Человек как объект социализации – пассивный участник, ему помогают проходить социализацию агенты, институты.
2 подхода в процессе взаимодействия:
Субъект –> объект
Субъект <=> субъект
Человека как жертву изучает виктимология; существует социально-педагогическая виктимология, которая рассматривает человека как жертву неблагоприятных условий социализации.
Социально педагогическая виктимология – отрасль знания, входящая как составная часть в соц. педагогику, изучающая различные категории людей – реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. В социально-педагогической виктимологии изучается развитие людей с физическими, психическими, социальными и личностными дефектами и отклонениями, а так же тех, чей статус в условиях конкретного общества предопределяет или создает предпосылки для неравенства, для дефицита возможностей для «жизненного старта», развития и самореализации; разрабатываются общие и социальные принципы цели содержание формы и методы профилактики минимизации компенсации коррекции тех обстоятельств, вследствие которых человек становиться жертвой неблагоприятных условий социализации.
Виды жертв неблагоприятных условий социализации можно условно обозначить как реальные потенциальные и латентные.
Реальные: инвалиды, люди с психосоматическими отклонениями
Потенциальные: пограничное психологическое состояние и с акцентуацией характера, мигранты дети в семьях с различными низкими уровнями, метисы и представители инонациональных групп в местах компактного проживания другого этноса.
Латентные: высокоодаренные люди
Человек с одними и теми же характеристиками в одной культуре рассматривается как жертва, а в другой нет.
Виктимогенность обозначает наличие в тех или иных объективных обстоятельствах социализации характеристик черт опасностей, влияние которых может сделать человека жертвой этих обстоятельств.
Виктимизация процесс и результат превращения человека или группы людей в тот или иной тип жертвы неблагоприятных условий социализации.
Виктимность характеризует предрасположенность человека стать жертвой тех или иных обстоятельств.
Глобальные катастрофы, которые стали причиной виктимизации, делают своими жертвами не только тех на кого оказывают прямое влияние, но и на несколько следующих поколений.
Специфические виктимогенные факторы образуются в обществах, переживающих период не стабильности в своем развитии. Факторами виктимизации человека и целых групп населения могут стать специфические особенности тех поселений, в которых они живут. Объективным фактором может стать группа сверстников особенно в подростковом и юношеском возрасте, если она имеет асоциальный и тем более антисоциальный характер, так же фактором может стать семья для человека в любом возрасте.
Неблагоприятные условия социализации:
Внутриутробное развитие : пьянство, нездоровье родителей, плохое питание, беспорядочный образ жизни, мед. ошибки, плохое эмоциональное состояние матери.
0-6 лет: болезни и физические травмы игнорирование ребенка его заброшенность нищета антигуманность видеосмотрение
6-10 лет: аморальность или пьянство родителей отчим или мачеха нищета угнетение травмы потеря родителей изнасилование растление
11-14 лет: пьянство алкоголизм курение наркомания одиночество травмы развод родителей частые переезды семьи
15-17 лет: проституция ранняя беременность изнасилование вовлечение в преступные группы навязчивый бред дисморфофобии романтические неудачи суицидальные устремления
18-23 лет: безработица секс - неудачи стрессы служба в армии невозможность продолжить образование
23-33 года: отсутствие жилья семейные неурядицы конфликты на работе развод профессиональная нереализованность
34-50 лет: потеря жизненных перспектив болезни материальные трудности смерть близких уход детей из семьи
50-60 лет: болезни нищета заброшенность суицид выход на пенсию смерть сверстников и близких
60-70 лет: нищета заброшенность болезни суицид.
Субъективными предпосылками является индивидуальные особенности человека, а так же отношением ближайшего окружения (референтная группа).
Стадии, агенты, средства.
Агенты :
§ первичные (родители)
§ вторичные (соседи, педагоги)
Стадии:
1. с точки зрения социологии и социальной педагогики Андреева выделяет 3 стадии:
a. до трудовая (до школьник – старшеклассник)
b. трудовая (20-50 лет)
c. пост трудовая (после 50)
2. с точки зрения возрастной психологии
----рождение
0-10 дней – новорожденный
До 1 месяца – младенчество
------ 1 года
1-3 – раннее детство
------ Я – сам
3-6 – дошкольник
------школьный
6-10 – младший школьник
10-14 ------- 13 лет – школьный
15-16 – юность (переход)
16-17 – ранняя юность
17-23 – юность
23-30 (33) – молодость
30 (33)-40 – зрелость
40-55 (60) – пожилой
55 (60)-70 – старость
70-… - долгожительство
Для каждого возраста/этапа социализации выделяют свои задачи;
Существует 3 группы:
1. естественно-культурные:
a. физические
b. сексуальные
2. социально-культурные:
a. познавательные
b. морально-нравственные
c. ценностно-смысловые
3. социально-психологические:
a. самосознание – достижение в каждом возрасте определенной меры самопознания, наличие целостной системы Я – концепции, определение уровня самоуважения и самопринятия.
b. Самоопределение – нахождение определенной позиции в различных сферах жизнедеятельности и выработки планов на различных отрезках будущей жизни.
c. Самореализация – удовлетворение человека реализацию активности в значимых для него сферах жизнедеятельности (взаимоотношения)
d. Самоутверждение – достижение субъективной удовлетворенности результатов и/или процессом самореализации.
Средства бывают письменные и устные; технические; вербальные и невербальные.
К средствам социализации относят:
§ Вскармливание, уход
§ Формирование бытовых и гигиенических умений
§ Стиль, содержание общения
§ Методы поощрения, наказания
§ Приобщение человека к различным видам и типам отношений
§ Элементы духовной культуры
§ Окружение человека продуктами материальной культуры
Дата: 2019-12-10, просмотров: 441.