Этап -9-16 века.
В 7-9 веках – переход к «малой» семье. В этот период благотворительности деятельность осуществляется отдельными лицами и церковью. В обязанности государства она не входила, хотя заметную роль в социальной защите детства сыграли русские князья. Великий князь Владимир издал «Устав», в котором возложил общественное презрение сирых и убогих на духовенство и учредил училища для детей разных сословий. Князь Ярослав учредил сиротские училища, где содержались около 300 юношей. С 9 века наблюдается путь от нищелюбия к государственной заботе о детях. Существенно дошедший до наших времен составленный князем Ярославом «Русская правда», где определялись условия опекунства, права детей при разделе семейного имущества, а так же положение детей после смерти родителей. Владимир Мономах автор наказа об обучении и воспитании детей «Поучение»:
§ не затворничествовать, не уходить в монашество, не голодать
§ похвалите Бога
§ не убивать и не желать смерти людям
§ чтить старых и молодых, говорить ему добрые слова
§ не полагайтесь на воевод
§ чтить гостя
§ жену свою любите, но не давайте ей власти над собой
К началу 16 века, наряду с личным участием человека в благотворительности наметились новые тенденции, связанные с благотворительной деятельностью государства. В 1558г на Стоглавом соборе Иван 4 высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи – убогих и нищих, строить и специальные богадельные больницы, где им был бы устроен приют и уход. Памятник литературы 16 века, своеобразная энциклопедия семейной жизни – «Домострой».
Сложившиеся традиции заботы о ребенке родительской общиной преобразовываются в заботу о брошенных детях при скудельницах.
Церковь создает систему монастырей, где находился приют нищих и страждущих. В отличие от западной церкви, русская выполняла 3 важные функции:
1. обучение
2. лечение
3. призрение
Среди священников известны: Серафим Соровский, Сергей Радонежский, старец Амбросин и др.
Этап 17 век – 1861г.
Происхождение зарождения государственных форм призрения, открываются первые социальные учреждения. Историю призрения детства связывают с именем царя Федора Алексеевича.
Петр 1 издал ряд указов, по которым были созданы в 1715 и 1712:
§ госпитали для незаконнорожденных детей, куда было приказано брать с соблюдением анонимности происхождения. За погубление «зазорных» младенцев была неминуемая казнь.
§ Передача таких детей на воспитание в крестьянские семьи, помещичьи, крестьянские общины, монастыри и т.д.
Петр 1 создал государственную систему призрения нуждающихся, выделил категории нуждающимся, ввел превентивные меры борьбы, урегулирование частной благотворительности, закрепил законодательные свои нововведения.
Екатерина 2: в государственном масштабе была сделана попытка воспитать «новую породу людей» - утвердить систему сословного воспитания, т. Е он ратовал за создание специальных закрытых учреждений для детей дворян – институт благородных девиц и сухопутно-кадетский корпус, где обучались богобоязни, пристойному поведению, учтивости. Принимали с 2-5 лет до 18-21 года. Задача такого образования дать не узкоспециальное образование, а готовить всесторонне развитых людей. Разработаны методы воспитания. Вецкой предлагал учитывать возраст, его способности и задатки.
В 1763г Вецкой разработал «генеральный план Императорского воспитательного дома»; открыв 1-ый воспитательный дом в 1772г в Санкт-петербурге. Детей распределили на отделения: малолетние (до 2-х лет). От 2 до 7 лет, 7-11 лет, 12-16 лет, 17-18 до 20. получали вольные паспорта, 1 рубль. Обучались: основе веры, русской грамоте, арифметике, географии, истории, ремеслу. Кроме возраста, происходило деление по даровитости:
§ Которые отличались в науках и художествах
§ Ремесло рукоделие
§ Простые работники
Воспитание: физическое, нравственное, умственное. Вецкой разработал рекомендации по физическому воспитанию, где подробно останавливался на разных возрастах. Так же описал какую носить одежду, принимать пищу, гигиенические правила соблюдать. В основе нравственного воспитания – православная вера.
Умственное: 1 науки и иностранные языки далее в МГУ. Очень важно давать образование девушкам. Так же было трудовое воспитание.
Мария Федоровна в 1797г пишет доклад императору о работе воспитательных домов и приютов, в котором предложила отдавать младенцев и сирот в государевы деревни крестьянским семьям. На свои средства открыла 1-ые педагогические классы в воспитательных домах. 1798г – основала попечительство о глухо-немых детях. Все это ведомство учреждений императрицы Марии.
Александр 1 обращал внимание к слепым. Пригласил француза, который разработал методику обучения слепых детей. 1807г. – 1-ый институт для слепых.
В этот период в России зарождается определенная социальная практика и законодательство. Складывается система призрения в частности детей. Церковь постепенно отходит от призрения, выполняя другие функции. А государство создает специальные институты, выполняющие социальную политику, в деле оказывают социальную помощь и поддержку.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 342.