На протяжении всего 19 века в странах западной Европы происходит процесс закрепления государственного руководства образованием. Особый вклад в развитие педагогики данного периода внесли представители классической немецкой философии. Их идеи развивали Маркс и Энгельс.
К 19 веку относят оформление социальной педагогики как науки. В конце 19 века в рамках реформаторской педагогики возникло педагогическое течение «новое воспитание» (отражение потребностей общества в подготовке людей, способных к активной деятельности в различных сферах жизни общества).
Возросла социальная функция школы и воспитания, педагоги выступают за создание государственной системы школьного образования. Отстаивали право на образование всех общественных классов. К концу 19 века социальная педагогика сформировалась как часть педагогики, изучается социальное воспитание всех возрастов и социальных категорий людей.
В 1802 г создается министерство народного просвещения в России. 1860-е годы появляются государственные женские училища 1и 2 разрядов, дававшие среднее образование. В 1870 году в женских гимназиях дополнительные 8-ые педагогические классы. Продолжает развиваться общественное воспитание.
Активную воспитательную и благотворительную деятельность осуществляло петербургское общество попечения о бесприютных детях. Активнее действовали мещанские училища. Совет детских приютов, создают приюты во всех регионах Москвы. Общество попечения и неимущих и нуждающихся в защите детей создаются ясли, приюты, начальные школы, ремесленные и другие профессиональные училища.
Призрением детей занимаются детские приюты, профессиональные школы и мастерские, ясли и лечебные детские заведения.
Большой вклад в развитее воспитательных домов и детских приютов внес Одоевский. На рубеже веков получило развитее свободное воспитание.
Возникло общественно-педагогическое движение (широкое обсуждение коренных вопросов воспитания).
Во 2-ой половине 19 века в социальной педагогике продолжается формирование понятийного аппарата. К концу века выявили основные факторы социального развития.
В начале 19 века идет дальнейший процесс активного развития социальной педагогики. Так же ощущается недовольство сложившийся системой воспитания и обучения. Настаивали на необходимости следовать за природой детей, лучше организовывать среду.
В начале 20 века социальная педагогика получает дальнейшее развитие в работах Наторпа, Буржуа и Дюркгейма.
Возникает скаутская система общественного воспитания, где возможно участие родителей и других взрослых. В России бурный рост буржуазных отношений. Развитие педагогических знаний является социокультурной предпосылкой становления социальной педагогики. Появляются детские суды. Дальнейшее развитие получает внешкольное образование детей и взрослых. Появляются новые формы социального воспитания. Особую роль в пропаганде ценностных аспектов теории и практики этих форм выполняют педагогические и детские журналы.
Получают распространение скаутские отряды.
Предпосылки, обуславливающие дифференциацию социально-педагогических знаний:
1. естественно-историческая
2. социально-экономическое развитие России в начале 20 века
3. социально-политическое развитие России
4. развитие государственно-общественного самоуправления
Развитие теории и практики социального воспитания в России (1917-50е гг 20 века).
Переломным моментом в развитии социально-педагогического процесса стала октябрьская революция. В 1917-1918 гг было принято около 30 декретов и постановлений по народному просвещению и культурному строительству. 9 ноября 1917 года учреждается государственная комиссия по просвещению. Первые документы о школе декларировали демократические подходы, развитие коллективизма, природных способностей человека и его всестороннее развитие.
Многие дореволюционные педагоги выступали с позиции идеи независимости воспитания и школы от политики, «свободного воспитания».
Одновременно с перестройкой прежней школьной системы начался процесс марксистской теории воспитания. Одной из насущных социально-педагогических проблем была проблема формирования нового человека; социально-педагогическая задача: гармоничное развитие детей, подростков, молодежи. Важной задачей воспитания является формирование у детей общественной активности самостоятельной деятельности.
Произошел раскол в детских общественных движениях, которые играли важную роль в социализации подростков. Были созданы отряды юных коммунистов, они использовали методы скаутинга, новые пролетариатские детские объединения.
Новые идеи и принципы социалистической педагогики проводились и совершенствовались в опытно-показательных школах. Получали развитие школы – коммуны и школы клубы, школы рабочей молодежи.
Сложилась единая государственная система внешкольного образования под эгидой Наркомпроса. Важной частью педагогического образования становится подготовка специалистов к активной общественной деятельности с детьми и взрослыми.
1919год – создается совет защиты детей при Наркомпросе, 1920 год – создается комиссия при ВЦИК РСФСР по улучшению жизни детей под руководством Дзержинского.
«Схема ГУСа» Крупской – новая классификация образовательного материала. Реформирование системы воспитания и образования требовало подготовки новых педагогических кадров => основана академия социального воспитания, переименовывается в академию коммунистического воспитания, в 24 году в академию им. Крупской.
К концу 2-х годов система детских учреждений в целом устоялась. Были трудовые колонии и трудовые колонии для трудновоспитуемых детей.
Важным средством улучшения жизни детей в 20-е годы стало привлечение к этой работе общественности. Воспитанию социальной активности способствовало пионерское движение, в 20-е годы деятельность школьного комсомола. Используется зарубежный опыт обучения и воспитания, перерабатывается с учетом условий советской России.
