Тема 47. Сущность, структура и общие формы организации
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Учебной деятельности

Учебная деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки; учение как специфическая человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики развития человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью; познавательные процессы: память, сообразительность, воображение, гибкость ума; волевые качества в учебной деятельности: управление вниманием, регулирование чувств; познавательные функции деятельности: восприятие, внимание, память, мышление, воображение; потребности, мотивы, эмоции, воля в учебной деятельности; основные характеристики учебной деятельности: 1) направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач, 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия, 3) общие способы действия предваряют решение задач, 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке – ученике, 5) происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий»; теоретическое сознание и мышление.

Системы и виды обучения: сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение. Виды обучения, их различия по характеру обучающей и учебной деятельности, по построению содержания, методам и средствам обучения; сообщающее обучение: достоинства и недостатки; проблемное обучение, этапы проблемного обучения; принципы развивающего обучения: принцип ведущей роли теоретических знаний в обучении, принцип обучения на высоком уровне трудности, принцип обучения быстрым темпом, принцип осознания учащимися процесса учения, принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых; личностно-ориентированное обучение: принцип «развивающей помощи», атмосфера «свободы учения», методы личностно-ориентированного обучения.

Тема 48. Самообразование в структуре процесса формирования личности

Сущность и механизмы самообразования, функции самообразования, источники самообразования. Образование, самообразование, назначение самообразования, образованность и эрудированность, работа с литературой, средствами массовой информации, обработка информации.

Методы и приемы самообразования личности, техника работы с книгой (литературой), способы конспектирования материала, методы запоминания информации, способы подготовки к лекциям, семинарам, зачетам, экзаменам.

Культура умственного труда, источники самообразования, метод, прием, техника, поиск источников информации, конспектирование, память, закон забывания.

Семинары А.Ю. Андрусяк

 

Раздел 4. Управление образовательными системами

Тема 49. Сущность и основные принципы управления образовательными системами

Управление и педагогический менеджмент, признаки государственного управления образовательными системами, основные признаки общественного управления.

Управление как деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; объект управления – социальная система – система образования; субъекты управления – Министерство образования РФ (управления образованием края, области или города); внутришкольное управление как целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата; функции внутришкольного управления: педагогический анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование; государственное управление образовательными системами: объединение усилий государства и общества в решении проблем образования; общественный характер управления: совет школы, устав учебного заведения, разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Общие принципы управления образовательными учреждениями: демократизация и гуманизация управления образовательными системами, системность и целостность в управлении, рациональное сочетание централизации и децентрализации, единство единоначалия и коллегиальности, объективность и полнота информации в управлении образовательными системами. 

Закономерности внутришкольного управления (по Ю.А. Конаржевскому): аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность руководителей к различным видам управленческой деятельности; принципы управления как основные положения, ориентирующие руководителя в практической деятельности; содержание принципов управления.

Управленческая культура руководителя: основные компоненты управленческой культуры, функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений. Управленческая культура как мера и способ творческой саморегуляции личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении образовательной системой; компоненты управленческой культуры: аксиологический, технологический, личностно-творческий; Устав общеобразовательной школы, функциональные обязанности руководителя; Типовое положение об общеобразовательном учебном заведении.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 212.