Тема 5. Центральные понятия педагогики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

    Педагогический процесс – стержневая категория педагогики; педагогическое взаимодействие – сущностная характеристика педагогического процесса; педагогическое воздействие, влияние и педагогическое отношение; педагогическая задача и педагогическая ситуация.

В понятийном аппарате конкретной науки можно выделить одно, центральное, стержневое понятие, которое обозначает всю изучаемую область и отличает ее от предметных областей других наук. Остальные понятия категориального аппарата той или иной науки, в свою очередь, отражают дифференциацию исходного, стержневого понятия. Следовательно, система понятий, представленная во взаимосвязи их друг с другом, есть не что иное, как одна развитая категория, выражающее сущность предмета данной науки. Для педагогики роль такой стержневой категории выполняет педагогический процесс. Педагогический процесс обозначает, с одной стороны, весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой – выражает сущность этих явлений. Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержание образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и саморазвитии.    Взаимодействие – это когда каждая из взаимодействующих сторон воздействует друг на друга и изменяется при этом сама, изменяет свои представления, оценки, знания. Педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса и представляет собой преднамеренный контакт (длительный или временный, частный или публичный, вербальный или невербальный) педагога и воспитанника, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях. Педагогическое взаимодействие включает в себя в единстве 1) педагогическое влияние, 2) его активное восприятие и усвоение воспитанником, 3) собственную активность воспитанника, которая проявляется в ответных непосредственных и опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Влияние – процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений, оценок и т.п. в ходе взаимодействия с ним. Педагогическое влияние – деятельность педагога в процессе взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо аспектов индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания, форма осуществления функций педагога. Воздействие - непосредственное или опосредованное влияние, стремление добиться необходимого результата влиянием на человека, группу. Воздействие педагогическое – влияние на человека в интересах достижения определенного результата; влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитанников, на организацию их жизни и деятельности в интересах формирования у них требуемых качеств и достижения заданных целей. Отношение – выражение определенных связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также между различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу потребностей, знаний. убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на ее поведении и развитии. Педагогические отношения – установление определенных связей между педагогом и воспитанником, которые направлены на развитие личности воспитуемого. Отношения личности – установки, ценностные ориентации и механизм адаптации к окружающей среде. Строятся в зависимости от понимания индивидом смысла и цели своей конкретной деятельности, от убеждения необходимости именно этого вида деятельности, от чувства удовлетворенности (неудовлетворенности) своей деятельностью. Отношения межличностные – субъективно переживаемая связь между людьми. Существуют разнообразные виды отношений межличностных - деловые, личные, приятельские, товарищеские, супружеские.

Подчеркнем мысль о том, что понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем педагогическое влияние, педагогическое воздействие и даже педагогическое отношение, которое является следствием самого взаимодействия педагогов и воспитанников (Ю.К. Бабанский).

Педагогическая задача является элементарной единицей педагогического процесса, для решения которой организуется педагогическое взаимодействие. Педагогическая задача – это материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Педагогическая ситуация – не просто совокупность, но система условий (внешних обстоятельств), существенным образом влияющих на характер протекания процесса (стимулирующих или тормозящих внутренние факторы саморазвития системы). Для анализа педагогической ситуации целесообразен следующий план: 1) выделите педагогический аспект ситуации, т.е. определите качество (личность, индивидуальность, субъект), на которое она влияет в большей мере; 2) вычлените и обоснуйте педагогическую проблему, в чем проявляется эта проблема? 3) определите, почему вы считаете эту проблему актуальной, к каким негативным последствиям в саморазвитии воспитанника она ведет? 4) решите, в чем, на ваш взгляд, истоки этой проблемы, внутренние и/или внешние, закономерные или случайные? 5) определите цель педагогической деятельности в разрешении данной проблемы, т.е. планируемые изменения, которых хотелось бы достичь в результате педагогической деятельности; 6) сформулируйте несколько (5-6) вариантов решения проблемы, эффективного поведения педагога в этом случае; 7) выберите и обоснуйте оптимальную стратегию и логику педагогической помощи в данной ситуации; 8) подберите и обоснуйте способы включения других специалистов, от которых зависит разрешение данной проблемы; 9) определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата. Под педагогической задачей, таким образом, следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью в связи необходимостью познания и преобразования действительности.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 216.