Личностный подход в обучении [Текст] /Н. Афанасьева // Школьный психолог. Пр. к “П.С.”. – 2001. – № 32. – С. 6–10.

3. Берестовицкая С. Личностно ориентированный урок литературы [Текст] /С. Берестовицкая //Литература. Пр. к “П.С.”. – 2005. – № 17. –С. 3–6.

4. Гибитова В.Ф. Схемы при обучении орфографии. РЯШ №1, 1991 г.

5. Горбатов Д.С. Новый вид орфографического контроля. РЯШ №2, 1993 г.

6. Горелик И.Ф. Педагогический анализ личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч. – 2001. – № 3. –С. 115–117.

7. Горелик И.Ф. Характерные черты личностно ориентированного урока [Текст] /И.Ф. Горелик, Е.Н. Степанов // Завуч.– 2000. – № 6. –С. 130–131.

8. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования. № 6. 2002.

9. Лукьянова М.И. Методика анализа личностно ориентированного урока по предметам основной школы [Текст] /М.И. Лукьянова, Н.А. Разина, Т.Н. Абдуллина //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 13–22.

10. Лукьянова М.И. Теоретико–методологические основы организации личностно ориентированного урока [Текст] /М.И. Лукьянова //Завуч. –2006. – № 2. – С. 5–12.

11. Лукьянова, М.И. Нетрадиционные методы, обеспечивающие создание на уроке личностно ориентированной ситуации [Текст] / М.И. Лукьянова //Завуч. – 2006. – № 2. – С. 35–43.

12. Никодимова Е.А. Внедрение личностно ориентированных технологий [Текст] / Е.А. Никодимова, Г.И. Ненилина //Школьные технологии. – 2005. – № 6. – С. 124–132.

13. Педагогические технологии. Учебное пособие для студентов педагогических специальностей, издание 3, под редакцией В.С Кукушкина.- М. , Р –на – Д.: издательский центр « Март», 2006.

14. Сиротюк А.А. Обучение детей с учётом психолофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей.-М.: ТЦ «Сфера», 2000.

15. Степанов Е. Личностно ориентированный подход в педагогической деятельности [Текст] / Е.Степанов // Воспитание школьников. – 2003. – № 2. – С. 2–5.

16. Фридман Л.М. Концепция личностно-ориентированного образования [Текст] /Л.М. Фридман // Завуч. – 2000. – № 8. – С. 77–87.

17. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования[Текст] /И.С. Якиманская. – М.: Сентябрь, 2000. – 176 с.

 

Приложение №1

Таблица 1

Традиционный урок Личностно-ориентированный урок
1. Целеполагание. Урок преследует цель - вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают», дома зубрят либо ничего не делают. 2. Деятельность учителя: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – учитель. Развитие ребенка – абстрактное, попутное!     3. Деятельность ученика: ученик – объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель – дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима учителя, зубрежки, скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются. 4. Отношения «учитель-ученик» субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается, лавирует, иногда учит. Ученик – лицо второстепенное.   1. Целеполагание. Цель – развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, собственной деятельности. Учащиеся работают весь урок. На уроке – постоянный диалог: учитель-ученик.   2. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура – ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает, поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика. 3.Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера. 4. Отношения «учитель – ученик» субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

                                       

