Под нормой понимают правило, точное представление, установленную меру.
Оно широко используется в социологии, педагогике, медицине и других науках. Сложность определения этого понятия не только в терминологии, но и в содержательной части.
Норма – некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характерный реальной действительности, но не существующий в ней.
В социальной педагогике выделяют понятие социальная норма.
Клейберг: социальная норма – есть обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретных исторических условиях жизни общества.
Ручка: социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью осуществления деятельности.
Бубнева: социальная норма – средство социальной регуляции поведение индивидов и групп.
Социальная норма – официально установленная или сложившаяся под воздействием социальной практики, правило общественного поведения и проявления человека в конкретно исторических условиях жизни общества.
Свойства социальных норм:
§ объективность, отражение действительности
§ однозначность
§ историчность
§ динамичность
§ обязательность воспроизводства
§ оптимальность
§ относительная устойчивость
§ превентивность
§ коррекционно-воспитательная способность
§ организующая и регулятивная способность
Функции социальных норм:
§ воспитательная
§ регулятивная
§ коррекционно-реабилитационная
§ санкционирующая
§ информационная
§ ориентирующая
Все что не соответствует норме – отклонение. Они могут носить не только негативный, но и положительный характер.
Признаки социальных отклонений:
§ негативные последствия
§ массовость
§ распространенность
§ устойчивость
Характеристики социальных отклонений:
1. уровень (коэффициент)
2. структура
3. динамика
Типы отклонений:
1. физические (связанны со здоровьем и определенными медицинскими показаниями: вес, рост, пол, возраст…) на начало 90-х годов в России каждый 5-ый ребенок рождается нездоровым, в т.ч. около 8% с наследственными патологиями и 2% с врожденными аномалиями развития. ВОЗ в 1980-м приняла британский вариант 3-х-звенной школы ограничения возможностей:
§ недуг – любая утрата/аномалия психических/физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющей к.л. деятельность.
§ Ограниченная возможность – любое ограничение/потеря способности выполнять к.л. деятельность в пределах того, что считается нормой для человека
§ Недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта/ограничения возможность конкретного человека, ограничение выполнения им к.л. нормативной роли исходя из возраста, пола, социальных факторов.
Отклонения могут быть вызваны наследственностью или к.л. внешними обстоятельствами.
Относ: повреждение в установленном порядке временный ли постоянный недостатки развития и/или функционирования органов человека, либо хроническое, соматическое, инфекционное заболевание.
Психический недостаток – утвержденный в установленном порядке временный/постоянный недостаток в психическом развитии человека, включающий нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в т.ч. повреждение мозга, а так же нарушение умственного развития, ЗПР, создающие трудности в обучении.
Сложный недостаток – сочетание физического и психического недостатка.
Тяжелый недостаток – физический/психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование недоступно.
Физическое отклонение – болезнь, нарушение зрения, слуха, ОДА.
2. психические (связанно с умственным развитием и психическими недостатками)
относ: ЗПР, умственная отсталость (олигофрения)
нарушение эмоционально-волевой сферы (крайняя форма аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, попытки суицида, суицид) нарушение речи, одаренность.
3. педагогические (связанно с получением/не получением образования). Норма – государственный стандарт.
Виды:
§ не получение общего образования
§ не получение профессионального образования.
4. социальные (тесно связанны с социальной нормой)
2 вида социальных норм:
§ универсальная (на каждого человека)
§ частная (на определенных людей)
социальные нормы бывают: нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные, индивидуальные.
Относ: все проявления отклоняющегося поведения:
§ алкоголизм, токсикомания, наркомания, беспризорность, проституция, бродяжничество, правонарушения, преступность, безнадзорность.
§ Сиротство
ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» введено понятие дети находящиеся в трудной жизненной ситуации:
§ Без попечения родителей
§ Инвалиды
§ С недостатками физического/психического развития
§ Дети – вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий
§ Оказавшиеся в экстремальных ситуациях
§ Жертвы насилия
§ Отбывающее наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях.
§ В спец УВО
§ В малоимущих семьях
§ С отклоняющимся поведением
§ Жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи
Очень важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением.
Теория отклонений.
Явление отклонения исследуют многие науки: социология, психология, социальная педагогика, медицина и др.
Медицина: отклонение – отражение внутренних болезненных процессов
Социология, развитию которой послужила теория психоанализа: отклонение – результат взаимосвязи человека и социума (дискриминация лиц в обществе) взаимосвязи человека с процессами семейного воспитания и межличностного взаимодействия.
Теории социальных отклонений, не связанны с физическими и психическими нарушениями в характеристике девиаций.
Развитие ребенка в социуме.
План:
1. понятие о развитии
2. факторы развития
3. влияние среды на развитие ребенка
Понятие о развитии.
Развитие человека – сложный процесс и многоплановый, непрерывный. Оно происходит под влиянием внешних и внутренних последствий. Внешний – окружающая среда, ближайшее окружение, деятельность целенаправленная и т.д. Внутренние – факторы развития.
В процессе развития ребенок увлекается в различных видах деятельности и вступает в общение.
Факторы развития.
1. биологический: наследственность – передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенная в их генетическую программу. Она так же предполагает формирование определенных способностей, на основе природных задатков. Врожденным у человека считаются потенциальные возможности для развития способностей. Кроме того существуют болезни и патологии, передающие наследственность. Таким образом наследственность – внутренний фактор. Внешние: загрязненная вода, атмосфера, катаклизм.
2. социальные:
§ окружающая среда
§ социум (факторы социализации)
Дата: 2019-12-10, просмотров: 550.