Тема 1. Педагогика – наука и сфера практической деятельности
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Структура учебной дисциплины «Педагогика»; значение термина «педагогика»: бытовое, практическое, научное, учебное; объект и предмет изучения педагогики.

Разделы педагогики как учебной дисциплины – общие вопросы педагогики; теория обучения; теория воспитания; управление образовательными системами. Педагогика – многозначный термин, обозначающий 1) различные идеи, представления, взгляды (религиозные, общественные, народные) на стратегию (цели), содержание и тактику (технологию или методику) воспитания, обучения, образования; 2) область научных исследований, связанных с воспитанием, обучением, образованием; 3) специальность, квалификацию, практическую деятельность по воспитанию, обучению, образованию; 4) учебный предмет в составе среднего, высшего и послевузовского профессионального педагогического образования; 5) искусство, виртуозность, маневры, мастерство и тонкости воспитания. Наука – это сфера человеческой деятельности по производству и теоретической систематизации объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. Она включает деятельность по получению нового знания, ее результат – сумма знаний, лежащих в основе научной картины мира, а также отдельные отрасли научного знания, цель науки, педагогика, особенности педагогической науки, объект педагогики, предмет педагогики, функции педагогического процесса, функции педагогической науки, педагогическая деятельность. Наука ставит своей целью выявить законы и закономерности, в соответствии с которыми объекты окружающего мира могут преобразовываться в человеческой деятельности. Наука изучает и человека как субъекта деятельности, но в качестве особого объекта. Предметный и объективный способ рассмотрения мира, характерный для науки, отличает ее от иных способов познания. Например, в искусстве отражение действительности происходит как своеобразная склейка субъективного и объективного, когда любое воспроизведение событий или состояний природы и социальной жизни предполагает их эмоциональную оценку. Наука, отражая мир в его объективности, дает лишь один из срезов многообразия человеческого мира, поэтому она не исчерпывает собой всей культуры, а составляет лишь одну из сфер, которая взаимодействует с другими сферами культурного творчества – моралью, религией, философией искусством и т.д. Законами в науке называют необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе. Закономерность – наиболее общая форма воплощения теоретического знания. Закономерный – значит осуществляющийся на основе закона. Познание законов и закономерностей составляет предмет всякой науки. Все разделы педагогической науки объединены общим объектом, т.е. изучаемой областью действительности. Объект педагогики – те явления действительности, которые обуславливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования, т.е. объектом педагогики является образование как способ приобщения человека к жизни в обществе. Предмет науки – это аспект рассмотрения объекта. Предмет педагогики – это образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития образования (педагогического процесса) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни (В.А. Сластенин). Предметом педагогики выступают закономерности возникновения, становления и развития системы отношений в образовательном процессе. Отношением называют связь между людьми, возникающую при общении, контактах. Отношение включает в себя восприятие, переживание, реакцию. Специфически человеческой формой отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение, является деятельность. Поэтому предмет педагогической науки еще определяется как закономерности педагогической деятельности (Н.М. Борытко).

 

Дата: 2019-12-10, просмотров: 223.