Кредо тактики «взаимодействия»: договор — это испытание свободой и ответственностью.
«Школа — это не просто учреждение, а учреждение Детское»,— не раз повторял О. С. Газман. Детское, значит, соответствующее возрастному восприятию мира — яркому, рискованному, поисковому. Ребенок растет не только потому, что его учат, а еще и по-
196
тому, что он сам активно учится всему — всему, чему сам хочет учиться.
Дети уважают умных взрослых, но им очень скучно с теми, кто назидателен. Они ищут взрослых, которые могут с ними вместе жить, не мешая им оставаться «самими собой», уважая и признавая их самостоятельность. Тактика «взаимодействия» необходима в той ситуации, когда ребенок готов сам решать свою проблему. И он запрашивает у педагога помощь в этом.
Педагог в общении с ребенком реально может помочь ему при решении жизненной проблемы, дополнив его в том, в чем ребенок пока недостаточен.
Образовательный эффект тактики «взаимодействия» состоит прежде всего в том, что ребенок обретает опыт проектирования совместной деятельности. Взрослый при этом может продемонстрировать ребенку различные способы, которые помогают ему и ребенку становиться более эффективными и успешными в своей совместной деятельности. У педагога создается уникальная ситуация «вживлять» в естественную ткань развития ситуации культурные формы организации и управления ею.
Педагог через договор создает условия для освоения ребенком решения собственной проблемы путем проектирования целостной де ятельности. В этой ситуации ребенок от начала до конца проходит путь субъекта решения собственной проблемы, от определения ее сути и постановки целей до рефлексии деятельности и оценки ее результатов. Причем договорные обязательства позволяют выделить долю участия каждого партнера и оценить его личный вклад в общее дело. Таким образом, ребенок получает возможность для самопознания и самоанализа.
Тактика «содействия» развивает критические, аналитические способности ребенка; помогает ему понять, что проблема всегда имеет как минимум два варианта решения, и именно поэтому нельзя обойтись без выбора — способа выражения своего свободного волеизъявления. Отсутствие давления извне не только создает для ребенка ситуацию выбора в условиях свободы, но и делает необходимым для него определять, в чем состоит суть его ответственности за совершенный выбор.
Педагог через процедуры, связанные с договором, создает для ребенка условия овладения логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности.
197
Образовательные возможности договора
Договор имеет колоссальные образовательные возможности. Мно-fo> веков назад людьми был открыт механизм ненасильственного способа разрешения конфликтов. Многое из того, что человечество изобрело, кануло в Лету, а договор не только не утратил своего значения, 0О и становится единственным условием мирного сосуществования днэдей на планете.
По существу, именно овладение договором как культурным механизмом регулирует отношения, возникающие между разными людьми (их установками, взглядами, предпочтениями, желаниями и возможностями) на принципах равных прав и равных ответственностей.
Равенство в договоре определяется добровольным стремлением г1юдей к согласию и сотрудничеству, что, возможно, потребует от ii № добровольного отказа от притязаний, которые входят в нераз решимое противоречие с их собственными желаниями (внутренний конфликт между «я и я»).
Договор — это всегда выбор как минимум двух людей, построен ный на расширении одних возможностей и ограничении других. Рас ширению подлежат общие интересы, ограничению — попытки од ной стороны необоснованно расширить свои претензии за счет огра ничения прав другой стороны.
Эта закономерность действует и в договоре, заключенном между педагогом и ребенком. Следует учесть, что договор будет эффективен, если:
Для педагога и ребенка договор является возможностью объединить их интересы и усилия и направить их на разрешение проблем ребенка;
оба видят друг в друге желанных партнеров по взаимодействию;
Между педагогом и ребенком существуют доверительные и открытые отношения;
они готовы к совместному исследованию проблемы;
совместных сил ребенка и педагога (знаний, умений, ресурсов) достаточно для решения проблемы (или для привлечения к ней новых сил).
Отношение ребенка к себе как к субъекту собственной проблемы, понимающему, что он обладает правом свободного выбора, обязательно Должно быть зафиксировано в его сознании через принцип: ребе нок сам выбирает себе партнера по договору, тем самым он берет
198
на себя ответственность не нарушать принятых при совместном обсуждении договоренностей.
Вот почему педагог может предлагать ребенку «защиту», «помощь», «содействие», но он должен воздержаться от того, чтобы первым предлагать ребенку вступить с ним в договорные отношения. Педагог обязан предоставить свободу (и ответственность) ребенку — выбирать или нет педагога доверенным лицом.
В образовательном договоре педагог избирается ребенком в качестве доверенного лица, которому ребенок готов открыть не только свои сильные, но и слабые стороны. Именно на усиление своих слабых сторон рассчитывает ребенок, доверяя педагогу свои проблемы и запрашивая его помощи.
Специфика договора между ребенком и педагогом в образовании состоит в позиции педагога, которую он занимает в этом процессе. Педагог, с одной стороны, действует наравне с ребенком по всем правилам и обязательствам, которые они установили и согласовали друг с другом, преследуя, как и ребенок, цель — эффективно разрешить ситуацию. Но, с другой стороны, педагог, будучи профессионалом, имеет свою «сверхцель» — создание необходимых условий для целостного образования ребенка.
Исходя из этих задач, педагог использует договор в качестве особой образовательной технологии, включающей в себя различные виды договорного взаимодействия: «Договор на условиях ребенка», «Договор на условиях педагога», «Договор-компромисс», «Договор-сотрудничество».
6.7. Характеристика договорного взаимодействия как образовательной технологии
6.7.1. Договор на условиях ребенка.
На этапе согласования целей и интересов взрослого и ребенка педагог ведет диалог с ребенком, ориентируясь прежде всего на то, чтобы выявить ожидания ребенка от совместных действий. Задача педагога состоит в том, чтобы закрепить это желание, развить его, еще раз подтвердить, что он заинтересован в разрешении проблемы ребенка. На этом этапе должны быть выбраны и согласованы конкретные, реальные цели, посильные договаривающимся сторонам.
На этапе совместного проектирования программы деятельности по согласованным целям педагог в первую очередь предоставляет ребен-
199
ку возможность находить и предлагать варианты выхода из проблемы. Он корректирует ситуации, при которых ребенок привычно начинает высказывать неверие в то, что проблема может быть разрешена, и стимулирует любую попытку выйти на конструктивные предложения. Педагог, находясь в диалоге с ребенком, с одной стороны, имеет возможность исследовать представления ребенка о путях разрешения проблемы, а с другой — привлекает его к анализу эффективности/неэффективности того или иного варианта, при необходимости, но очень осторожно, проблематизируя оценки и высказывания ребенка. В конце концов ребенок сам должен указать тот вариант, который ему кажется приемлемым.
На этапе согласования норм взаимодействия и условий выполнения принятого плана педагог предлагает ребенку заявить свои условия, объяснив это тем, что ему (ребенку) лучше знать, кто и как должен действовать в его проблеме, чтобы она была действительно разрешена. Педагог может уточнять, проблематизировать условия, выдвинутые ребенком, но он их не должен оспаривать, поскольку педагогическая задача заключается в том, чтобы ребенок, выдвинув свои условия, впервые почувствовал возможность самому участвовать в решении проблемы, выбирать и реализовывать планы, выстраивать совместную деятельность.
Так впервые ребенок получает возможность учить педагога, а пе дагог может опираться на самостоятельность и опыт ребенка.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 262.