Приложение №2

Таблица 2

Направления деятельности учителя Пути и средства реализации
1. Обращение к субъектному опыту школьника а) Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался? б) Организация через взаимопроверку и выслушивание обмена содержанием субъектного опыта между учениками. в) Подвести всех к правильному решению через поддержку наиболее правильных версий учеников по обсуждаемой проблеме. г) Выстраивание на их основе нового материала: путем высказываний, суждений, понятий. д) Обобщение и систематизация субъектного опыта учеников на уроке на основе контакта.
2. Применение на уроке разнообразного дидактического материала а) Использование учителем различных источников информации. б) Побуждение учащихся к выполнению проблемных учебных заданий. в) Предложение на выбор заданий различного типа, вида и формы. г) Стимулирование учащихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям. д) Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, т.е. технологических карт, на основе дифференцированного подхода к каждому и постоянного контроля.
3. Характер педагогического общения на уроке. а) Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости. б) Обращение к ученикам по имени. в) Беседа с детьми не свысока, а «глаза в глаза», поддержка беседы улыбкой. г) Поощрение в ребенке независимости, уверенности в себе при ответе.
4. Активизация способов учебной работы. а) Стимулирование учеников к применению различных способов учебной работы. б) Анализ всех предполагаемых способов, не навязывая своего мнения учащимся. в) Анализ действий каждого ученика. г) Выявление значимых способов, избираемых учащимися. д) Обсуждение наиболее рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно. е) Оценивание и результата и процесса.
5. Педагогическая гибкость учителя в работе с учащимися на уроке а) Организация атмосферы «включенности» каждого ученика в работу класса. б) Предоставление детям возможности проявить избирательности к видам работы, характеру учебного материала, темпу выполнения учебных заданий. в) Создание условий, позволяющих каждому ученику быть активным, самостоятельным. г) Проявление отзывчивости к эмоциям ученика. д) Оказание помощи детям, не успевающим за темпом работы класса.

 

Приложение №3

Опросник Реана А.А.

«Мотивация успеха и боязнь неудачи»

Инструкция: Прочитай ниже названные суждения и реши, какие из них относятся к тебе и ты с ними согласен. – рядом с этим суждением напиши «да». Если суждение к тебе не относится, то напиши рядом «нет». Будь откровенен.

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистически надеюсь на успех.

2. В деятельности я обычно активен.

3. Я склонен к проявлению инициативности.

4. При выполнении ответственных заданий я стараюсь по возможности найти причины отказа от них.

5. Я часто выбираю крайности: либо занижено легкие задания, либо нереалистически высокие по трудности.

6. При встрече с препятствиями, я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.

8. Продуктивность деятельности в основном зависит от моей собственной целеустремленности, а не от внешнего контроля.

9. При выполнении достаточно трудных заданий, в условиях ограничения времени, моя результативность деятельности ухудшается.

10. Я склонен проявлять настойчивость в достижении цели.

11. Я склонен планировать свое будущее на достаточно отдаленную перспективу.

12. Если я рискую, то, скорее с умом, а не бесшабашно.

13. Я не очень настойчив в достижении цели, особенно если отсутствует внешний контроль.

14. Я предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышенные, но достижимые цели, чем нереалистически высокие.

15. В случае неудачи при выполнении какого-либо задания его притягательность для меня, как правило, снижается.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограничения времени результативность моей деятельности улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. В случае неудачи при выполнении чего-либо от поставленной цели, я, как правило, не отказываюсь.

Если я задание выбрал себе сам, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.

Благодарим за ответы на вопросы анкеты!

 

Ключ к опроснику А.А. Реана:

Ответ «Да» – вопросы № 1,2,3, 6, 8, 10, 11, 12, 14, 16, 18, 19, 20.

Ответ «Нет» – вопpосы № 4, 5, 7, 9, 13, 15, 17.

 

За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 (один) бaлл. Подсчитывается общее количество набранных баллов.

Критерии оценки предлагаются следующие:

от 1 до 7 баллов, то диагностируется мотивация на неудачу (боязнь неудачи).

От 8 до 13 баллов, то следует считать, что мотивационный полюс ярко не

выражен. Но при этом следует различать внутри данной группы учащихся тех, кто имеет определенную тенденцию к развитию мотивации на успех: таковыми являются те подростки, которые набрали 12-13 баллов. Если учащийся набрал 8-9 баллов, то у него в большей степени склонность (тенденция) к избеганию неудачи.

От 14 до 20 баллов, то диагностируется мотивация на успех (стремление к достижениям).

Приложение №3

Варианты поведения школьников

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

1. Из данных рядов однокоренных слов выпишите только деепричастия, обозначая в них значимые части слова.

Дорогая, подорожавший, подорожать, подорожка.

Скрепить, крепись, скрепив, скрепивший, крепчавший, скрепленный.

Увиденный, видение, увидя, увидевший, увидеть.

Отходить, уходивший, уходя, ходячий, выход.

2. Докажите (письменно), что слово услышав – деепричастие.

3. Распределите деепричастия по колонкам, выделяя в них суффиксы. Озаглавьте колонки.

