Тема 2. Педагогика – наука о человеке
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Педагогические парадигмы, теории и концепции: а) традиционная, гуманистическая и гуманитарная парадигма; б) теория личностно ориентированного образования, теория свободного воспитания; в) авторские концепции; задачи и функции педагогической науки.

Научно-педагогическое знание фиксируется в педагогических концепциях, теориях и парадигмах. Концепция (понимание, система) – определенный способ понимания, трактовки каких-либо явлений. Педагогическая концепция определяет исходные позиции, принципы педагога в анализе, моделировании, проектировании и реализации различных видов педагогической деятельности и воплощается в практику педагогической деятельности в программах и методиках. В концепции выражаются взгляды конкретного исследователя на то или иное педагогическое явление. Каждая концепция может быть отнесена к той или иной теории и парадигме. Так, в рамках теории личностно ориентированного образования существуют концепции Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, И.С. Якиманской и др. Теория (наблюдение, исследование) – комплекс взглядов, представлений, идей, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления. Соотношение парадигмы и теории можно представить как соотношение общего и особенного. Так, в рамках гуманистической образовательной парадигмы существует теория личностно ориентированного образования, теория свободного воспитания и др. В то же время термин «теория» иногда употребляют, когда речь идет о науке в целом. Например, взаимосвязь теории и практики воспитания. Парадигма (пример, образец) – модель постановки проблем и их решения, методов исследования, господствующих в течение определенного исторического периода в научном сообществе; ведущая идея, выступающая в качестве образца для построения научных теорий и концепций. Все многообразие современных научно-педагогических идей фиксируется в трех ведущих образовательных парадигмах. Парадигмы различаются главным образом пониманием целей образования, от чего зависит выбор педагогических средств, характер взаимодействия педагога и воспитанника и многое другое. В педагогике выделяют традиционную, гуманистическую и гуманитарную парадигмы.

Непосредственные задачи всякой науки – описание, объяснение и прогнозирование процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения, выработка рекомендаций на основе открываемых законов и закономерностей. Решение таковых отражается во взаимосвязанных функциях науки, педагогической науки в том числе. Функции педагогической науки (Н.М. Борытко): объяснительная (описание и объяснение педагогических фактов, явлений, процессов, закономерностей и условий их протекания. Результатом исследования являются законы и принципы педагогики, теории, концепции); преобразовательная (прикладная, практическая – усовершенствование на основе фундаментального знания педагогической практики. Результат – педагогические системы, технологии, т.е. описание процесса, рассчитанного на получение заданного результата воспитания); прогностическая (обоснованное предвидение развития педагогической реальности и рекомендации по целесообразной деятельности). Функции педагогической науки (В.А. Сластенин): теоретическая (реализуется на трех уровнях – описательном или объяснительном (изучение передового и новаторского педагогического опыта; диагностическом - выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся, установление условий и причин, их обеспечивающих; прогностическом – экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности)); технологическая (реализуется на трех уровнях – проективный (связан с разработкой соответствующих методических материалов, воплощающих в себе теоретические концепции и определяющих план педагогической деятельности, ее содержание и характер); преобразовательный (направлен на внедрение достижений педагогической науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции); рефлексивный (предполагает оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности)).

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 202.