Понятие нормы, отклонения, социальная норма, социальное отклонение.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под нормой понимают правило, точное представление, установленную меру.

Оно широко используется в социологии, педагогике, медицине и других науках. Сложность определения этого понятия не только в терминологии, но и в содержательной части.

Норма – некое идеальное образование, условное обозначение объективной реальности, некий среднестатистический показатель, характерный реальной действительности, но не существующий в ней.

В социальной педагогике выделяют понятие социальная норма.

Клейберг: социальная норма – есть обусловленный социальной практикой социокультурный инструмент регулирования отношений в конкретных исторических условиях жизни общества.

Ручка: социальная норма – совокупность требований и ожиданий, которые предъявляет социальная общность к своим членам с целью осуществления деятельности.

Бубнева: социальная норма – средство социальной регуляции поведение индивидов и групп.

Социальная норма – официально установленная или сложившаяся под воздействием социальной практики, правило общественного поведения и проявления человека в конкретно исторических условиях жизни общества.

Свойства социальных норм:

§ объективность, отражение действительности

§ однозначность

§ историчность

§ динамичность

§ обязательность воспроизводства

§ оптимальность

§ относительная устойчивость

§ превентивность

§ коррекционно-воспитательная способность

§ организующая и регулятивная способность

Функции социальных норм:

§ воспитательная

§ регулятивная

§ коррекционно-реабилитационная

§ санкционирующая

§ информационная

§ ориентирующая

Все что не соответствует норме – отклонение. Они могут носить не только негативный, но и положительный характер.

Признаки социальных отклонений:

§ негативные последствия

§ массовость

§ распространенность

§ устойчивость

Характеристики социальных отклонений:

1. уровень (коэффициент)

2. структура

3. динамика

Типы отклонений:

1. физические (связанны со здоровьем и определенными медицинскими показаниями: вес, рост, пол, возраст…) на начало 90-х годов в России каждый 5-ый ребенок рождается нездоровым, в т.ч. около 8% с наследственными патологиями и 2% с врожденными аномалиями развития. ВОЗ в 1980-м приняла британский вариант 3-х-звенной школы ограничения возможностей:

§ недуг – любая утрата/аномалия психических/физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющей к.л. деятельность.

§ Ограниченная возможность – любое ограничение/потеря способности выполнять к.л. деятельность в пределах того, что считается нормой для человека

§ Недееспособность (инвалидность) – любое следствие дефекта/ограничения возможность конкретного человека, ограничение выполнения им к.л. нормативной роли исходя из возраста, пола, социальных факторов.

Отклонения могут быть вызваны наследственностью или к.л. внешними обстоятельствами.

Относ: повреждение в установленном порядке временный ли постоянный недостатки развития и/или функционирования органов человека, либо хроническое, соматическое, инфекционное заболевание.

Психический недостаток – утвержденный в установленном порядке временный/постоянный недостаток в психическом развитии человека, включающий нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в т.ч. повреждение мозга, а так же нарушение умственного развития, ЗПР, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток – сочетание физического и психического недостатка.

Тяжелый недостаток – физический/психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование недоступно.

Физическое отклонение – болезнь, нарушение зрения, слуха, ОДА.

2. психические (связанно с умственным развитием и психическими недостатками)

относ: ЗПР, умственная отсталость (олигофрения)

нарушение эмоционально-волевой сферы (крайняя форма аутизм – состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, попытки суицида, суицид) нарушение речи, одаренность.

3. педагогические (связанно с получением/не получением образования). Норма – государственный стандарт.

Виды:

§ не получение общего образования

§ не получение профессионального образования.

4. социальные (тесно связанны с социальной нормой)

2 вида социальных норм:

§ универсальная (на каждого человека)

§ частная (на определенных людей)

социальные нормы бывают: нравственные, морально-этические, правовые, политические, организационно-профессиональные, индивидуальные.

Относ: все проявления отклоняющегося поведения:

§ алкоголизм, токсикомания, наркомания, беспризорность, проституция, бродяжничество, правонарушения, преступность, безнадзорность.

§ Сиротство

ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» введено понятие дети находящиеся в трудной жизненной ситуации:

§ Без попечения родителей

§ Инвалиды

§ С недостатками физического/психического развития

§ Дети – вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий

§ Оказавшиеся в экстремальных ситуациях

§ Жертвы насилия

§ Отбывающее наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях.

§ В спец УВО

§ В малоимущих семьях

§ С отклоняющимся поведением

§ Жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данное обстоятельство самостоятельно или с помощью семьи

Очень важное значение имеет пограничная зона между нормой и отклонением.

Теория отклонений.

Явление отклонения исследуют многие науки: социология, психология, социальная педагогика, медицина и др.

Медицина: отклонение – отражение внутренних болезненных процессов

Социология, развитию которой послужила теория психоанализа: отклонение – результат взаимосвязи человека и социума (дискриминация лиц в обществе) взаимосвязи человека с процессами семейного воспитания и межличностного взаимодействия.

Теории социальных отклонений, не связанны с физическими и психическими нарушениями в характеристике девиаций.

Развитие ребенка в социуме.

План:

1. понятие о развитии

2. факторы развития

3. влияние среды на развитие ребенка

Понятие о развитии.

Развитие человека – сложный процесс и многоплановый, непрерывный. Оно происходит под влиянием внешних и внутренних последствий. Внешний – окружающая среда, ближайшее окружение, деятельность целенаправленная и т.д. Внутренние – факторы развития.

В процессе развития ребенок увлекается в различных видах деятельности и вступает в общение.

Факторы развития.

1. биологический: наследственность – передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, заложенная в их генетическую программу. Она так же предполагает формирование определенных способностей, на основе природных задатков. Врожденным у человека считаются потенциальные возможности для развития способностей. Кроме того существуют болезни и патологии, передающие наследственность. Таким образом наследственность – внутренний фактор. Внешние: загрязненная вода, атмосфера, катаклизм.

2. социальные:

§ окружающая среда

§ социум (факторы социализации)

Дата: 2019-12-10, просмотров: 495.