Механизм социализации. Понятие Социальность.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существуют различные подходы к рассмотрению механизмов социализации.

Французский социальный психолог Тард считает основным механизмом – подражание.

Американский ученный Бронфенбреннер – прогресс взаимной акколюдации между растущим человеком и изменениями условий жизни.

Мухина и Петровский – индификация и обособление.

С точки зрения педагогики есть 5 механизмов социализации:

традиционный (стихийная социализация) – усвоение норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения

институциональный – через социальные институты

стилизованный – в субкультуре – комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста, профессии, слоя, который в целом создает определенный стиль жизни той или иной группы.

межличностный – в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса при помощи эмпансии, индификации и т.д.

влияние 4-х первых сопровождается рефлексией, т.е внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает, отвергает те или иные ценности свойственные институтам общества. Поэтому социализация проходит через механизмы, которые сопровождаются рефлексивным механизмом.

 Социальность – результат социализации, сформированность черт, задаваемые статусом и требуемые обществом.

Бут отметил мобильный характер социальности.

Факторы социализации.

Мегафакторы.

Космос.

На протяжении истории постоянно возникали учения и теории, авторы и последователи, которые видели в космосе источник влияния на жизнь человеческого общества и отдельного человека. По сей день большая часть ученых скептически относятся к таким идеям, хотя в перспективе возможна более подробная характеристика космоса как мегафактора социализации.

Планета и мир.

 Мир возник и развивается в природно-климатических условиях планеты Земля, любое явление на планете так или иначе влияют на население. Прямое осознание мировой угрозы, опосредованное влияние – хозяйственная деятельность, влияющая на состояние окружающей среды.

Макрофакторы.

Страна

 – территория, выделенная по географическому положению, природным условиям, имеющая определенные границы. Она обладает государственным суверенитетом, а может находиться под властью другой страны. На территории страны может существовать несколько государств. Природно-климатические условия различны у разных стран и оказывают прямое и опосредованное влияние на жителей. Различные условия влияют на рождаемость и плотность населения, на состояние здоровья людей, распространение определенных болезней.

Этнос

– исторически сложившаяся, устойчивая совокупность людей, обладающая общим менталитетом, национальным самосознанием и характером, стабильными особенностями культуры, а так же осознанием своего единства и отличием от других подобных образований. Особенности поведения связанные с этической принадлежностью людей складываются из 2-х факторов: биологической и социо-культурной. Таким образом, этнос – явление историко-социо-культурное. Социализация в различных этносах имеет особенности, которые можно объединить в 2 группы: витальные и ментальные. Менталитет – глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущий этносу как большой группе людей, сформированной в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях. В целом он характеризует оригинальность культуры этноса. Средства усвоения:

язык

теория личности и воспитания

национальное самосознание

велико влияние менталитета этноса на семейную социализацию, в процессе половой социализации, в сфере межличностного общения.

Общество

– совокупность сложившихся в стране социальных отношений между людьми, структуру которой составляет семья, социальный возраст, государство. Это целостный организм со своими половозрастными и социальными структурами, экономикой, идеологией и культурой, которая обладает определенными способами социальной регуляции жизнедеятельности людей. Общество – политико-социологическое понятие. В каждом обществе складываются специфические условия социализации на каждом возрастном этапе. Поло-ролевая структура общества отличается количественными и качественными показателями. Маргарет Мид выделяет 3 типа общества в зависимости от уровня их развития и модернизированности:

пост фигуративное

кофигуративное

префигуративное

социальная структура – более/менее устойчивый набор и соотношение социальных и профессиональных слоев и групп, имеющий специфический интерес и мотивацию экономического и социального поведения. Различают:

§ верх (политическая и экономическая элита)

§ верхний сред (менеджеры, собственники крупных фирм)

§ сред (мелкие предприниматели)

§ базовый (массовая интеллигенция)

§ низший (неквалифицированные работники, пенсионеры)

§ социальное дно

экономика в социализации – уровень жизни – степень удовлетворенности материальных и духовных потребностей людей. Идеология общества имеет свою направленность.

Государство

 – звено политической системы общества, которое обладает властными функциями , представляет собой совокупность взаимосвязей учреждений и организаций, осуществляет управление обществом. Государство как фактор социализации в 3-х аспектах:

стихийная

относительно направленная

целенаправленная

государственная политика в сфере воспитания – определение задач воспитания и стратеги их решения, разработка законодательства и выделение ресурсов, поддержка воспитательных инициатив, что в совокупности должно создать достаточные и благоприятные условия для развития и духовно-ценностной ориентации в процессе его социализации.

Государственная система воспитания – совокупность социальных организаций, деятельность которых направлена на реализацию воспитательной политики государства. Включает в себя 3 уровня: федеральный, региональный, муниципальный.

Мезофакторы.

Тип поселения:

a. сельские – 26% населения (относительно небольшое количество жителей, малая плотность населения, стабильность его состава, малая степень разнообразия трудовой деятельности, плохо развитое общественное обслуживание, почти полное отсутствие организаций культуры и проведения досуга). Современные деревни и села сохраняют многие черты сельский образ жизни, ритм размеренный, сохраняются элементы природосообразности. Они являются эффективным фактором социализации т.к. силен социальный контроль со стороны окружения, сохраняются элементы традиционной соседской общины, тесные родственные и соседские связи, жизнь публична, характерна открытость общения, отсутствие анонимности. Особую роль в социализации сельских жителей играет постоянно растущее влияние города на село.

b. город. В России именно город воспринимается основной массой населения как символ прогресса. Город – вид поселения, для которого характерна концепция большого количества жителей и высокая плотность населения на ограниченной территории. Для города характерно высокая степень разнообразия человеческой жизнедеятельности, дифференциация социально-профессиональной и этнической структуры населения. Современный город можно рассматривать как сосредоточение культуры: материальной, духовной. В зависимости от географического положения, размера города, характера занятости населения характеристики города отличаются. В малых городах – обстановка социализации сходна с сельской. Города различают по типовым особенностям. Признаки большого города:

1. Преобладание анонимных деловых кратковременных частных и поверхностных контактов в межличностном общении, но высокая мера избирательности в эмоциональных привязанностях

2. Небольшая значимость территориальных общностей жителей, в основном слабо развитые избирательные соседские связи

3. Высокая значимость семьи, но распространенность интенсивного вне семейного общения

4. Многообразие стилей жизни, ценностных ориентаций, культурных стереотипов

5. Неустойчивость социального статуса горожанина, большая социальная мобильность

6. Слабый социальный контроль поведения человека и значительная роль самоконтроля.

Признаки малого города:

1. Кол-во жителей (до 50 тыс.)

2. Наличие исторического прошлого превышает столетний минимум

3. Занятость населения вне сельскохозяйственных сферах

4. Специфический социально-психологический климат

c. Поселок - абсолютно или относительно территориально ограниченная концентрированная форма расселения людей.

Особенности:

1. Эмансипация от сельского образа жизни

2. Неукоренненый городской образ жизни

3. Отсутствие опоры на исторические традиции

Дата: 2019-12-10, просмотров: 291.