Отбежав, волнуясь, слыша, подумав, звуча, выросши, отмечая, осознавши, будучи, играя, принесши, выполнив.

4. Обозначьте вид глаголов. Образуйте от них деепричастия, выделяя в них суффиксы. От всех ли этих глаголов можно это сделать?

Держать, подышать, играть, встревожиться, пахнуть, ненавидеть, трепетать, осмыслить.

5. Найдите в предложениях одиночные деепричастия и деепричастные обороты. Поставьте к ним вопросы от глагола, к которому они относятся. Расставьте знаки препинания.

Ночью в полях под напевы метели дремл…т качаясь березки и ели.

Открыв книгу на сороковой странице я нашел засохший лист клена.

Женя обходя вокруг дома дважды свис…нул.

Ручей бежит сверкая и журча.

Имея хорошие семена рано радоваться хорош…му урожаю.

Признавая досто…нства друга не закрывай глаза на его недостатки.

1. Поставьте деепричастный оборот или в начале, или в середине, или в конце предложения. Расставьте знаки препинания, обозначьте деепричастный оборот графически.

1) Кирилла Петрович отпустил гостей и отправился спать. (Встав из-за стола)

2) Кирилла Петрович сел ужинать и тогда только хв…тился об Андре… Гавриловиче. (Возвращаясь с гостями со псарного двора)

3) Через минуту Шабашкин стоял уже перед Кириллом Петровичем, отвешивая поклон за поклоном 

7. Перестройте предложения, заменяя один из глаголов деепричастием. Следите за смыслом. Расставьте знаки препинания.

1) В первую минуту он нагонял плот и кричал.

2) Он ни секунды (не) колебался и поплыл туда.

3) Он впал в отчаяние и (не)почу…ствовал прежней решимости.

8. Исправьте ошибки в предложениях с деепричастным оборотом, помня о главном свойстве деепричастия.

1) Получив известие о сыне, радость охватила меня.

2) Включив радио, раздались звуки музыки.

3) Поднимаясь по лестнице, мне на встречу попался взволнованный сосед.

9. Не – слитно или раздельно? Вставьте пропущенные буквы. Расставьте знаки препинания.

1) Дождь б…рабанил по крыше точно (не ) годуя на кого-то.

2) Том продолжал работать(не) обращая вн…мания ни на кого.

3) В саду (не) ум…лкая ни на минуту.

4) Она (не) доумевая смотрела на брата.

5) (Не) медля ни с…кунды он расп…хнул дверь.

10. Вставьте нужный глагольный суффикс перед суффиксом деепричастия.

Постро…в дом, увид…в корабль, прикле…в (в)ерху, возненаввид…в людей, обид…вшись на друга,почу…в добычу, услыш…в разговоры, уничтож…в все следы, громко зала…в.

11. Расставьте знаки препинания. Раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы. Произведите синтаксический разбор одного из предложений.

1) Солнце послав на землю последний луч(?) зарыл…сь в серую мглу.

2) (Не)желая быть многословным скажу что взяв к себе на корабль несколько новых м…тросов мы пр…плыли благополучно в Бристоль.

3) Соскучившись я хотел было уходить но закинув удочку в последний раз поймал маленького д…льфина.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.

12. От каждого глагола образуется одна форма деепричастия: от глаголов совершенного вида – деепричастие совершенного вида, от глаголов несовершенного вида – деепричастие несовершенного вида. Почему же у глаголов организовать, премировать, жениться – по два деепричастия: организовав и организуя, премировав и премируя, женившись и женясь?

13. На чем основана ошибка в предложении?

Спрыгнув с трамвая, у пассажира слетела калоша.

14. Одинаковы ли выделенные деепричастия в четверостишии? От каких глаголов они образованы? Расставьте в них ударение.

Холмы, вырастая и в сумерках тая

И думу какую-то в складках тая,

О том и молчат, что совсем непростая,

Совсем непростая планета моя.

                        (Л.Козырь.)

15. Какова роль деепричастий в тексте?

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

                             (Ф. Тютчев.)

16. Что означает выделенное слово, от чего оно образовано?

Пойдем туда, где ручеек,

Виясь, бежит зеленым лугом.

