Тема 4. Профессиональная педагогическая деятельность
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Характеристики профессиональной педагогической деятельности; цель и структура педагогической деятельности; стили педагогической деятельности.

Деятельность – это специфически-человеческий способ отношения к окружающему миру, целесообразное изменение этого мира в интересах людей, это непременное условие существования самого общества. В ней человек творчески преобразует природу, тем самым, делая себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления – объектом своей деятельности. Деятельность носит предметный характер (т.е. преобразующий) и включает в себя цели, средства, результат и сам процесс. Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленный на передачу от старших поколений младшим поколениям накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Специфика педагогической деятельности, как и любой другой. проявляется на уровне объекта, предмета и цели. Объект – то, что существует вне нас и независимо от нашего сознания, явление внешнего мира на которое направлены познавательна и иная деятельность, внимание. В качестве объекта педагогической деятельности часто называют «процесс становления человека Человеком», т.е. процесс становления человека как биологического существа – человеком культуры, социокультурным существом. Интересно, что среди прочих значений «культурный» означает «выращенный человеком, не дикий». Только в контексте культуры образование поднимает человека над уровнем животного, переводит его из сферы биологического существования в пространство бытия. Объектом педагогической деятельности является процесс индивидуально-личностного развития человека, становления человека субъектом социокультурной деятельности, поведения, общения.

Во взаимодействии с культурой человека можно рассматривать в трех важнейших отношениях: 1) человек осваивает культуру, является объектом культурного воздействия, принимая типические черты, характерные для своей общности, становится личностью, осуществляя социальное бытие; 2) человек функционирует в культурной среде как носитель и выразитель культурных ценностей, отстаивая их, выражая свою индивидуальность, воплощая индивидуальное бытие; 3) человек создает культуру, развивает и углубляет культурные традиции и ценности, будучи сам субъектом культурного творчества, реализуя деятельностное бытие.

Предмет деятельности – зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны. Свойства и отношения объекта, изменяемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Предметом деятельности называют то, на что она направлена, что изменяется в ее процессе. Предмет педагогической деятельности – закономерности индивидцально-личностного и субъектного становления человека, тенденции этого процесса, определяющие наиболее значимые в социальном отношении черты человека. Категория «тенденция» выражает направленность, направление развития, склонность, стремление. Но это также «замысел, идея какого-нибудь изложения, изображения». В этом смысле предметом педагогической деятельности является «замысел себя», т.е. образ Я-воспитанника, его Я-концепция, его жизненная позиция. Цель – предвосхищение в сознании результата, на достижение которого направлены действия. Целью педагогической деятельности является управление педагогическими процессами становления и развития целостного человека, а также отдельных его свойств и качеств. Существуют два аспекта рассмотрения структуры педагогической деятельности: 1) внешний – его компоненты – цель деятельности, средства ее достижения, объект педагогического воздействия (обучаемый, воспитанник), другие объекты (содержание, педагогический процесс), субъект педагогической деятельности (учащиеся, воспитанники, сам учитель), результат; 2) внутренний – его компоненты – мотивационный (то, что движет работой учителя: долг, самовыражение, вынужденность, желание передать знания в готовом виде, стремление вызвать интерес к предмету, радость созидания), содержательный (необходимые для педагога знания: учебные предметы, психология учащихся, педагогические закономерности и т.д.), операционный (необходимые для достижения цели педагогические умения).

Стили педагогической деятельности: 1) эмоционально-импровизационный (педагог строит учебный процесс с учетом самостоятельности учеников, не любит заниматься повторением и закреплением, предпочитает работать с яркими учениками и поощряет их); эмоционально-методичный (ориентация на процесс и результаты обучения, высокая оперативность, определенное преобладание интуитивности над рефлексивностью); рассуждающее-импровизационный (педагог проявляет меньшую изобретательность в подборе и варьировании методов обучения, не всегда способен обеспечитьвысокий темп работы, реже практикует коллективные обсуждения); рассуждающее-методичный (четкое структурирование и организация учебного процесса, достаточное управление, педагог обеспечивает хорошее качество знаний, но не всегда стимулирует активность и инициативу самих школьников).

Дата: 2019-12-10, просмотров: 241.