Тема 14-15. Целостный педагогический процесс
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленных на решение развивающих и образовательных задач. Сущностной характеристикой педагогического процесса является педагогическое взаимодействие. С опорой на категорию «взаимодействие» педагогический процесс может быть представлен как интеграция взаимосвязанных процессов взаимодействия педагогов с воспитанниками, родителями, общественностью, взаимодействия учащихся между собой, с предметами материальной и духовной культуры и т.п. Именно в процессе взаимодействия устанавливаются и проявляются информационные, организационно-деятельностные, коммуникативные и другие связи и отношения. Принято различать разные виды педагогических взаимодействий, а, следовательно, и отношений: 1) педагогические (отношения воспитателей и воспитанников); 2) взаимные (отношения со взрослыми, сверстниками, младшими); 3) предметные (отношения воспитанников с предметами материальной культуры); 4) отношения к самому себе. Педагогическое взаимодействие всегда имеет две стороны, два взаимообусловленных компонента: 1) педагогическое воздействие и 2) ответную реакцию воспитанника.

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы – его способность к выполнению социально обусловленных функций, что становится возможным при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления. Целостность – синтетическое качество педагогического процесса, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулирующих сознательных действий и деятельности субъектов, функционирующих в нем. Целостный педагогический процесс предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности – сознание, чувства, волю. Основные аспекты целостности педагогического процесса: содержательно-целевой (целостность обеспечивается отражением в цели и содержании образования опыта, накопленного человечеством во взаимосвязи его четырех элементов: знаний, опыта творческой деятельности и опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к окружающему миру); организационно-процессуальный (целостность обеспечивается единством относительно самостоятельных процессов-компонентов: освоения и конструирования содержания образования и материальной базы, делового взаимодействия педагогов и воспитанников по поводу содержания образования, взаимодействие педагогов и воспитанников на уровне личных отношений, освоение воспитанниками содержания образования без непосредственного участия педагога); операционально-технологический аспект целостности педагогического процесса касается внутренней целостности названных выше относительно самостоятельных процессов. Единство обучения и воспитания - единство преподавания и воспитательной работы, которое и представляет собой целостную педагогическую деятельность. Целостная деятельность школьника – единство учения и других видов деятельности. Обеспечение гармонического соотношения учения, общественно-полезного труда и всех видов творческой деятельности детей, организуемых как жизнь учебно-воспитательного коллектива и направленных на решение в комплексе задач обучения, воспитания, развития приводит к формированию «гармонической целостности» личности, ее интеллектуального, нравственно-эстетического и физического развития.

 

Тема 16-17-18. Воспитание, обучение и развитие в целостном

Педагогическом процессе

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Воспитание рассматривается в трех аспектах: социально-нормативном (идентификация с социокультурным и профессиональным окружением); индивидуально-смысловом (выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация и т.д.); ценностно-деятельностном (взаимодействие со средой). Воспитание как социальное явление – инструмент продолжения общества в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры (социализация). Результатом является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром. Воспитание как индивидуальный процесс реализуется в педагогической помощи (в форме руководства, поддержки и сопровождения) самостановлению человека: его смысловому самоопределению, самореализации и саморазвитию. Результат такого воспитания проявляется в характере общения человека с окружающим миром. Воспитание как специально-организованная деятельность – ценностно-смысловое взаимодействие педагога и воспитанника, при котором совершенствуется каждый из них. Результатом воспитания становится деятельная активность воспитанника как форма утверждения ценностных установок субъекта. Выделенные три аспекта раскрывают воспитание как культуросообразный процесс становления человеческого качества в человеке. Культуросообразное воспитание как деятельность по управлению, поддержке и сопровождению процесса становления человека субъектом культуры включает освоение норм общества (социально-нормативный аспект), творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект) и жизненное самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект). Гуманитарное понимание воспитательных явлений и процессов, проектирования и освоения воспитательной деятельности заключается в том, что: 1) воспитательный процесс – процесс возрастания субъектности человека – самоопределения и самоутверждения его в социокультурной и профессиональной среде; 2) механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия; 3) ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов.

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Теория обучения (дидактика) – это отрасль педагогики, изучающая закономерности усвоения знаний, умений и навыков, функциональной подготовки человека к различным видам деятельности, содержание, методы и организационные формы обучения, воздействие учебного процесса на его участников. Обучение является средством передачи социального опыта, превращение его в достояние индивида, подготовки подрастающего поколения к выполнению социальных функций. Обучение – это управляемый процесс закономерной, последовательной и непрерывной смены состояний его участников в специально организуемой среде с целью достижения ими образовательных результатов. Функции обучения: 1) образовательная (вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике); 2) воспитательная (формирование у учащихся мировоззрения, нравственных, трудовых, эстетических, этических отношений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе); 3) развивающая (развитие речи, сенсорной и двигательной сфер человека, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области). Закономерности обучения: 1) объективные (присущие процессу обучения по его сущности, неизбежно проявляющиеся, как только он возникает в какой-либо форме); 2) субъективные (проявляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучаемых и, следовательно, в зависимости от вида содержания образования и метода, которым они пользуются). На основе анализа закономерностей обучения формулируются его принципы, то есть нормативные требования, регулирующие взаимодействие «учитель-ученик»: культурособразности, целостности, доступности, ситуационности обучения, сознательности и активности учащихся, научности, систематичности и последовательности, прочности, наглядности. Средства обучения – орудия деятельности учителя и учащихся, используемые для достижения целей обучения (материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся). Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, применяемая для достижения целей обучения. Форма организации обучения – это система циклически повторяющихся этапов процесса обучения, реализующихся во взаимной деятельности учителя и учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Развитие личности – стадиальный процесс становления типологических социально значимых качеств человека и его индивидуальности. Стадии развития могут определяться качественными изменениями в зависимости от возраста и достигаемых результатов личности. Развитие человека в целостном педагогическом процессе как личности включает в себя: развитие интеллекта, развитие эмоциональной сферы, развитие устойчивости к стрессорам, развитие уверенности в себе и приятие себя, развитие позитивного отношения к миру и приятие других, развитие самостоятельности, автономности, развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования и пр. В зарубежной педагогике и психологии выделяют три основных направления по проблеме личности и ее развитию: 1) биологическое; 2) биосоциальное; 3) социологическое. Личность – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции (Л.С. Рубинштейн). В отечественной педагогике под личностью понимают единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. К основным функциям личности относят: творческое освоение общественного опыта, включение человека в систему общественных отношений. Развитие личности в целостном педагогическом процессе происходит как в процессе воспитания, так и в процессе обучения.

 

Семинары – Н.Ю. Андрусяк

Раздел 2. Теория воспитания

Дата: 2019-12-10, просмотров: 218.