17. Расставьте знаки препинания. Произведите синтаксический разбор одного из предложений. Составьте его схему.

1) Решив это Маша ожидающая его в переполненной комнате не обращая ни (на) кого вн…мания молча пошла по лестнице ведущ… наверх и (не) спеша открыла дверь.

2) Сергей вспомнил что уходя он (не)запер дверь на тер…а(с, XXXС)у и возвращаясь на дачу в сердцах прокл…нал и себя и всех гостей.

18. Какой частью речи являются выделенные слова? Объясните (кратко) свой ответ.

Я жил припеваючи.

Молча он прошел в другую комнату.

Откликнулся он нехотя, с досадой.

Спят журавли обычно стоя.

 

Приложение № 6.

Обобщающая таблица.

Приложение № 7.

Алгоритм.

Правописание приставок

I. Определяю, к какой группе относится приставка

1-й 2-й 3-й

 

Вывод: пишу II.Определяю, II. Определяю смысл

всегда одинаково перед каким приставки

( как в списке) согласным Вывод: пишу

приставка в зависимости от смысла

пре- или при-

перед перед

глухим звонким

Вывод: пишу Вывод: пишу

С З

 

Приложение №8.

Форма урока: деловая игра.

Цели:1/Организовать деятельность об-ся по обобщению знаний и способов деятельности при повторении сложных орфограмм: правописание частицы не с разными частями речи, н-нн в суффиксах прилагательных. Вызвать интерес к занятию, придать ему проблемно-творческий характер, что отвечает личностным интересам и потребностям учащихся.

2/Развивать у об-ся саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении, самоактуализации через различные виды работы, развивать орфографическую зоркость.

3/Воспитывать чуткое отношение к явлениям природы, уважение к чужому труду, дать возможность высказать свою точку зрения; воспитывать требовательное отношение к выбору речевых средств, умение выражать свои мысли соответственно литературным нормам.

 

Оборудование:

1/Таблица: Алгоритм формальных показателей реального написания частицы- не-.

2/Таблица: Алгоритм формальных показателей правописания –н- и –нн-.

3/Раздаточный материал: тексты, карточки с заданиями.

    

 Методы обучения:

· Объяснительно-иллюстративный,проблемно-поисковый,исследовательские;

· методы приобретения знаний, творческой деятельности, закрепления знаний, словесные, наглядные.

 

Ход урока:

Организационный момент:

· приветствие

· проверка явки обучающихся

· проверка готовности об-ся к уроку

· настрой об-ся на работу

· доведение до уч-ся плана урока и целей деловой игры

· работа с записями на доске.

 

Сегодня наш урок, деловую игру, мне хочется начать словами Егора Исаева (на доске запись в виде эпиграфа):

Грамотному человеку всё же важно не потерять чувство необъятности, неисчерпаемости живого языка-языка-океана, языка для всех, и языка для каждого-языка индивидуального, неповторимого, как лицо, как голос, как жест, как темперамент, как тембр, как многоцветье трав на лугу, как богатство всевозможных линий листа, берега, ладони…

· Какую проблему затрагивает автор, Егор Исаев?

(Сила и мощь слова зависят от того, как каждый из нас использует неисчерпаемые богатства русской речи, как владеет ею)

К сожалению, школьники, знающие формулировки правил орфографии, зачастую не умеют опираться на них в процессе письма, не всегда обнаруживают в тексте места, чреватые ошибками. Такое встречается, увы, и в ваших работах. Поэтому сегодня, активно участвуя

в деловой игре, будем формировать, улучшать орфографическую зоркость, навыки на уровне «врождённой грамотности».

Работать будем в группах по четыре человека. В каждой – есть эксперт, который будет руководить вашей работой. Задания рассчитаны на выполнение всей группой, в паре, индивидуально.

 

Первая проблемная задача:

· подготовить текст для контрольного списывания, которым могут пользоваться другие ученики. Требования к готовому заданию: текст

должен помочь проверить, как учащимися освоен пройденный материал.

Ый этап

Каждой группе предлагается недеформированный текст (т.е. без пропуска букв и знаков препинания), где вы должны:

а/подчеркнуть в нём самые «ошибкоопасные», по вашему мнению, места. Лучше эту работу сделайте вначале индивидуально, а потом обсудите в группе и придите к общему решению.

