Человек – био - социальное существо генетически связанный с другими формами жизни обладающий членораздельной речью мышлением сознанием и самосознанием нравственно этическими качествами.
Индивид – природное существо представителя вида homo sapiens; специфические особенности реальной жизнедеятельности конкретного человека в содержании данного понятия не входят.
Личность- субъект жизнедеятельности индивид или конкретное лицо в единстве его социальных свойств и его соц. ролей с другой стороны личность понимается как социальное свойство индивида как совокупность интегрированных в нем социальных значимых черт
Индивидуальность термин многозначный, который обозначает то особенное специфическое, что отличает конкретного человека как индивида и как личность.
Современные отечественные психологи ищут новые подходы для понимания человека и его сущности: разрабатывается антропологическая теория, для нее характерны:
1. Универсальности - единство человеческого рода приоритет нравственности и духовности
2. Субстанциальности – неотчуждаемость, незыблемость прав человека
3. Принцип свободы, т.е. свобода творчества
Воспитания и его виды
Определения воспитания
Основные виды воспитания:
1 семейное – составная часть относительно социально-контролируемой социализации человека в процессе которой старшие члены семьи предпринимают более или менее осознанные усилия направленные на то чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том каким должен стать человек. В любой семье человек проходит стихийную социализацию, результаты которой определяются, а объективными характерами семьи:
-состав
-социальный статус
-уровень образования и культуры
-материальное обеспечение
-жилищные условия
И т.п.
Ценностными установками:
-просоциальные
-антисоциальные
-асоциальные
Стиль жизни и взаимоотношение членов семьи:
-авторитарный
-демократический
Цели семейного воспитания:
- привитие генетических навыков
-бытовых умений
-культура общения
-личностное развитие
-интеллектуальное развитие
-экспрессивное развитие
-развитие способностей
-подготовка к определенной профессии или сферы деятельности
2 религиозное составная часть верующих в процессе которой индивидам и группам целенаправленно и планомерно внушаются мировоззрение мироощущение нормы отношения и поведения соответствующие догмам и вероучительным принципам конфессии. Осуществляется религиозное воспитание священнослужителями, педагогами конфессиональных учреждений, различными объединениями, средствами массовой информации, верующими агентами социализации.
В основе лежит феномен сокральности от лат священное – наделение явления окружающей действительности священным содержанием придание божественного смысла. Выделяют 2 уровня: 1 рациональный (информационный – передача знаний по истории церкви богословию, нравственный – научение требованиям христианской морали, деятельностный – участие в богослужение, т.е. сам процесс)2 мистический. Используются различные формы (лекции проповедь урок)
3 социальное – планомерное создание условий для относительно целенаправленных развития и духовно ценностной ориентации человека в процессе его соц-ции.
Эти условия в процессе взаимодействия соц групповых и индивид субъектов в трех сферах 1 образование :
-систематическое обучение
- просвещение
2 организация соц опыта осуществляется :
-организации жизнедеятельности формализованных групп
- стимулирование самодеятельности
- влияние на неформальные группы
Социальный опыт – единство различного рода ЗУН способов мышления ценностных ориентации соц установок и запечатленных впечатлении и переживаний.
3 индивид помощь человеку – сознательная попытка помочь человеку:
-приобрести ЗУН
-осознание своих ценностей и установок
-развитие самосознания
-помощь в самоопределении самореализации самоутверждении
-развитие чувства причастности к социуму
- развитие понимания и восприимчивости по отношению к себе и другим, к соц проблемам
Между видами воспитания существуют свои различия и сходства.
Различия видов воспитания:
1В религиозном лежит феномен сокральности
В семейном – эмоциональная составляющая
В соц воспитании – рациональная составляющая
2 Различаются цели и задачи этих методов воспитания
3 разный характер доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания.( семейный –кровно – родственный характер, религиозно- конфессионально-общинный характер, социальное воспитание – осуществляется обществом и государством в организациях созданных для этой цели.)
Дата: 2019-12-10, просмотров: 325.