Тема 12-13. Методология педагогики и методологическая
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Культура личности

    Методология – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

    В методологии педагогики можно выделить два аспекта: 1) системное изложение ведущих идей (философских, психологических, педагогических и др.), которые выступают как руководящие, ведущие принципы и научной и практической педагогической деятельности и в формировании содержания исследования. Именно такое понимание методологии педагогики имеется в виду, когда говорят о методологических основах отдельного исследования или методологических основах профессиональной позиции педагога; 2) нормативное знание о способах организации научно-педагогического исследования, его программе, логике, основных характеристиках, методах оценки качества исследовательской работы. Методология педагогики – это наука о самой педагогике, закономерностях ее развития, категориальном аппарате, основаниях и структуре педагогической науки, принципах подхода и способах добывания педагогических знаний.

    Методология педагогики выполняет различные функции: 1) познавательная функция состоит в получении системы новых знаний о путях и способах повышения эффективности и качества педагогических исследований, о закономерностях и тенденциях развития педагогической науки в ее связи с практикой, о методах оценки качества исследовательской работы, правилах осуществления научной деятельности, способах построения и обоснования научно-педагогических теорий и концепций; 2) критическая функция позволяет осознавать необходимость преобразования педагогической действительности, наглядно продемонстрировав разрыв между тем, что есть в данный момент, и тем, что необходимо для ее успешного развития; 3) рефлексивная функция позволяет посмотреть на педагогическую науку «сверху», при этом исследуется не педагогическая практика, а то, как ученые видят педагогическую действительность – это своеобразный процесс самопознания.

    Выделяют четыре уровня методологии: 1) философский; 2) общенаучный; 3) конкретно-научный; 4) технологический.

Методологическая культура специалиста заключается в его стремлении и умении вести методологический поиск, направленный на отыскание личностных смыслов явлений. Методологическая культура специалиста характеризует успешность выполнения его основной деятельности – поиска нового знания. Среди критериев методологической культуры можно выделить: 1) принадлежность к одной из научных школ и глубокое владение присущим ей аппаратом исследования на всех уровнях методологического знания; 2) ориентацию в методологических подходах, концепциях и теориях, видение их особенностей; 3) корректное использование терминологии; 4) способность выделять и обосновывать актуальность исследовательских проблем; 5) прогностичность мышления – способность формулировать гипотезу, планировать и осуществлять ее проверку; 6) умение выполнять исследование в соответствии с такими методологическими ориентирами, как объект и предмет исследования, цель, актуальность, новизна; 7) умение представить результаты в виде проекта.

Овладеть методологической культурой можно лишь через анализ опыта применения методологического знания в процессе собственной исследовательской деятельности. В общем смысле методологическая культура нередко определяется как культура мышления, основанная на методологических знаниях, необходимой частью которой является рефлексия собственной исследовательской деятельности. Рефлексия направлена на самоорганизацию через осмысление исследователем себя и своей поисковой деятельности в целом как способа осуществления своего целостного Я.

     

Дата: 2019-12-10, просмотров: 204.