Сычкова Наталья Владимировна
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сычкова Наталья Владимировна

Андрусяк Наталья Юрьевна

 

 

 

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины

Педагогика
040100.62- «социальная работа» 040100.65- «социальная работа»

 

 

Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой

____________________

(подпись зав. кафедрой)

Магнитогорск

2010

Содержание

    1. Основные сведения об авторах

    2. Цели и задачи дисциплины

    3. Перечень основных тем дисциплины

                  

Основные сведения об авторах

       Сычкова Наталья Владимировна – доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной педагогики

       Андрусяк Наталья Юрьевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры социальной педагогики

2. Цели и задачи дисциплины

Цель курса

Изучение студентами содержания общих вопросов педагогики, проблем дидактики, теории воспитания, вопросов управления образовательными системами, педагогических основ социальной работы с позиций современной педагогической науки и с учетом практического педагогического опыта.

Задачи курса

Сформировать у студентов теоретические представления о признаках педагогики как науки (объект, предмет, задачи, функции и методы исследования в педагогике); рассмотреть основные категории педагогики (воспитание, обучение, образование); раскрыть центральные понятия (педагогическая деятельность, педагогическое взаимодействие, педагогическая задача, педагогическая технология).

Раскрыть содержание и показать объективную взаимосвязь различных аспектов рассмотрения образования (образование как педагогический процесс; образование как результат; образование как ценность; образование как система; образование как социокультурный феномен). Представить систему образования в России и перспективы ее развития. Раскрыть цели, содержание и структуру непрерывного образования. Показать механизмы, функции и источники самообразования; представить единство образования и самообразования; образования и сообразования.

Раскрыть сущность целостного педагогического процесса; методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом.

Изложить теоретические основы процесса обучения (обучение как составная часть педагогического процесса, образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения; методы обучения и их классификация, общие формы организации учебной деятельности (урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия, консультация).

В концентрированной форме раскрыть сущность, структуру, взаимосвязь компонентов процесса воспитания как составной части педагогического процесса.

Обосновать роль семьи как субъекта педагогического взаимодействия; представить содержание социокультурной среды воспитания и развития личности; показать взаимодействие семьи, образовательных и культурных учреждений в воспитании детей.

Раскрыть основополагающие моменты в структуре процесса управления образовательными системами.

Теоретически представить педагогические основы социальной работы.

Особенности изучения дисциплины:

1) для изучения данной дисциплины студенты должны обладать знаниями по дисциплинам: философия, психология, введение в специальность;

2) при изучении каждой темы студент должен придерживаться следующего порядка: изучение конспекта лекций, рассмотрение тем курса в учебниках и учебных пособиях, по необходимости осуществляется работа со словарями, энциклопедиями, дополнительной литературой, знакомство с педагогической периодической печатью.

3) переход к изучению новой темы возможен только в случае выполнения всех заданий предыдущих разделов.

Перечень тем курса

Тема 7-8-9. Образование как общечеловеческая ценность, социокультурный феномен и педагогический процесс

Образовательная система России

Образование (от «образ») понимается как единый процесс физического и духовного становления личности, процесс социализации, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, конкурентоспособный специалист, гармонично развитая личность и т.д.). В таком понимании образование выступает как неотъемлемая сторона жизни всех обществ и всех без исключения индивидов. Поэтому оно есть прежде всего социальное явление, представляющее собой целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

    Образование как социальное явление – это относительно самостоятельная система, функцией которого является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированная на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых, в конечном счете, определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития. Образование как социальное явление – это и система, для которой характерно наличие инвариантных качеств, присущих как ей в целом, так и каждому компоненту: это гибкость, динамичность, вариативность, адаптивность, стабильность, прогностичность, преемственность, целостность (Б.Г. Гершунский).

Сущность образования как общественного явления может быть понята исходя из того, что любое общество может существовать лишь при определенном условии, когда его члены следуют принятым в нем ценностям и нормам поведения. Присвоение этих ценностей и норм подрастающими поколениями, их трансляция от одного поколения к другому осуществляется благодаря образованию.

С точки зрения общественных функций – образование – это средство социокультурной наследственности, передачи социального опыта последующим поколениям. Этот аспект образования как общественного явления отражается в понятиях «социализация» и «культурная идентификация», т.е. отождествление себя с определенным социокультурным образцом, идеалом.

