Тактика «помощи» выстраивается как целенаправленная педаго гическая деятельность, создающая в конкретной ситуации условия для успешной самореализации ребенка.
Примером построения тактики «помощи» может служить опыт учительницы 1 -го класса одной из новосибирских школ.
Молодая учительница начальных классов уже в первые дни работы столкнулась с проблемой шума на уроках. Она расспросила более опытных коллег о том, как с этим бороться, и выяснила, что необходимо:
сразу знакомить детей с правилами поведения, а затем контролировать выполнение этих правил (с помощью напоминаний, порицаний);
закреплять эти правила в поведении детей (с помощью игр-упражнений, отработки навыков бесшумного открытия книг и усаживания за парты, поднятия рук при необходимости вопросов и т. п.);
создать «общественное мнение» по поводу недопустимости шума. Нужно поощрять выступления ребят, которые ратуют за дисциплину.
Однако эти советы не помогали: то один наябедничает на другого, то кто-то начинает хитрить — когда она смотрит в его сторону, не шумит, а стоит отвернуться — опять за свое. Учительница чаще стала устраивать минутки отдыха, но потом могла утихомирить ребят, только прибегая к строгому тону, повышая голос. Склонная к диалогу и не приемлющая давления, она понимала, что против своей воли давит на детей, и не хотела этого.
Как-то, пытаясь утихомирить ребят, она начала с ними диалог о том, что такое шум в классе для них самих — благо или зло. Однако прямо этот вопрос не задала. Рассказала о себе в первом классе: как приходила с головной болью из школы, как мешал ей шум, как была командиром октябрятской звездочки и как учительница всем командирам велела следить за тишиной в классе. Она искренне хотела помочь учительнице и верила, что шуметь — это плохо, а в результате поссорилась со своей лучшей подружкой. Это было так. Учительница вышла из класса и всем сказала сидеть тихо, а потом спросила командиров: «Кто из ребят вашей звездочки шумел, когда меня не было?» Командиры честно доложили, только один оказался «бесчестным» — своих не выдал. Но его выдали другие командиры. Этим «бесчестным командиром» была лучшая подружка.
Итак, на уроке возник шум. Выждав время, учительница задает вопрос: «Скажите, ребята, нужно ли в классе вести себя тихо?»
149
150
Д.*: Да! — стройный хор в ответ. У.: А зачем нужно сидеть тихо? Д.: А чтобы учительница не заругала! У.: Разве я кого-нибудь из вас за это ругала? Дружный хор: «Нет!» (Ребята действительно не могут вспомнить случая, когда учительница их за это порицала.)
У.: Ну что ж, если я вас не ругаю, значит, можно шуметь?
Д.: А директор придет — заругает!
У.: Ну-ка, вспомните, когда это директор приходил и ругал
вас?
Д.: А родители будут ругать...
У.: Но я ни на кого из вас не жаловалась...
Перебор всех клавиш авторитарной педагогики продолжался долго, дети перечислили все «страшилки». И все же, как ни старались ребята, ни один из приведенных ими доводов учительницу «не устроил». А одна «страшилка» даже рассмешила всех своей очевидной нелепостью. Лена, сидевшая у окна, увидела прохожего и вдруг заявила: «Если будем шуметь, тот дядя нас услышит, придет и заругает». Все сначала опешили, а потом долго смеялись, и учительница тоже. Лене вначале показалось, что смеются над ней, но учительница сказала: «Ты права, Лена, если мы еще громче будем шуметь, может быть, этот дядя действительно что-нибудь услышит и подумает — что это там в школе творится? Но я не думаю, что он придет и будет вас ругать: он спешит по своим делам, и вы ему нисколько не мешаете, у него от вашего шума голова не болит».
У: А у вас? Вам никогда не бывает плохо, когда в классе шум?
И тут пошли сплошные жалобы:
Д.: Мне плохо, когда в классе шумно...
— Голова болит...
— И у меня...
У: А у кого еще голова болит от шума? (Поднялось несколько рук.)
Д.: А я вчера из-за шума не записала домашнее задание, и
мама меня отругала...
У: Кто-нибудь из вас попадал дома, как и Женя, в неприятную ситуацию из-за шума?
Теперь уже множество рассказов «полилось» от пострадавших. Тогда учительница спросила: «Но почему же мы все-таки шумим, если всем нам от этого плохо?»
Во время разговора учительница была особенно внимательна к Вадику. Поздний единственный ребенок в семье, который никогда не посещал детские учреждения, он был абсолютно дезадаптирован в школьной ситуации. Он действительно не понимал,
*Д.— дети; У.— учительница.
