Тема 3. Категориальный аппарат педагогики
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Значение и использование в науке слов «термин», «понятие», «категория»; многоаспектность рассмотрения педагогических категорий: а) как явление, б) как процесс, в) как деятельность; основные группы педагогических категорий:    а) философские категории (человек, сущность, явление, общее, единичное, причина и следствие, возможность и действительность, качество и количество, пространство и время, противоречие и др.), б) общенаучные понятия (система, структура. Функция, элемент, оптимальность, состояние, организация, модель, гипотеза и др.), в) собственные категории педагогики (воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, педагогическая деятельность, педагогическая система и др.); обучение и воспитание как педагогические категории.

Система терминов, понятий и категорий составляет категориальный аппарат любой науки, в том числе и педагогической науки. Он может называться также понятийным или терминологическим аппаратом. Термин – (предел, граница) – слово или словосочетание, призванное точно обозначить объект реальности и устанавливающее соотношение с другими понятиями в пределах специальной сферы. В отличие от термина, понятие предполагает наполнение того или иного термина определенным содержанием. Понятие – это термин в определенном понимании, синтез термина и его определения. Учесть, что слова «термин» и «понятие» часто используются как взаимозаменяемые. Категория – (высказывание, определение) – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие основные, существенные свойства, отношения и закономерности реальности определенной эпохи и определяющие характер научно-теоретического мышления. Любая педагогическая категория может быть рассмотрена, определена и проанализирована в трех аспектах: 1) как явление (социальное, культурное и др.); 2) как процесс; 3) как деятельность. Наличие трех аспектов само по себе порождает большое количество определений педагогических категорий. Кроме того, в рамках каждой педагогической концепции, теории, парадигмы одна и та же категория может пониматься по-разному.

Воспитание как явление понимают (1) в широком социальном смысле, когда речь идет о воздействии на человека всей окружающей действительности; (2) как форму или способ человеческих отношений (воспитательные отношения), когда один человек по отношению к другому выполняет воспитательные функции; (3) как ценностно-смысловой диалог воспитателя и воспитанника. Воспитание как процесс может пониматься: (1) как изменение состояния культурного развития, становления растущего человека; (2) как творческое саморазвитие человека; (3) как процесс присвоения ценностей; (4) как развитие физических, умственных, нравственных качеств человека в соответствии с требованиями жизни; (5) как относительно социально контролируемый процесс развития человека и пр. Воспитание как педагогическая деятельность рассматривается как (1) целенаправленное формирование определенных качеств личности; (2) сотрудничество, взаимодействие педагогов и воспитанников; (3) создание специальной воспитывающей среды; (4) организация диалогического взаимодействия и др. (Н.М. Борытко). Воспитание – это специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса (В.А. Сластенин). В любом случае воспитание определяется через отношение человека к миру, окружающим людям, самому себе.

Обучение можно рассматривать как процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности; как деятельность по подготовке обучаемых к жизни путем передачи им социального опыта; как специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством усвоения обучаемыми научных знаний и организации способов деятельности. Обучение всегда связано с передачей и усвоением знания (или информации) и освоением способов его получения и использования (умения, навыки), т.е. с функциональной подготовкой человека (Н.М. Борытко). Обучение – это специфический способ образования, направленный на развитие личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности (В.А. Сластенин).

Терминологическая однозначность требует различать понятия, которые в обыденной речи считаются синонимами. Например, ученик – ребенок как участник образовательного процесса наряду с учителями, родителями; обучающийся – правовой статус ребенка, принятый в законодательстве об образовании; учащийся – ребенок как субъект учения или учебной деятельности; обучаемый – ребенок как объект педагогических воздействий учителя в преподавательской деятельности. В каждом из названных терминов отражена особая позиция, которую ребенок занимает в образовательном пространстве.

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 260.