Тема 45. Закономерности и принципы процесса обучения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Закономерности дидактического процесса, внешние закономерности процесса обучения, внутренние закономерности процесса обучения. Закономерности обучения как объективные, существенные, устойчивые связи между составными компонентами процесса обучения; внешние закономерности процесса обучения как зависимость обучения от общественных процессов и условий, от социальной и политической ситуации, уровня культуры; внутренние закономерности как связи между целями, содержанием, методами, средствами и формами обучения.

Закономерности обучения: 1) объективные (присущие процессу обучения по его сущности, неизбежно проявляющиеся, как только он возникает в какой-либо форме); 2) субъективные (проявляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучаемых и, следовательно, в зависимости от вида содержания образования и метода, которым они пользуются). Закономерности дидактического процесса: закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения; закон воспитывающего и развивающего обучения; закон обусловленности обучения и воспитания характером деятельности учащихся; закон целостности и единства педагогического процесса; закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении; закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности.

На основе анализа закономерностей обучения формулируются его принципы, то есть нормативные требования, регулирующие взаимодействие «учитель-ученик»: 1) культурособразности (или принцип связи с жизнью); 2) целостности (комплексное планирование целей обучения); 3) доступности (рассматривает учет особенностей уровня развития учащихся и предполагает, что все компоненты учебного процесса будут проектироваться с учетом реальных учебных возможностей учащихся); 4) ситуационности обучения (основан на зависимости процесса обучения от внешних обстоятельств. Дидактическая ситуация – это система условий, т.е. внешних обстоятельств, существенным образом влияющих на процесс обучения и сознательно управляемых учителем); 5) сознательности и активности учащихся (основан на единстве преподавания и учения. Обучение эффективно, когда ученик осознает необходимость своего обучения, не только принимает цели занятия, но и ставит собственные, участвуя в планировании и организации своей деятельности, осуществляет ее осознание, самоконтроль и самооценку); 6) научности (относится к отбору содержания образования и опирается на закономерную связь между содержанием науки и учебного предмета); 7) систематичности и последовательности (предполагает выделение ведущих идей изучаемого материала, соответствующие им методы науки и т.д., объединяя их в логически связанные разделы и блоки); 8) прочности и доступности (реализуется при выборе эффективных форм обучения – это важнейшее условие для обеспечения положительного отношения учеников к изучаемому предмету и его отдельным темам. Этим же (через включение в различные виды деятельности, разные ролевые позиции) во многом обеспечивается прочность не только обучающего, но и развивающего, и воспитывающего эффектов обучения); 9) наглядности (обеспечивается применением различного рода иллюстраций, демонстраций, лабораторных работ, компьютерной анимации. Однако не меньшее значение имеет и словесная наглядность – образная речь учителя, эмоциональные переживания учащихся. Благодаря им проявляется интерес к учебе, развиваются наблюдательность, внимание, мышление учеников; знания их наделяются личностным смыслом).

Содержательные принципы обучения: принцип гражданственности, научности, воспитывающего характера, фундаментальности и прикладной направленности; организационно-методические принципы обучения: преемственности, последовательности и систематичности, единства группового и индивидуального обучения, соответствие обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, сознательности и творческой активности, доступности при достаточном уровне трудности, наглядности, продуктивности и надежности.

Дата: 2019-12-10, просмотров: 235.