В 30-е годы акцент воспитания перенесли на профилактику безнадзорности, предупреждение6 педагогической запущенности.
В военное время требуется серьезная перестройка воспитательной работы школ и внешних учреждений. Создаются суворовские военные училища. Создается общественный фонд помощи детям. Развивается тимуровское движение.
В послевоенные годы – всеобщее обязательное 7-летнее образование. Возрождаются демократические основы жизни детских коллективов. С 1945 года по инициативе пионеров развернули патриотическое движение. Разрабатывают теоретические проблемы нравственного воспитания.
В начале 50-х годов переход от 7-летнего образования к всеобщему среднему образованию. Создание группы продленного дня. Продолжает развиваться внешкольная работа с детьми. Возникли зоны пионерского действия, важной частью которых стали тимуровские отряды. Появляются городские пионерские лагеря.
Возрождение социальной педагогики в России (вторая половина 20 века – начало 21 века).
Важные задачи развития образования и воспитания в 60-е годы – всеобщее среднее образование и профессиональная подготовка школьников. В 60-80 года заметное развитие получает дошкольное общественное воспитание.
Большую роль в социально-педагогической работе отводят нравственному воспитанию. Социально-педагогической проблемой считалось взаимодействие школы с детскими и подростковыми общественными организациями.
Продолжает развиваться коммунарское движение.
В конце 60-х годов – создание школ – интернатов; появляются специальные учебные учреждения для несовершеннолетних; специальные профтехнические училища.
В педагогической науке 70-х годов – патриотическое воспитание и интернациональное формирование социалистического гуманизма, переход к комплексному переходу в воспитании.
В 60-80-х годах расширяется представление о детском коллективе и его взаимодействии с личностью, уточняются функции коллектива.
В конце 70- начале 80-х: возрождение понятия «педагогика среды», развитие отрасли научного значения, построение по междисциплинарным принципам педагогики, социологии воспитания и социологии образования. Происходит формирование понятийного аппарата возрождающейся социальной педагогики.
Современная система социального воспитания строится на определенной нормативно-правовой базе.
Важные задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правовой самостоятельности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации и активной адаптации на рынке труда.
В середине 90-х годов появляются подростковые и молодежные клубы, учреждения социального обслуживания молодежи.
Возникло т.н. «скрытое» социальное сиротство. В России начала складываться сеть специальных учреждений, рассчитанных на детей сирот.
Формируется современная концепция детских движений.
Важная проблема – подготовка специалистов, готовый профессионал осуществлял СПД. Одновременно осуществляется научное обоснование опыта подготовки специалистов по социальной педагогике.
На современном этапе развитие социальной педагогики в России продолжается. Происходит процесс становления социальной педагогики как учебной дисциплины, разрабатываются проблемы социальной педагогики.
В середине 80-х годов возрастает интерес исследований к проблеме взаимодействия школы и детских движений.
В целом складывается довольно стройная социально-педагогическая система деятельности: проведение социально экономических мероприятий, правовая защита, создание сети учебно-воспитательных учреждений, разработка целостной государственной программы, организация нормативно-законодательных мер, направленных на профилактику детской беспризорности.
Социальное воспитание.
Изначально в основе социального воспитания лежала христианская мораль. 70-80 года 19 века в России действует единое министерство просвещения и духовных дел, закон божий является одним из основных предметов в ОУ.
Изменение целей и задач произошло после октябрьской революции (разрыв с христианством). В начале 20 века особый интерес вызвало изучение взаимосвязи общества и школы, роль школы в воспитании подросткового поколения, влияние школы на социальную среду. Прочно утвердился термин социальное воспитание (соцвос). В 1917-1930-х годах термин употребляют в 2-х значениях:
1. государственный орган, функцией которого является управление детскими воспитательными и образовательными учреждениями.
2. передача общественного опыта от одного поколения другому.
Однако термин просуществовал не долго. Крупская критиковала его как нечто неопределенное. После ВКП (б) 1936г «О педагогических извращениях в системе Наркомпрса» социальное воспитание прекратило свое существование.
В советский период вместо социального воспитания пришел термин коммунистическое воспитание.
В 90-е года этот термин получает второе рождение. Определение социального воспитания такие ученые как Мудрик и Бочаров по-разному определяют сущность социального воспитания:
§ воспитание подросткового поколения в социуме
§ высококачественное образование и воспитание детей
§ воспитание всех возрастных групп и социальных категорий
т.е. социальное воспитание рассматривают как социальный институт.
Социальное воспитание – целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых ему для успешной социализации.
Социальное обучение.
Социальное развитие ребенка, формирование его социальных умений и навыков происходит во взаимодействии с окружающей средой и людьми, одним из важных видов деятельности является игра.
Социальное обучение – целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирование социальных умений и навыков, способствующий социализации ребенка.
Социальное образование.
Термин появился в России в первой половине 90-х годов, различают 2 случая употребления этого термина:
§ профессиональная подготовка специалистов для работы в социальной сфере, включающая все виды профессионального образования: начальное, среднее, высшее, послевузовское, курсовая подготовка и переподготовка специалистов.
§ Процесс обучения, основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальных организаций.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 853.