Образование можно рассматривать в качестве особой, относительно самостоятельной, сферы социальной жизни. Этот аспект образования может быть выражен через понятие «образовательная система» (система образования).

Система (целое, составленное из частей, соединение) – это выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления и выступающих во взаимодействии со средой как целостное явление. Элементы системы находятся в неразрывной связи между собой, с изменением одного элемента изменяются и другие. Один из элементов системы выступает в качестве системообразующего: именно он объединяет ее в единое целое, от него зависит функционирование системы.

Система образования противоречива и диалектична: 1) она должна гибко и динамично адаптироваться к социально-экономическим изменениями в обществе и в то же время быть по возможности стабильной по своей педагогической сути; 2) она должна быть преемницей традиционно складывающихся и сменяющих друг друга образовательных концепций и одновременно быть прогностичной, должна готовит молодых людей к жизни.

Система образования – это не замкнутая, жестко централизованная и упорядоченная система (в отличие от технических, кибернетических, экономических систем). Она – открытая система, способная к самопознанию (рефлексии), количественному и качественному обогащению, перманентному преобразованию в силу тех изменений, которые непрерывно происходят как в макросоциуме, так и внутри самой системы.

Как отдельная сфера социальной жизни образование имеет особую структуру, обеспечивающую его функционирование. С внешней стороны она  включает: 1) образовательные учреждения; 2) органы управления образованием: 3) документы, обеспечивающие функционирование образовательной системы (государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы, учебники и т.д.) (по И.П. Подласому). С внутренней стороны образование состоит из следующих элементов: 1) цель, содержание, организационные формы образования, образовательные процессы, педагоги, воспитанники. При этом в качестве системообразующего элемента выступает цель образования.

Образование как общественное явление – это объективная общечеловеческая ценность. Духовный, нравственный, интеллектуальный, культурный, научно-технический и экономический потенциал любого общества непосредственно зависит от уровня развития образования. Главной ценностью образования выступает человек во всем многообразии его социальных и духовных связей и отношений к окружающему миру и самому себе.

Процесс (продвижение) – понимается как закономерная последовательная смена состояний, стадий развития какого-либо феномена. Рассматривая образование как процесс, мы рассматриваем его в движении, выявляем и анализируем его динамические характеристики.

Педагогический процесс – с одной стороны, это весь комплекс явлений, которые изучаются педагогикой, а с другой – выражает сущность этих явлений. Анализ понятия «педагогический процесс» выявляет существенные черты образования как педагогического процесса в отличии от других родственных ему явлений. Образование как предмет педагогики – это педагогический процесс. Следовательно, понятия «образовательный процесс» и «педагогический процесс» синонимичны.

Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных на удовлетворение потребностей как общества, так и самой личности в ее развитии и самообразовании.

Образовательная система современной России  включает: 1) дошкольные образовательные учреждения (детские ясли-сад, детский сад, прогимназия, детский развивающий центр и др.) которые создаются для воспитания детей от одного года до шести лет, развивая их способности и при необходимости корректируя недостатки развития; 2) общеобразовательные учреждения (общеобразовательные школы – в том числе с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи); 3) профессиональные образовательные учреждения (училища, техникумы, колледжи, вузы); 4) специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с отклонениями в развитии; 5) учреждения дополнительного образования (повышения квалификации, курсы, центры профессиональной ориентации, музыкальные, художественные, спортивные школы, Дома детского творчества и др.); учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс. Все они могут быть как государственными, так и частными. Многообразие образовательных учреждений, концепций, программ и методов обучения в них делает особенно острой проблему взаимопонимания в обществе, взаимодействия людей с разным мировосприятием, разными позициями и точками зрения.

Основное понятие, с помощью которого можно охарактеризовать образование современной России – поликультурность. Поликультурность проявляется в многообразии видов образовательных учреждений (авторские школы, гимназии, лицеи, школы с этнокультурным компонентом, религиозные школы и др.) и особенности организации в них педагогического процесса, что влечет за собой многообразие взглядов, установок, позиций педагогов и учащихся. Поликультурный характер образования предполагает разработку и реализацию гуманитарной концепции образования. Ее содержание: 1) способность к смыслотворчеству и расширению жизненного мира; 2) диалоговость как основа взаимодействия; 3) развитие способности человека к адаптации и интеграции; 4) установка на осознанность поведения, деятельности и отношений; 5) признание автономности индивида; 6) установка на становление субъектности и способность субъекта к саморазвитию.

