Тема 46. Формы, методы и средства обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Форма организации обучения – это система циклически повторяющихся этапов процесса обучения, реализующихся во взаимной деятельности учителя и учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Организационная форма обучения – это специальная конструкция процесса обучения, характер которой обусловлен его содержанием, методами, приемами, средствами, видами деятельности учащихся; форма обучения – это конструкция отрезков процесса обучения, реализующихся в сочетании управляющей деятельности учителя и управляемой учебной деятельности учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности. Организационные формы обучения: 1) обязательные и факультативные; 2) классные и домашние занятия. Виды современных организационных форм обучения: 1) фронтальные, групповые, индивидуальные; 2) дополнительные формы организации обучения: дополнительные занятия, консультации, домашняя работа. Системы обучения: система индивидуального обучения, классно-урочная система, лекционно-семинарская система обучения.

Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, применяемая для достижения целей обучения. Методы обучения: методы преподавания, методы учения, методические приемы и правила обучения. Метод деятельности – это способ ее осуществления, который ведет к достижению поставленной цели; методы преподавания – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил педагогической деятельности, целенаправленное применение которых учителем позволяет существенно повысить эффективность управления деятельностью обучаемых; методы учения – это разработанная с учетом дидактических закономерностей и принципов система приемов и соответствующих им правил учения, целенаправленное применение которых позволяет существенно повышает эффективность самоуправления личности ученика в различных видах деятельности и общения в процессе решения определенного типа учебных задач; правило – это нормативное предписание или указание на то, как следует действовать наиболее оптимальным образом, чтобы осуществить определенный прием деятельности. Классификация методов обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, метод проблемного изложения, эвристический метод, исследовательский метод обучения.

Средства обучения – орудия деятельности учителя и учащихся, используемые для достижения целей обучения (материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся). Дидактические средства в узком смысле: учебные и наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства, дидактические средства в широком смысле: все то, что способствует достижению целей образования, т.е. вся совокупность методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения; функции дидактических средств: мотивационная, информационная, функция управления процессом обучения, оптимизационная; дидактические средства для учителя и учащихся.

Контроль в процессе обучения: понятие и назначение контроля в процессе обучения, виды, формы и методы контроля, значение самоконтроля в процессе обучения. Контроль – это определенная система проверки эффективности функционирования педагогического процесса; внешняя обратная связь как контроль педагога; внутренняя обратная связь как самоконтроль ученика; назначение контроля заключается в получении информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в осуществление процесса обучения; методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя; виды контроля: предварительный, текущий, тематический, итоговый; методы контроля: устный индивидуальный контроль, устный фронтальный контроль, письменный контроль, практический контроль, машинный контроль, самоконтроль; комбинированный (уплотненный) контроль.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 227.