Тема 44. Дидактика – отрасль педагогической науки
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Теория обучения (дидактика) – это отрасль педагогики, изучающая закономерности усвоения знаний, умений и навыков, функциональной подготовки человека к различным видам деятельности, содержание, методы и организационные формы обучения, воздействие учебного процесса на его участников. Обучение является средством передачи социального опыта, превращение его в достояние индивида, подготовки подрастающего поколения к выполнению социальных функций. Обучение – это управляемый процесс закономерной, последовательной и непрерывной смены состояний его участников в специально организуемой среде с целью достижения ими образовательных результатов. Функции обучения: 1) образовательная (вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике); 2) воспитательная (формирование у учащихся мировоззрения, нравственных, трудовых, эстетических, этических отношений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе); 3) развивающая (развитие речи, сенсорной и двигательной сфер человека, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области).

Образовательная функция обучения – основной смысл состоит в вооружении учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью использования их на практике. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теорию, обобщенную картину мира. В соответствии с образовательной функцией они должны стать достоянием личности, войти в структуру ее опыта. Конечным результатом реализации образовательной функции является действенность знаний, выражающаяся в сознательном оперировании ими, в способности мобилизовать прежние знания для получения новых, а также сформированность важнейших специальных (по предмету), так и общеучебных умений и навыков. Умение как умелое действие направляется четко осознаваемой целью, а в основе навыка, т.е. автоматизированного действия, лежит система упрочившихся связей. Умения образуются в результате упражнений, для выработки навыков необходимы многократные упражнения в одних и тех же условиях.

Воспитывающая функция – вытекает из самого содержания, форм и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется и посредством специальной организации общения учителя с учащимися. Объективно обучение не может не воспитывать определенных взглядов, убеждений, отношений, качеств личности. Обучение воспитывает всегда, но не автоматически. В современных условиях реализация воспитывающей функции обучения предполагает формирование научного мировоззрения, формирование отношений воспитанников к науке, природе, искусству, труду, обществу, коллективу, самому себе и другим. В конечном итоге выражается во взглядах, идеалах, убеждениях, воспитании моральных качеств личности, волевых черт характера и соответствующих социально приемлемых форм поведения. Важнейшим аспектом осуществления воспитывающей функции обучения является формирование мотивов учебной деятельности, изначально определяющих ее успешность.

Развивающая функция – развивающий характер обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Правильно поставленное обучение развивает всегда. В традиционных подходах к обучению осуществление развивающей функции, как правило, сводится к развитию речи и мышления, поскольку именно развитие вербальных процессов нагляднее других выражает общее развитие ученика.

Единство выделенных функций обучения проявляется в том, что методы обучения выступают в роли отдельных элементов методов воспитания, а сами методы воспитания – в роли методов стимулирования учения, т.е. деятельности, обеспечивающей развитие учащегося. Основные функции обучения реализуются на практике следующим образом: 1) планирование комплекса задач урока, куда входят задачи образования, воспитания и развития школьников; 2) подбор содержания деятельности учителя и учащегося, которое бы обеспечило реализацию всех трех видов задач с сознанием того, что на каждом этапе урока какие-то из них будут решаться в большей или меньшей мере; 3) сочетание разнообразных методов, форм и средств обучения; 4) одновременное оценивание хода осуществления всех трех функций в процессе контроля и самоконтроля за обучением и при анализе его результатов.  

Содержание образования как специально отобранная признанная обществом система элементов объективного опыта человечества, усвоение которой необходимо для успешной деятельности в определенной сфере. В современной дидактике сложились различные подходы, при которых содержание образования рассматривается как: 1) педагогически адаптированные основы наук (традиционный технократический подход); 2) система знаний, умений и навыков, которые должны быть усвоены обучающимися, а также опыт творческой деятельности и эмоционально-волевого отношения к миру; 3) педагогически адаптированный социальный опыт человечества - когнитивный опыт (система знаний), опыт репродуктивной деятельности (умения и навыки), опыт творческой деятельности (алгоритмы решения проблемных познавательных задач), опыт осуществления эмоционально-ценностных отношений; 4) содержание и результат процесса прогрессивных изменений индивидуально-личностных свойств и качеств, когда выбор общеобразовательных курсов обуславливается структурами изучаемой области действительности и деятельности; 5) образовательная среда, способная вызывать личностное образовательное движение учащегося и его внутреннее приращение.

Назначение деятельности учителя как управление активной и сознательной познавательной деятельностью учащихся; этапы управления процессом обучения: этап планирования, организация деятельности учащихся, регулирование и корригирование процесса обучения на основе непрерывного текущего контроля, анализ результатов решения педагогической задачи (по В.А. Сластенину); структура деятельности учащихся в процессе обучения.

Сущность процесса обучения как стимулирование и организация активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению ими знаниями, развитию способностей, выработке мировоззренческих взглядов. Как и всякому взаимодействию, обучению обязательно присущи обмен информацией, выработка единой стратегии деятельности, восприятие и понимание другого человека. Обоюдный характер позитивных изменений – сущностная характеристика обучения как педагогического взаимодействия.

Структура процесса обучения: 1) анализ исходной ситуации и определение целей обучения; 2) планирование работы, 3) отбор содержания и средств достижения целей; 4) исполнение обучающих и учебных операций, 5) организация учебной работы учителя и учеников; 6) контроль и корректирование работы; 7) анализ и оценка результатов обучения.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 213.