Тема 10. Непрерывное образование: цель, содержание, структура

    Смысл непрерывности образования заключается в постоянном удовлетворении развивающихся потребностей личности и общества в образовании, всеохватывающем по полноте, индивидуализированном по времени, темпам, направленности, в предоставлении каждому возможности реализации собственной системы получения образования.

Цель образования как совокупность требований общества в сфере духовного воспроизводства, как социальный заказ является детерминантой (предпосылкой) возникновения педагогических систем. Педагогическая система – множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе.

    При всей вариативности компонентов образовательной системы (образовательных учреждений разного типа) макросистема образования - непрерывное образование – характеризуется целостностью. Целостность, присущая системе образования, особенно в аспекте парадигмы непрерывного образования, подтверждается и тем, что возможные сбои в функционировании любого компонента в большей или меньшей мере сказываются на работе других, преемственно связанных компонентов и системы в целом (Б.Г. Гершунский).

    Модель непрерывного образования (В.Н. Турченко): 1) временная характеристика – процесс всей жизни; 2) пространственная характеристика – место не ограничено – образовательные учреждения; 3) внешняя характеристика – максимальное сближение школы с другими сферами общественной деятельности, принцип открытой школы; 4) внутренняя характеристика – сомкнутость, преемственность всех ее элементов, различные формы и типы обучения взаимно дополняют друг друга; 5) количественная характеристика – включает не только подрастающее поколение, но и старшее, являясь в принципе всеохватывающим; 6) функциональная характеристика – ученик – субъект самообразования, способный стать оппонентом своего учителя и даже превзойти его; 7) характеристика развития – непрерывное образование – это процесс, его ведущая тенденция – непрерывное обновление содержания, форм и методов обучения, интенсификация учебно-воспитательных процессов.

Как отдельная сфера социальной жизни образование имеет особую структуру, обеспечивающую его функционирование. С внешней стороны она  включает: 1) образовательные учреждения; 2) органы управления образованием: 3) документы, обеспечивающие функционирование образовательной системы (государственные образовательные стандарты, учебные планы и программы, учебники и т.д.) (по И.П. Подласому). С внутренней стороны образование состоит из следующих элементов: 1) цель, содержание, организационные формы образования, образовательные процессы, педагоги, воспитанники. При этом в качестве системообразующего элемента выступает цель образования. Несистемный, локальный, изолированный подход к преобразованию элементов системы образования ведет к неудачам в применении нововведений либо к разрушению всей системы.

Педагогический процесс осуществляется в специально организованных условиях, которые связаны прежде всего с содержанием и технологией педагогического взаимодействия.

На характер и содержание непрерывного образования оказывает влияние ряд факторов: 1) насущные требования общественного производства, развития экономики, научно-технического прогресса; 2) социальная структура общества, запросы и интересы господствующих в обществе классов и социальных групп, их политика в области образования; 3) духовно-нравственная жизнь общества; 4) уровень развития самого школьного дела и педагогической науки; 5) интересы и потребности растущего человека

 

Тема 11. Единство образования и самообразования   

Самообразование – специально организованная, самодеятельная, систематическая познавательная деятельность, направленная на достижение определенных личностно или общественно значимых образовательных целей: удовлетворение познавательных интересов, общекультурных и профессиональных запросов и повышения квалификации. Самообразование – это система умственного и мировоззренческого самовоспитания, влекущая за собой волевое и нравственное самосовершенствование, но не ставящая их своей целью.

Закономерности процесса самообразования: 1) стремление к самообразованию находится в связи с уровнем нравственного и умственного развития, образованности человека и развивается по мере расширения взаимодействия и углубления взаимосвязи личности с окружающей средой и повышением общественной активности человека; 2) стремление к самообразованию растет по мере удовлетворения его познавательных потребностей и интересов путем самообразовательной деятельности ; 3) стремление к самообразованию опирается на наличие у человека самообразовательных умений и в свою очередь стимулирует их совершенствование; 4) стремление к самообразованию находится в прямой зависимости от условий познавательной деятельности человека (Б.Ф. Райский).

