Характеристика:
§ наличие сформулированных педагогических целей, исходящих из задач социального воспитания
§ совокупность идей и программ работы по реализации целей воспитательной системы
§ упорядоченность быта и жизнедеятельности организации и интеграции социально-психологических процессов в соответствии с ее целями
§ гуманистический характер быта, жизнедеятельности, отношений и руководства
§ управляемое развитие организации в соответствии с меняющимися условиями, запросами и целями ее членов.
Этапы развития воспитательной системы:
1. становление (идея, образ будущего)
2. стабильное функционирование (элементы быта, содержания и системообразования связи относительно неизменны)
3. кризис (сбои в традиционных ситуациях быта и жизнедеятельности; у коллектива апатия, раздражение и т.д.) 3 выхода из кризиса:
a. смена или видоизменение ведущей сферы жизнедеятельности
b. возникновение новой, на основе прежней, системы воспитания
c. распад системообразования связей, смерть воспитательной системы.
Главный критерий эффективности развития – становление личности.
Принцип центрации социального воспитания на развитие личности:
Необходимость решения естественно-культурных задач:
§ физическая
§ сексуальная
создание условий: решение задач:
интеллектуальные
социальные
Принципы диалогичностей социального воспитания:
Реализуется в процессе обмена между воспитателем и воспитанниками:
§ ценностями, вырабатывается в культурах мира и конкретного общества
§ ценностями, свойствами субъектом социального воспитания как представителей различных поколений и субкультур
§ индивидуальными ценностями конкретных членов ВО
обмен становится эффективным если:
1. воспитатели стремятся придать диалогичный характер своему взаимодействию с воспитателями
2. в содержание жизнедеятельности заложен диалог идей, норм, ценностей различного характера
3. содержание и формы организации жизнедеятельности, а так же элементы быта создают условия и стимулируют вступление членов организации в диалоги различного типа.
Регион
– часть страны, представляющая собой целостную социально-экономическую систему, обладающая общностью экономической политической и духовной жизни, общим историческим прошлым в культурном и социального своеобразии. В России термином регион принято обозначать административные единицы образующие целостную - республики край область.
Особенности:
· Географическое расположение
· Природно-климатические
· Социально- экономические
· Социально демографические
Характеристики региона рассматривают как предпосылки относительно направляемой социализации.
СМИ
– технические средства (печать радио кинематограф телевидение) с помощью которых осуществляется распространение информации (знаний дух ценностей моральных норм) на количественно больше рассредоточенные аудитории.
Медиа (средства) образование – изучение закономерности массовой коммуникации.
Задачи:
1. Подготовка подрастающего поколения к жизни в современных условиях
2. Научение воспринимать информацию и понимать ее
3. Осознавать последствий на психику
4. Овладение способами общения на основе не вербальных форм
Значение:
1. Рекреативная роль
2. Релаксационная роль
3. Развитие
СМИ относительно направляемая социализация, а так же контролируемая.
Субкультура
– совокупность специфических социализация психологических норм влияющих на стиль мышление определенных номинальных и реальных групп и позволяющих им осознать и утвердить себя в качестве «мы» отличного от «они»
Признаки:
§ Ценностные ориентации носителей той или иной субкультуры определяются практикой той или иной общества интерпретированными в соответствии с хор-ром субкультуры, возрастными и иными специфическими потребностями, стремлениями и проблемами ее носителей
§ Норма поведения по содержанию сферам и мере их влияния
§ Источники информации, которые обычно по своей значимости имеют свою иерархию
§ Эстетические пристрастия увлечения вкусы способы свободного время препровождения, которые определяются так же возрастными и социо-культурными особенностями
§ Мода форма соц регуляции отражающая периодическую смену массового поведения дающая более или менее адекватное внешнее оформление постоянно меняющегося содержанию жизни, наиболее явно проявляется в костюмах , в оформлении внешности танцах речи бытовых изделиях музыкальных и иных эстетических пристрастий.
§ Жаргон (сленг)-своеобразный диалект отличающий носителя определенной субкультуры, явление многослойное включающее несколько групп слов и выражений:
1. Общеупотребительные слова и выражения, получившие иное содержательное значение в речи
2. Общеупотребительные слова и выражения, в котором в жаргоне придается многозначная экспрессивная окраска, что позволяет употреблять чаще.
3. Слова, бытующие только в жаргоне
4. Слова и выражения употребляемы лишь в отдельных регионах
§ Музыка. Фольклор – комплекс словесных музыкальных и игровых.
Микрофакторы.
Семья и домашний очаг.
Семья – основана на браке л кровном родстве малая группа, члены которой связанны общностью быта, взаимной моральной ответственностью взаимопомощью.
Она обладает совокупностью норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения супругов, родителей и детей.
