Локальная воспитательная система.
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеристика:

§ наличие сформулированных педагогических целей, исходящих из задач социального воспитания

§ совокупность идей и программ работы по реализации целей воспитательной системы

§ упорядоченность быта и жизнедеятельности организации и интеграции социально-психологических процессов в соответствии с ее целями

§ гуманистический характер быта, жизнедеятельности, отношений и руководства

§ управляемое развитие организации в соответствии с меняющимися условиями, запросами и целями ее членов.

Этапы развития воспитательной системы:

1. становление (идея, образ будущего)

2. стабильное функционирование (элементы быта, содержания и системообразования связи относительно неизменны)

3. кризис (сбои в традиционных ситуациях быта и жизнедеятельности; у коллектива апатия, раздражение и т.д.) 3 выхода из кризиса:

a. смена или видоизменение ведущей сферы жизнедеятельности

b. возникновение новой, на основе прежней, системы воспитания

c. распад системообразования связей, смерть воспитательной системы.

Главный критерий эффективности развития – становление личности.

Принцип центрации социального воспитания на развитие личности:

 Необходимость решения естественно-культурных задач:

§ физическая

§ сексуальная

создание условий: решение задач:

интеллектуальные

социальные

Принципы диалогичностей социального воспитания:

Реализуется в процессе обмена между воспитателем и воспитанниками:

§ ценностями, вырабатывается в культурах мира и конкретного общества

§ ценностями, свойствами субъектом социального воспитания как представителей различных поколений и субкультур

§ индивидуальными ценностями конкретных членов ВО

обмен становится эффективным если:

1. воспитатели стремятся придать диалогичный характер своему взаимодействию с воспитателями

2. в содержание жизнедеятельности заложен диалог идей, норм, ценностей различного характера

3. содержание и формы организации жизнедеятельности, а так же элементы быта создают условия и стимулируют вступление членов организации в диалоги различного типа.

Регион

– часть страны, представляющая собой целостную социально-экономическую систему, обладающая общностью экономической политической и духовной жизни, общим историческим прошлым в культурном и социального своеобразии. В России термином регион принято обозначать административные единицы образующие целостную - республики край область.

Особенности:

· Географическое расположение

· Природно-климатические

· Социально- экономические

· Социально демографические

Характеристики региона рассматривают как предпосылки относительно направляемой    социализации.

СМИ

– технические средства (печать радио кинематограф телевидение) с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний дух ценностей моральных норм) на количественно больше рассредоточенные аудитории.

Медиа (средства) образование – изучение закономерности массовой коммуникации.

Задачи:

1. Подготовка подрастающего поколения к жизни в современных условиях

2. Научение воспринимать информацию и понимать ее

3. Осознавать последствий на психику

4. Овладение способами общения на основе не вербальных форм

Значение:

1. Рекреативная роль

2. Релаксационная роль

3. Развитие

СМИ относительно направляемая социализация, а так же контролируемая.

Субкультура

– совокупность специфических социализация психологических норм влияющих на стиль мышление определенных номинальных и реальных групп и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы» отличного от «они»

Признаки:

§ Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются практикой той или иной      общества интерпретированными в соответствии с хор-ром субкультуры, возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей

§ Норма поведения по содержанию сферам и мере их влияния

§ Источники информации, которые обычно по своей значимости имеют свою иерархию

§ Эстетические пристрастия увлечения вкусы способы свободного время препровождения, которые определяются так же возрастными и социо-культурными особенностями

§ Мода форма соц регуляции отражающая периодическую смену массового поведения дающая более или менее адекватное внешнее оформление постоянно меняющегося содержанию жизни, наиболее явно проявляется в костюмах , в оформлении внешности танцах речи бытовых изделиях музыкальных и иных эстетических пристрастий.

§ Жаргон (сленг)-своеобразный диалект отличающий носителя определенной субкультуры, явление многослойное включающее несколько групп слов и выражений:

1. Общеупотребительные слова и выражения, получившие иное содержательное значение в речи

2. Общеупотребительные слова и выражения, в котором в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять чаще.

3. Слова, бытующие только в жаргоне

4. Слова и выражения употребляемы лишь в отдельных регионах

§ Музыка. Фольклор – комплекс словесных музыкальных и игровых.

Микрофакторы.

Семья и домашний очаг.

Семья – основана на браке л кровном родстве малая группа, члены которой связанны общностью быта, взаимной моральной ответственностью взаимопомощью.

Она обладает совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения супругов, родителей и детей.