Самообразовательная деятельность имеет возрастные характеристики: 1) младший школьный возраст – интенсивная потребность в знании и открытость к нему побуждают к эпизодическим актам самообразования у многих и к элементарной систематической, относительно самостоятельной деятельности у определенной группы; 2) подростки – самообразовательная деятельность остается управляемой со стороны, она служит целям дополнения и расширения получаемого образования и (у некоторой части) удовлетворения возникающих познавательных интересов помимо школьной программы, нередко она становится средством самоутверждения в среде сверстников; 3) юность – самообразование интенсивно направляется в сферу возникающих профессиональных интересов, неся на себе все качества подросткового самообразования; 4) взрослое самообразование выполняет все названные функции.

Этапы самообразования: 1) положительное отношение к знанию и ситуативное, стихийное самостоятельное удовлетворение возникающей познавательной потребности при отсутствии освоенной технологии самообразовательной деятельности; 2) самообразование становится более систематическим, целенаправленным и самостоятельным, но носит дискретный характер; 3) самообразование – систематический. Непрерывающийся процесс, регулируемый как мотивацией личного порядка, так и под влиянием осознания общественной значимости самообразовательной деятельности.

 

Культура личности

    Методология – учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

    В методологии педагогики можно выделить два аспекта: 1) системное изложение ведущих идей (философских, психологических, педагогических и др.), которые выступают как руководящие, ведущие принципы и научной и практической педагогической деятельности и в формировании содержания исследования. Именно такое понимание методологии педагогики имеется в виду, когда говорят о методологических основах отдельного исследования или методологических основах профессиональной позиции педагога; 2) нормативное знание о способах организации научно-педагогического исследования, его программе, логике, основных характеристиках, методах оценки качества исследовательской работы. Методология педагогики – это наука о самой педагогике, закономерностях ее развития, категориальном аппарате, основаниях и структуре педагогической науки, принципах подхода и способах добывания педагогических знаний.

    Методология педагогики выполняет различные функции: 1) познавательная функция состоит в получении системы новых знаний о путях и способах повышения эффективности и качества педагогических исследований, о закономерностях и тенденциях развития педагогической науки в ее связи с практикой, о методах оценки качества исследовательской работы, правилах осуществления научной деятельности, способах построения и обоснования научно-педагогических теорий и концепций; 2) критическая функция позволяет осознавать необходимость преобразования педагогической действительности, наглядно продемонстрировав разрыв между тем, что есть в данный момент, и тем, что необходимо для ее успешного развития; 3) рефлексивная функция позволяет посмотреть на педагогическую науку «сверху», при этом исследуется не педагогическая практика, а то, как ученые видят педагогическую действительность – это своеобразный процесс самопознания.

    Выделяют четыре уровня методологии: 1) философский; 2) общенаучный; 3) конкретно-научный; 4) технологический.

Методологическая культура специалиста заключается в его стремлении и умении вести методологический поиск, направленный на отыскание личностных смыслов явлений. Методологическая культура специалиста характеризует успешность выполнения его основной деятельности – поиска нового знания. Среди критериев методологической культуры можно выделить: 1) принадлежность к одной из научных школ и глубокое владение присущим ей аппаратом исследования на всех уровнях методологического знания; 2) ориентацию в методологических подходах, концепциях и теориях, видение их особенностей; 3) корректное использование терминологии; 4) способность выделять и обосновывать актуальность исследовательских проблем; 5) прогностичность мышления – способность формулировать гипотезу, планировать и осуществлять ее проверку; 6) умение выполнять исследование в соответствии с такими методологическими ориентирами, как объект и предмет исследования, цель, актуальность, новизна; 7) умение представить результаты в виде проекта.

Овладеть методологической культурой можно лишь через анализ опыта применения методологического знания в процессе собственной исследовательской деятельности. В общем смысле методологическая культура нередко определяется как культура мышления, основанная на методологических знаниях, необходимой частью которой является рефлексия собственной исследовательской деятельности. Рефлексия направлена на самоорганизацию через осмысление исследователем себя и своей поисковой деятельности в целом как способа осуществления своего целостного Я.

