Профессиональное крело тактики «взаимодействия»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кредо тактики «взаимодействия»: договор — это испытание сво­бодой и ответственностью.

«Школа — это не просто учреждение, а учреждение Детское»,— не раз повторял О. С. Газман. Детское, значит, соответствующее возрастному восприятию мира — яркому, рискованному, поис­ковому. Ребенок растет не только потому, что его учат, а еще и по-

196


тому, что он сам активно учится всему всему, чему сам хочет учиться.

Дети уважают умных взрослых, но им очень скучно с теми, кто назидателен. Они ищут взрослых, которые могут с ними вместе жить, не мешая им оставаться «самими собой», уважая и признавая их само­стоятельность. Тактика «взаимодействия» необходима в той ситуации, когда ребенок готов сам решать свою проблему. И он запрашивает у педагога помощь в этом.

Педагог в общении с ребенком реально может помочь ему при ре­шении жизненной проблемы, дополнив его в том, в чем ребенок пока недостаточен.

Образовательный эффект тактики «взаимодействия» состоит преж­де всего в том, что ребенок обретает опыт проектирования совмест­ной деятельности. Взрослый при этом может продемонстрировать ре­бенку различные способы, которые помогают ему и ребенку стано­виться более эффективными и успешными в своей совместной деятельности. У педагога создается уникальная ситуация «вживлять» в естественную ткань развития ситуации культурные формы организа­ции и управления ею.

Педагог через договор создает условия для освоения ребенком решения собственной проблемы путем проектирования целостной де­ ятельности. В этой ситуации ребенок от начала до конца проходит путь субъекта решения собственной проблемы, от определения ее сути и постановки целей до рефлексии деятельности и оценки ее результа­тов. Причем договорные обязательства позволяют выделить долю уча­стия каждого партнера и оценить его личный вклад в общее дело. Та­ким образом, ребенок получает возможность для самопознания и са­моанализа.

Тактика «содействия» развивает критические, аналитические спо­собности ребенка; помогает ему понять, что проблема всегда имеет как минимум два варианта решения, и именно поэтому нельзя обой­тись без выбора — способа выражения своего свободного волеизъяв­ления. Отсутствие давления извне не только создает для ребенка ситу­ацию выбора в условиях свободы, но и делает необходимым для него определять, в чем состоит суть его ответственности за совершенный выбор.

Педагог через процедуры, связанные с договором, создает для ре­бенка условия овладения логикой поиска и установления границ своей свободы и ответственности.

197




Образовательные возможности договора

Договор имеет колоссальные образовательные возможности. Мно-fo> веков назад людьми был открыт механизм ненасильственного спо­соба разрешения конфликтов. Многое из того, что человечество изоб­рело, кануло в Лету, а договор не только не утратил своего значения, 0О и становится единственным условием мирного сосуществования днэдей на планете.

По существу, именно овладение договором как культурным меха­низмом регулирует отношения, возникающие между разными людьми (их установками, взглядами, предпочтениями, желаниями и возмож­ностями) на принципах равных прав и равных ответственностей.

Равенство в договоре определяется добровольным стремлением г1юдей к согласию и сотрудничеству, что, возможно, потребует от ii № добровольного отказа от притязаний, которые входят в нераз­ решимое противоречие с их собственными желаниями (внутренний конфликт между «я и я»).

Договор это всегда выбор как минимум двух людей, построен­ ный на расширении одних возможностей и ограничении других. Рас­ ширению подлежат общие интересы, ограничению попытки од­ ной стороны необоснованно расширить свои претензии за счет огра­ ничения прав другой стороны.

Эта закономерность действует и в договоре, заключенном между педагогом и ребенком. Следует учесть, что договор будет эффективен, если:

Для педагога и ребенка договор является возможностью объеди­нить их интересы и усилия и направить их на разрешение проблем ребенка;

оба видят друг в друге желанных партнеров по взаимодействию;

Между педагогом и ребенком существуют доверительные и откры­тые отношения;

они готовы к совместному исследованию проблемы;

совместных сил ребенка и педагога (знаний, умений, ресурсов) достаточно для решения проблемы (или для привлечения к ней новых сил).