Семья это персональная среда жизни и развития человека от рождения до смерти, обладающая следующими параметрами:
§ Социокультурная (культурный и образовательный уровень всех членов семьи)
§ Социально-экономическая (имущество, занятость, ведение семейного бюджета)
§ Технико-гигиеническая (особенности образа жизни, условия проживания)
§ Демографическая (структура семьи)
Социализация в семье осуществляется благодаря действию традиционного механизма.
Функции семьи в процессе социализации:
1. физическая и эмоциональная
2. формирование психологического пола человека (психосексуальность)
3. умственное развитие
4. овладение социальными нормами
5. формирование ценностных ориентаций
6. социально-психологическая поддержка
эффективность реализации вышеназванных функций зависит от того, удалось ли создать домашний очаг, семейное жилище, что зависит от организации быта семьи:
§ распределение домашних обязанностей
§ совместное выполнение работы по дому
§ питание в домашних условиях
§ совместная досуговая деятельность
Соседство и микросоциум.
Соседство – не6кая близко территориально проживающая группа людей, которую характеризуют межличностные связи различной степени интенсивности, определенное отношение к месту своего проживания, некоторые общие цели и совместная деятельность.
Различают соседские отношения в селе и в городе. В сельской местности эти отношения более интенсивны и непосредственно влияют на социализацию ребенка, соседство и микросоциум практически совпадают. Соседство играет разную роль в процессе социализации, все зависит от возраста человека.
Характер соседских отношений тесно связан с микросоциумом, определить границы микросоциума не всегда просто, т.к. в сельских поселениях и малых городах они совпадают с границами этих поселений. В средних и крупных городах пространство микросоциума ограничивается кварталом, двором, микрорайоном. Влияние микросоциума зависит от возраста и индивидуальных особенностей человека.
Характеристики микросоциума:
1. пространственность
2. архитектурно-планированное
3. функциональная структура пространства
4. благоустройство и развитость коммунального хозяйства
5. культурно-рекреационные возможности
6. демографическая
7. социально-психологический климат
микросоциум влияет на социализацию человека преимущественно через традиционный механизм, а так же через стилизованный.
Группа сверстников.
Группа сверстников – объединение, необязательно одногодок, в которую входят люди, объединенные системой отношений, обладающие определенными общими ценностями и отдельно от других определенным принципом обособления.
Характеристика состава групп:
§ возраст
§ пол
§ социальный состав
группы классифицируются по различным составам:
1. по юридическому статусу и месту в социальной системе:
a. официальная
b. неофициальная
2. по социально-психологическому статусу: на группы принадлежности, в которой человек:
a. реально состоит
b. референтная группа
3. по степени стабильности, длительность существования групп:
a. постоянная
b. временная
c. ситуативная
4. по пространственной локализации:
a. дворовая
b. квартальная
c. в рамках учреждения
d. рассеянная
5. по типу лидерства:
a. авторитарное
b. демократическое
6. по ценностной направленности:
a. просоциальная
b. асоциальная
c. антисоциальная
механизмы: формализованный – институциональный, межличностные; неформальный – межличностные, стилизованные.
Воспитательная организация.
Организация – целевая, формализованная группа людей, созданная для решения определенных задач и реализации определенных целей, организационным образом в котором есть фиксированное членство, система власти, социальной роли и формальная санкция.
К воспитательным организациям относят специально созданные обществом и государством организации, основной функцией которых является целенаправленное, планомерное создание условий для развития людей определенного возраста и/или определенного социально-профессионального слоя.
Типы:
§ общественные
§ государственные
§ религиозные и частные учебно-воспитательные
§ детские, юношеские, общественные и клубные организации
§ занимающиеся социокультурным и другими видами оздоровления
§ занимающиеся индивидуально-трудовой опекой и попечительством
§ для детей с отклонением и/или дефектами
§ занимающиеся профилактикой отклоняющегося поведения
воспитательные организации играют 2 роль: в них осуществляется социальное воспитание, с другой стороны они влияют на человека стихийно.
Ведущий механизм – институциональный.
Религиозные организации.
Социализирующее влияние религиозной организации испытывают на себе как верующие, так и члены их семей. В процессе социализации религиозная организация выполняет ряд функций:
1. ценностно-ориентированные (предлагают своим членам и стремятся сформировать у них определенную систему мировоззрения, позитивное отношение к религиозным ценностям)
2. регулятивная (предлагают своим членам соответствовать религиозным нормам)
3. коммуникативная (создание условий для общения, культивирование нормального общения)
4. милосердная (многообразные формы милосердия и благотворительности в рамках самих РО и за ее пределами)
5. компенсаторная (гармонизация духовного мира)
6. воспитательная (религиозное нравственное воспитание)
Социализация в РО осуществляется под воздействием практически всех механизмов.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 337.