     

Педагогическом процессе

Воспитание является одним из ведущих понятий в педагогике. Воспитание рассматривается в трех аспектах: социально-нормативном (идентификация с социокультурным и профессиональным окружением); индивидуально-смысловом (выделение себя из среды: самоопределение, самостановление, самореализация и т.д.); ценностно-деятельностном (взаимодействие со средой). Воспитание как социальное явление – инструмент продолжения общества в отдельной личности, усвоение человеком социальной культуры (социализация). Результатом является выбор соответствующего принятой норме способа поведения как формы взаимодействия с окружающим миром. Воспитание как индивидуальный процесс реализуется в педагогической помощи (в форме руководства, поддержки и сопровождения) самостановлению человека: его смысловому самоопределению, самореализации и саморазвитию. Результат такого воспитания проявляется в характере общения человека с окружающим миром. Воспитание как специально-организованная деятельность – ценностно-смысловое взаимодействие педагога и воспитанника, при котором совершенствуется каждый из них. Результатом воспитания становится деятельная активность воспитанника как форма утверждения ценностных установок субъекта. Выделенные три аспекта раскрывают воспитание как культуросообразный процесс становления человеческого качества в человеке. Культуросообразное воспитание как деятельность по управлению, поддержке и сопровождению процесса становления человека субъектом культуры включает освоение норм общества (социально-нормативный аспект), творческое саморазвитие (индивидуально-смысловой аспект) и жизненное самоутверждение (ценностно-деятельностный аспект). Гуманитарное понимание воспитательных явлений и процессов, проектирования и освоения воспитательной деятельности заключается в том, что: 1) воспитательный процесс – процесс возрастания субъектности человека – самоопределения и самоутверждения его в социокультурной и профессиональной среде; 2) механизм воспитания сводится к ценностно-смысловой со-трансформации субъектов воспитательного процесса (педагога и воспитанника) в едином смысловом пространстве взаимодействия; 3) ситуация воспитания имеет диалогический характер, когда внешнее взаимодействие является условием и предпосылкой становления внутреннего мира каждого из его субъектов.

Обучение – самый важный и надежный способ получения систематического образования. Будучи сложным и многогранным специально организуемым процессом отражения в сознании ребенка реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Теория обучения (дидактика) – это отрасль педагогики, изучающая закономерности усвоения знаний, умений и навыков, функциональной подготовки человека к различным видам деятельности, содержание, методы и организационные формы обучения, воздействие учебного процесса на его участников. Обучение является средством передачи социального опыта, превращение его в достояние индивида, подготовки подрастающего поколения к выполнению социальных функций. Обучение – это управляемый процесс закономерной, последовательной и непрерывной смены состояний его участников в специально организуемой среде с целью достижения ими образовательных результатов. Функции обучения: 1) образовательная (вооружение учащихся системой научных знаний, умений, навыков с целью их использования на практике); 2) воспитательная (формирование у учащихся мировоззрения, нравственных, трудовых, эстетических, этических отношений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе); 3) развивающая (развитие речи, сенсорной и двигательной сфер человека, эмоционально-волевой и потребностно-мотивационной области). Закономерности обучения: 1) объективные (присущие процессу обучения по его сущности, неизбежно проявляющиеся, как только он возникает в какой-либо форме); 2) субъективные (проявляющиеся в зависимости от характера деятельности обучающего и обучаемых и, следовательно, в зависимости от вида содержания образования и метода, которым они пользуются). На основе анализа закономерностей обучения формулируются его принципы, то есть нормативные требования, регулирующие взаимодействие «учитель-ученик»: культурособразности, целостности, доступности, ситуационности обучения, сознательности и активности учащихся, научности, систематичности и последовательности, прочности, наглядности. Средства обучения – орудия деятельности учителя и учащихся, используемые для достижения целей обучения (материальные и идеальные объекты, которые вовлекаются в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности педагога и учащихся). Метод обучения – это система регулятивных принципов и правил организации педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, применяемая для достижения целей обучения. Форма организации обучения – это система циклически повторяющихся этапов процесса обучения, реализующихся во взаимной деятельности учителя и учащихся по усвоению определенного содержания учебного материала и освоению способов деятельности.

Развитие личности – стадиальный процесс становления типологических социально значимых качеств человека и его индивидуальности. Стадии развития могут определяться качественными изменениями в зависимости от возраста и достигаемых результатов личности. Развитие человека в целостном педагогическом процессе как личности включает в себя: развитие интеллекта, развитие эмоциональной сферы, развитие устойчивости к стрессорам, развитие уверенности в себе и приятие себя, развитие позитивного отношения к миру и приятие других, развитие самостоятельности, автономности, развитие мотивации самоактуализации, самосовершенствования и пр. В зарубежной педагогике и психологии выделяют три основных направления по проблеме личности и ее развитию: 1) биологическое; 2) биосоциальное; 3) социологическое. Личность – это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции (Л.С. Рубинштейн). В отечественной педагогике под личностью понимают единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. К основным функциям личности относят: творческое освоение общественного опыта, включение человека в систему общественных отношений. Развитие личности в целостном педагогическом процессе происходит как в процессе воспитания, так и в процессе обучения.