Отношение ребенка к себе как к субъекту собственной проблемы, понимающему, что он обладает правом свободного выбора, обязатель­но Должно быть зафиксировано в его сознании через принцип: ребе­ нок сам выбирает себе партнера по договору, тем самым он берет

198


на себя ответственность не нарушать принятых при совместном обсуждении договоренностей.

Вот почему педагог может предлагать ребенку «защиту», «по­мощь», «содействие», но он должен воздержаться от того, чтобы пер­вым предлагать ребенку вступить с ним в договорные отношения. Педагог обязан предоставить свободу (и ответственность) ребенку — выбирать или нет педагога доверенным лицом.

В образовательном договоре педагог избирается ребенком в каче­стве доверенного лица, которому ребенок готов открыть не только свои сильные, но и слабые стороны. Именно на усиление своих сла­бых сторон рассчитывает ребенок, доверяя педагогу свои проблемы и запрашивая его помощи.

Специфика договора между ребенком и педагогом в образовании состоит в позиции педагога, которую он занимает в этом процессе. Педагог, с одной стороны, действует наравне с ребенком по всем пра­вилам и обязательствам, которые они установили и согласовали друг с другом, преследуя, как и ребенок, цель — эффективно разрешить си­туацию. Но, с другой стороны, педагог, будучи профессионалом, име­ет свою «сверхцель» — создание необходимых условий для целостно­го образования ребенка.

Исходя из этих задач, педагог использует договор в качестве осо­бой образовательной технологии, включающей в себя различные виды договорного взаимодействия: «Договор на условиях ребенка», «Дого­вор на условиях педагога», «Договор-компромисс», «Договор-сотруд­ничество».

6.7. Характеристика договорного взаимодействия как образовательной технологии

6.7.1. Договор на условиях ребенка.

На этапе согласования целей и интересов взрослого и ребенка пе­дагог ведет диалог с ребенком, ориентируясь прежде всего на то, что­бы выявить ожидания ребенка от совместных действий. Задача педа­гога состоит в том, чтобы закрепить это желание, развить его, еще раз подтвердить, что он заинтересован в разрешении проблемы ребенка. На этом этапе должны быть выбраны и согласованы конкретные, ре­альные цели, посильные договаривающимся сторонам.

На этапе совместного проектирования программы деятельности по согласованным целям педагог в первую очередь предоставляет ребен-

199


ку возможность находить и предлагать варианты выхода из проблемы. Он корректирует ситуации, при которых ребенок привычно начинает высказывать неверие в то, что проблема может быть разрешена, и сти­мулирует любую попытку выйти на конструктивные предложения. Педагог, находясь в диалоге с ребенком, с одной стороны, имеет воз­можность исследовать представления ребенка о путях разрешения проблемы, а с другой — привлекает его к анализу эффективности/не­эффективности того или иного варианта, при необходимости, но очень осторожно, проблематизируя оценки и высказывания ребенка. В кон­це концов ребенок сам должен указать тот вариант, который ему ка­жется приемлемым.

На этапе согласования норм взаимодействия и условий выполне­ния принятого плана педагог предлагает ребенку заявить свои усло­вия, объяснив это тем, что ему (ребенку) лучше знать, кто и как дол­жен действовать в его проблеме, чтобы она была действительно раз­решена. Педагог может уточнять, проблематизировать условия, выдвинутые ребенком, но он их не должен оспаривать, поскольку пе­дагогическая задача заключается в том, чтобы ребенок, выдвинув свои условия, впервые почувствовал возможность самому участвовать в ре­шении проблемы, выбирать и реализовывать планы, выстраивать со­вместную деятельность.

Так впервые ребенок получает возможность учить педагога, а пе­ дагог может опираться на самостоятельность и опыт ребенка.



Дата: 2019-12-10, просмотров: 262.