                                            2-ой этап

б/Работа в паре: двое учеников на отдельном листке (Справочные листы) выпишут слова с подчёркнутыми орфограммами и выполнят орфографический разбор.

в/Другие двое (также на отдельном листке) выполняют дополнительные задания: разные виды разборов: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.

Должны помнить, чем сложнее задание, тем выше оценка.

Чтобы правильно выполнить, ничего не забыть, необходимо договориться о порядке выполнения работы, продумать дополнительные задания. Кроме того, нужно самим

показать образец выполнения всех заданий, т.к. дома вам предлагается составить текст-карточку для опроса, т.е. побывать в роли учителя.

 

Тест.

Ий

уровень: выполнить упражнение.

Приложение №11

Методика проведения творческого диктанта на вставку слов при изучении темы «Одна и две буквы н в суффиксах имен прилагательных» в 6-м классе.


Урок начинается с объяснения его задачи: научиться правильно писать имена прилагательные с данной орфограммой, объяснять выбор того или иного написания и уметь пользоваться именами прилагательными в речи. Затем учитель сообщает, что сегодня ученикам предстоит написать творческий диктант, вставляя в текст диктанта имена прилагательные с изученной орфограммой. Перед началом творческой работы класс повторяет теоретический материал. Учитель задает следующие вопросы:

1. Что вы знаете о правописании н–нн в суффиксах имен прилагательных?
2. Есть ли какие-нибудь исключения из данного правила?
3. Для чего служат имена прилагательные в нашей речи?

После этого учитель читает текст без прилагательных, данных в скобках, о чем учащиеся предупреждаются заранее, и предлагает учащимся определить тип и стиль текста и придумать свое заглавие.

(ОСЕННЕЕ) УТРО

Все вокруг застыло в крепком (осеннем) сне.
Сквозь (туманную) мглу виднеются в (серебряной) дали широкие луга. (Румяное) солнце греет (пустынную) землю. Солнечный луч упал на (сонную) воду сквозь заросли (зеленых) трав. Надо мною звенит (лиственный) лес, отряхивает с (зеленых) лап (стеклянные) капли росы. На узорчатых (бархатных) листьях папоротника тоже сверкает (утренняя) роса. (Сонная) трава немного примята вчерашним (ночным) дождем.
Просыпаются (лесные) птицы. (Чинные) синицы перескакивают с ветки на ветку. (Огненные) клесты крошат крепкими носами (длинные) еловые шишки. Скоро весь лес огласится (неугомонными) криками и песнями.

(87 слов)
(По А.Соколову)

Учащиеся легко определяют, что это – описание состояния природы в художественном стиле. Затем (при помощи наводящих вопросов учителя) называют этот отрывок «Осеннее утро». После вторичного прослушивания отрывка учащиеся выполняют следующую работу:

1) называют подобранные прилагательные, которые необходимо будет вставить в диктуемый текст;
2) указывают, к какому слову (имени существительному) относится каждое прилагательное;
3) выясняют, какой признак выражает прилагательное;
4) проводят орфографический разбор имен прилагательных.

Примеры разбора:

1. Осеннее (утро) – имя прилагательное, относится к существительному утро и характеризует его относительно времени года; прилагательное осеннее образовано при помощи суффикса -н- от существительного осень с основой на н, поэтому пишется с двумя буквами н.

2. Огненные (клесты) – имя прилагательное, относится к существительному клесты и характеризует его относительно цвета, окраски птиц; прилагательное огненные образовано от существительного огонь при помощи суффикса -енн-, поэтому пишется с двумя буквами н.

Далее учитель второй раз читает текст по предложениям, а ученики записывают их, вставляя имена прилагательные с данной орфограммой, не разрушая смысла текста. Записанное предложение перечитывается учителем для проверки. Можно прослушать ученический текст. Хорошо, если учащийся будет голосом выделять вставленные слова. Возможно и вторичное чтение для проверки правописания, особенно в слабом классе. При этом объяснение может быть выборочным или частичным.

 

 










Реализация принципов

личностно-ориентированного обучения

Дата: 2019-12-10, просмотров: 209.