 

Семинары – Н.Ю. Андрусяк

Раздел 2. Теория воспитания

Учебной деятельности

Учебная деятельность имеет место там, где действия человека управляются сознательной целью усвоить определенные знания, умения, навыки; учение как специфическая человеческая деятельность, причем оно возможно лишь на той ступени развития психики развития человека, когда он способен регулировать свои действия сознательной целью; познавательные процессы: память, сообразительность, воображение, гибкость ума; волевые качества в учебной деятельности: управление вниманием, регулирование чувств; познавательные функции деятельности: восприятие, внимание, память, мышление, воображение; потребности, мотивы, эмоции, воля в учебной деятельности; основные характеристики учебной деятельности: 1) направлена на овладение учебным материалом и решение учебных задач, 2) в ней осваиваются общие способы действий и научные понятия, 3) общие способы действия предваряют решение задач, 4) учебная деятельность ведет к изменениям в самом человеке – ученике, 5) происходят изменения психических свойств и поведения обучающегося «в зависимости от результатов своих собственных действий»; теоретическое сознание и мышление.

Системы и виды обучения: сообщающее (объяснительно-иллюстративное) обучение, проблемное обучение, развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение. Виды обучения, их различия по характеру обучающей и учебной деятельности, по построению содержания, методам и средствам обучения; сообщающее обучение: достоинства и недостатки; проблемное обучение, этапы проблемного обучения; принципы развивающего обучения: принцип ведущей роли теоретических знаний в обучении, принцип обучения на высоком уровне трудности, принцип обучения быстрым темпом, принцип осознания учащимися процесса учения, принцип целенаправленной и систематической работы над общим развитием всех учащихся, в том числе и наиболее слабых; личностно-ориентированное обучение: принцип «развивающей помощи», атмосфера «свободы учения», методы личностно-ориентированного обучения.

Тема 48. Самообразование в структуре процесса формирования личности

Сущность и механизмы самообразования, функции самообразования, источники самообразования. Образование, самообразование, назначение самообразования, образованность и эрудированность, работа с литературой, средствами массовой информации, обработка информации.

Методы и приемы самообразования личности, техника работы с книгой (литературой), способы конспектирования материала, методы запоминания информации, способы подготовки к лекциям, семинарам, зачетам, экзаменам.

Культура умственного труда, источники самообразования, метод, прием, техника, поиск источников информации, конспектирование, память, закон забывания.

Семинары А.Ю. Андрусяк

 

Раздел 4. Управление образовательными системами

Тема 49. Сущность и основные принципы управления образовательными системами

Управление и педагогический менеджмент, признаки государственного управления образовательными системами, основные признаки общественного управления.

Управление как деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации; объект управления – социальная система – система образования; субъекты управления – Министерство образования РФ (управления образованием края, области или города); внутришкольное управление как целенаправленное сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей, направленное на достижение оптимального результата; функции внутришкольного управления: педагогический анализ, целеполагание и планирование, организация, контроль, регулирование и корригирование; государственное управление образовательными системами: объединение усилий государства и общества в решении проблем образования; общественный характер управления: совет школы, устав учебного заведения, разгосударствление системы образования и диверсификация образовательных учреждений.

Общие принципы управления образовательными учреждениями: демократизация и гуманизация управления образовательными системами, системность и целостность в управлении, рациональное сочетание централизации и децентрализации, единство единоначалия и коллегиальности, объективность и полнота информации в управлении образовательными системами. 

Закономерности внутришкольного управления (по Ю.А. Конаржевскому): аналитичность, целесообразность, гуманистичность, демократичность управления и готовность руководителей к различным видам управленческой деятельности; принципы управления как основные положения, ориентирующие руководителя в практической деятельности; содержание принципов управления.

Управленческая культура руководителя: основные компоненты управленческой культуры, функциональные обязанности должностных лиц образовательных учреждений. Управленческая культура как мера и способ творческой саморегуляции личности руководителя в разнообразных видах управленческой деятельности, направленной на освоение, передачу и создание ценностей и технологий в управлении образовательной системой; компоненты управленческой культуры: аксиологический, технологический, личностно-творческий; Устав общеобразовательной школы, функциональные обязанности руководителя; Типовое положение об общеобразовательном учебном заведении.