Семья это персональная среда жизни и развития человека от рождения до смерти, обладающая следующими параметрами:

§ Социокультурная (культурный и образовательный уровень всех членов семьи)

§ Социально-экономическая (имущество, занятость, ведение семейного бюджета)

§ Технико-гигиеническая (особенности образа жизни, условия проживания)

§ Демографическая (структура семьи)

Социализация в семье осуществляется благодаря действию традиционного механизма.

Функции семьи в процессе социализации:

1. физическая и эмоциональная

2. формирование психологического пола человека (психосексуальность)

3. умственное развитие

4. овладение социальными нормами

5. формирование ценностных ориентаций

6. социально-психологическая поддержка

эффективность реализации вышеназванных функций зависит от того, удалось ли создать домашний очаг, семейное жилище, что зависит от организации быта семьи:

§ распределение домашних обязанностей

§ совместное выполнение работы по дому

§ питание в домашних условиях

§ совместная досуговая деятельность

Соседство и микросоциум.

Соседство – не6кая близко территориально проживающая группа людей, которую характеризуют межличностные связи различной степени интенсивности, определенное отношение к месту своего проживания, некоторые общие цели и совместная деятельность.

Различают соседские отношения в селе и в городе. В сельской местности эти отношения более интенсивны и непосредственно влияют на социализацию ребенка, соседство и микросоциум практически совпадают. Соседство играет разную роль в процессе социализации, все зависит от возраста человека.

Характер соседских отношений тесно связан с микросоциумом, определить границы микросоциума не всегда просто, т.к. в сельских поселениях и малых городах они совпадают с границами этих поселений. В средних и крупных городах пространство микросоциума ограничивается кварталом, двором, микрорайоном. Влияние микросоциума зависит от возраста и индивидуальных особенностей человека.

Характеристики микросоциума:

1. пространственность

2. архитектурно-планированное

3. функциональная структура пространства

4. благоустройство и развитость коммунального хозяйства

5. культурно-рекреационные возможности

6. демографическая

7. социально-психологический климат

микросоциум влияет на социализацию человека преимущественно через традиционный механизм, а так же через стилизованный.

Группа сверстников.

Группа сверстников – объединение, необязательно одногодок, в которую входят люди, объединенные системой отношений, обладающие определенными общими ценностями и отдельно от других определенным принципом обособления.

Характеристика состава групп:

§ возраст

§ пол

§ социальный состав

группы классифицируются по различным составам:

1. по юридическому статусу и месту в социальной системе:

a. официальная

b. неофициальная

2. по социально-психологическому статусу: на группы принадлежности, в которой человек:

a. реально состоит

b. референтная группа

3. по степени стабильности, длительность существования групп:

a. постоянная

b. временная

c. ситуативная

4. по пространственной локализации:

a. дворовая

b. квартальная

c. в рамках учреждения

d. рассеянная

5. по типу лидерства:

a. авторитарное

b. демократическое

6. по ценностной направленности:

a. просоциальная

b. асоциальная

c. антисоциальная

механизмы: формализованный – институциональный, межличностные; неформальный – межличностные, стилизованные.

Воспитательная организация.

Организация – целевая, формализованная группа людей, созданная для решения определенных задач и реализации определенных целей, организационным образом в котором есть фиксированное членство, система власти, социальной роли и формальная санкция.

К воспитательным организациям относят специально созданные обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное, планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и/или определенного социально-профессионального слоя.

Типы:

§ общественные

§ государственные

§ религиозные и частные учебно-воспитательные

§ детские, юношеские, общественные и клубные организации

§ занимающиеся социокультурным и другими видами оздоровления

§ занимающиеся индивидуально-трудовой опекой и попечительством

§ для детей с отклонением и/или дефектами

§ занимающиеся профилактикой отклоняющегося поведения

воспитательные организации играют 2 роль: в них осуществляется социальное воспитание, с другой стороны они влияют на человека стихийно.

Ведущий механизм – институциональный.

Религиозные организации.

 Социализирующее влияние религиозной организации испытывают на себе как верующие, так и члены их семей. В процессе социализации религиозная организация выполняет ряд функций:

1. ценностно-ориентированные (предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему мировоззрения, позитивное отношение к религиозным ценностям)

2. регулятивная (предлагают своим членам соответствовать религиозным нормам)

3. коммуникативная (создание условий для общения, культивирование нормального общения)

4. милосердная (многообразные формы милосердия и благотворительности в рамках самих РО и за ее пределами)

5. компенсаторная (гармонизация духовного мира)

6. воспитательная (религиозное нравственное воспитание)

Социализация в РО осуществляется под воздействием практически всех механизмов.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 307.