Тема 26. Цель и задачи воспитания в современном обществе
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие цели воспитания. Цель как философская категория, соотношение понятий «цель» и «задача», цель как идеальное предвидение результата деятельности, цель как опережающее отражение событий в сознании человека, цель воспитания, гармоничность, всесторонность, содержание воспитания, личностные качества, духовно-нравственные отношения, содержание воспитания как предмет познания, виды педагогических целей: нормативные, общественные, инициативные и другие.

Гуманистическое воспитание имеет своей целью гармоничное развитие личности и предполагает гуманный характер отношений между участниками педагогического процесса. Общепринятой целью гуманистического воспитания был и остается идеал личности, всесторонне и гармонически развитой. Эта цель-идеал дает статическую характеристику личности. Динамическая же ее характеристика связана с понятиями саморазвития и самореализации. Поэтому именно эти процессы определяют специфику цели гуманистического воспитания – создание условий для саморазвития и самореализации личности в гармонии с самим собой и обществом. Цель гуманистического воспитания позволяет поставить адекватные ей задачи: 1) философско-мировоззренческая ориентация личности в понимании смысла жизни, своего места в мире, своей уникальности и ценности; 2) оказание помощи в построении личностных концепций, отражающих перспективы и пределы развития физических, духовных задатков и способностей, творческого потенциала, а также в осознании ответственности за жизнетворчество; 3) приобщение личности к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой и национальной культуры, и выработка своего отношения к ним; 4) раскрытие общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, сочувствия и др.) и культивирование интеллигентности как значимого личностного параметра; 5) развитие интеллектуально нравственной свободы личности, способности к адекватным самооценкам и оценкам, саморегуляция поведения и деятельности, мировоззренческой рефлексии; 6) возрождение традиций российской ментальности, чувства патриотизма в единстве этнических и общечеловеческих ценностей, воспитание уважения к законам страны и гражданским правам личности, стремлению к сохранению и развитию престижа, славы и богатства отечества; 7) формирование отношения к труду как социально и личностно значимой потребности и фактору, создающему материальные фонды страны и ее духовный потенциал, которые, в свою очередь, обеспечивают возможности личностного роста; 8) развитие валеологических установок и представлений о здоровом образе жизни. Решение названных задач дает возможность заложить фундамент гуманитарной культуры личности, которая вызывает к жизни ее потребности строить и совершенствовать мир, общество, себя.

В современной теории воспитания человек мыслится не как ведомый и управляемый, а как автор, творец своей субъектности и своей жизни.

При воспитании субъектности очень важно обратить внимание на такие ее характеристики: 1) произвольность поведения, деятельности и общения, которая понимается не как своеволие (произвол), а как обоснованность внутренними факторами (ценностно-смысловыми ориентирами, осознанной позицией). Произвольность связана с такими диагностическими показателями, как осознанность, ответственность, прогностичность мышления, воля, устойчивость; 2) достоинство как внутреннее ценностное отношение человека к себе во взаимодействии с другими людьми базируется на осознании самоценности, своей значимости и проявляется в способности быть «значимым другим» для партнеров по диалогу. Достойный человек, реализуя собственную свободу, уважает свободу другого, не использует другого как средство реализации собственной цели – это и придает ему достоинство; 3) диалогизм в поведении, деятельности и общении – это способность к взаимоизменению. В настроенности человека на диалог, на равноправное общение выражается его гуманитарность – отказ от претензий на монопольное обладание истиной, уважение права «другого» на отличие. Это и разделяет субъектность и субъективизм; 4) самоопределение (жизненное, профессиональное и иное) понимается как процесс определения себя (собственной позиции, целей и средств самоосуществления) в рамках обстоятельств, соотнесение своих жизненных смыслов с требованиями окружения. Суть самоопределения состоит в выявлении и утверждении индивидуальной позиции в проблемных ситуациях, когда человек оказывается перед необходимостью альтернативного выбора и должен принимать решения. Самоопределение – не состояние человека, а непрерывный процесс, в котором он находится, динамическая тенденция. Это связано с постоянным изменением внешних обстоятельств и внутренних свойств и столь же постоянной необходимостью их согласования. 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 243.