Список литературы

1. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности.- Казань: КГУ, 1988.- 238 с.

2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики.- М.: Академия, 2000.- 192 с.

3. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М., 1989.

4. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика.- СПб.: Питер,2000.- 304 с.

5. Витин И.А. Педагогические основы социального самоопределения студентов во внеучебной деятельности в высшем учебном заведении.- Саранск: МГУ, 2006.- 416 с.

6. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах.- М.: Педагогическое общество России, 1999.- 192 с.

7. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания/Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней.- М.: Просвещение, 2003.- 127 с.

8. Вуджек Т. Тренировка ума.- СПб.: Питер Пресс, 1997.- 288 с.

9. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теоретическая педагогика.- М.: Центр педагогического образования, 2007.- 128 с.

10. Данилова В.А. Как стать собой. Психотехника индивидуальности.- М., 1994.

11. Деркуновская В.А. Личностно-профессиональное самопознание студента педагогического вуза.- М.: Центр педагогического образования, 2007.- 128 с. 

12. Елканов С.Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.- М.,1998.

13. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования.- М.: АСОПиР, 1995.- 156 с.

14. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования.- М.: Академия, 2001.- 208 с.

15. Зеер Э.Ф. Психология профессий.- Екатеринбург, 1999.- 243 с.

16. Коджаспирова Г.М. Культура профессионального самообразования педагога.- М.,1994.- 344 с.

17. Кон И.С. Ребенок и общество.- М., 1988

18. Котова И.Б., Шиянов Е.Н. Социализация и воспитание.- Ростов-на-Дону, 1997.

19. Левитан К.М. Личность педагога: становление и развитие.- Саратов: СГУ, 1991.- 168 с.

20. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития.- М.: Академия, 2002.- 256 с.

21. Мустаева Ф.А. Введение в специальность «Социальная работа».- Магнитогорск: МаГУ, 2006.-52 с.

22. Найн А.Я. Культура делового общения.- Челябинск: ЧелГАФК, 1997.-256 с.

23. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий.- М., 2000.

24. Новейший философский словарь.- Мн.: Интерпрессервис.- 2001.- 1280с.

25. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Академия, 2007.- 576 с.

26. Педагогика /Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Школьная пресса, 2002.- 512 с.

27. Педагогика /Под ред. Н.М. Борытко.- М.: Академия, 2007.- 496 с.

28. Педагогика /Под ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2002.- 640 с.

29. Педагогика /Под ред. С.А. Смирнова.- М.: Академия, 2003.- 512 с.

30. Педагогика: Большая современная энциклопедия /Сост.Е.С. Рапацевич.- Мн.: Современное слово, 2005.-720 с.

31. Подласый И.П. Педагогика,- М.: Просвещение, 1996.- 432 с.

32. Психология развивающейся личности /Под ред. А.В. Петровского.- М.,1987.

33. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье.- М.: Просвещение, 1989.- С.41-51.

34. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика.-М.: Академия, 2007.- 576 с.

35. Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях.- М.: Педагогическое общество России, 1991.- 576 с.

36. Сычкова Н.В. Культура учебного учащихся и студентов.- Магнитогорск: МГПИ, 1996.- 41 с.

37. Тойч Ч.К. Второе рождение или искусство познать и изменить себя.- М., 1994.

38. Улина Н.П. Профессиональное самоопределение личности.- Магнитогорск: МаГУ, 2005.- 48 с.

39. Федорова Е.Е. Механизмы личностного и профессионального роста студентов.- Миасс: Геотур, 2007.- 83 с.

40. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.- М.: Добросвет, 2003.- 596 с.

 

Сычкова Наталья Владимировна

Андрусяк Наталья Юрьевна

 

 

 

Методические рекомендации для студентов по изучению дисциплины

Педагогика
040100.62- «социальная работа» 040100.65- «социальная работа»

 

 

Руководство по изучению дисциплины согласовано с рабочей программой

____________________

(подпись зав. кафедрой)

Магнитогорск

2010

Содержание

    1. Основные сведения об авторах

    2. Цели и задачи дисциплины

    3. Перечень основных тем дисциплины

                  

Дата: 2019-12-10, просмотров: 219.