когда нужно сидеть, когда говорить, и всех раздражал. Именно он больше всех шумел, обижался, задирал других.
А в классе тем временем шли разговоры по душам: что кому мешает тихо сидеть на уроке. Было много жалоб и на соседей по парте. Но учительница спокойно «посредничала» между соседями: «Так, все послушают, как мы сейчас разбираться будем. И Оля, и Толя сидят за одной партой. Оля шумит, а что в это время делает Толя?» Толя: «А я ей говорю, что у меня болит голова!» Оля: «Неправда! Ты сам меня толкаешь!»
Учительница не дает разгореться ссоре: «Оля, а может Толя говорит правду? Но не словами, а кулаками? Ты шумишь, у него голова болит, он тебя и толкает, чтобы ты не шумела? А ты, чтобы помочь Толе, тут же перестаешь шуметь, правда?»
Все дети смеются понимая, что это шутка. А учительница обращается к Толе: «Ну что, верный ты способ выбрал, чтобы избавиться от головной боли и от шума?»
— Попробуйте сейчас договориться, если у Толи заболит го
лова от шума Оли, то он тихо скажет об этом Оле. Она поможет
Толе и не будет шуметь.
— А он?! Он мне будет помогать? — спрашивает Оля.
— Ну как, Толя? — Если она не будет, то и я не буду.
Так все нашли свои способы. И вдруг Вадик заплакал. Это было для всех неожиданностью. В классе ребята было зашумели, но учительница подняла вверх руку, и дети замолчали. Вадик, немного успокоившись, сказал: «А я не могу себя «утишивать», я не могу сидеть тихо!»
— Вот как? Ну это не беда, давай подумай, что тебе помо
жет? А мы помолчим, пока ты думаешь.
Вадик обреченно смотрит и уже готов вновь заплакать.
— А может парту поменять? Может хочешь пересесть к кому-
нибудь другому? А знаешь, Вадик, так бывает. Походи, поищи в
классе то место, где ты почувствуешь, что можешь сидеть тихо.
Но это место можно найти, только если все вокруг и я тоже пере
станем разговаривать, а ты можешь ходить по классу и искать это
место. Так мы тебе будем помогать.
В конце концов выяснилось, что Вадик может «утишиться» только тогда, когда будет сидеть за учительским столом. Состоялся договор, что если возникнет ситуация, когда уже совсем «труд-но-претрудно», Вадик может подойти к учительскому столу сам. Никто на это обращать внимания не будет, потому что человеку трудно и он сам себе помогает успокоиться.
В разговоре с этой учительницей мы спросили: не жалко ли ей было целого урока на то, на что иные учителя тратят минуты, и как она прогнозирует дальнейший ход событий?
«Жалко, конечно — был ответ.— Но я думаю, что время, потерянное сегодня, сэкономится на массе замечаний, которые я
151
буду вынуждена делать завтра. Что же касается прогноза... Я ведь не просто так начала с ними этот разговор. Я же вижу, что детям становится легче, если они сами принимают целесообразность порядка, тишины».
Эта учительница очень точно уловила ситуацию: дети шумят не потому, что недисциплинированны, а потому что еще не могут контролировать все время свое поведение. А еще и потому, что внутренний контроль отсутствует, поскольку вместо него уже живут «страшилки»: нужно тихо сидеть — для взрослых. Если будешь шуметь, придут, накажут.
Учительница защитила детей от «страшилок», потому что сама — не «страшилка». Помните, как она говорила: «И директор не ругает, и я не ругаю — так кого же вы боитесь?» Однако, снимая страх, учительница дает другую опору детям — их собственное представление о том, что шум — это зло, от него то голова болит, то домашнее задание не услышишь и т. д.
Учительница осмысленно, профессионально решает задачи, связанные с педагогической поддержкой детей в сложной для них ситуации. Используя тактику «помощи», она создает условия для самоопределения: выберешь шум — себе и другим навредишь, сможешь с ним справиться — себе и другим поможешь. Главное, что ты можешь сам осуществить выбор!
Особая ситуация с Вадиком:
1) учительница защитила Вадика от плохой репутации, которая
уже начала складываться;
2) она публично доверила Вадику самостоятельный поиск реше
ния своей проблемы;
3) она помогла всем понять, что Вадик такой же, как все — он
тоже шумел, а теперь этого делать не хочет и способен договариваться
со всеми по этому поводу. Он не «белая ворона», не хуже других. Он
способен, как и все, совершать свой выбор.
4) Вадик даже оказался чуть-чуть сильнее остальных: ему в са
мом начале было труднее всех («сам не могу себя успокоить»), но он
не отказался преодолевать трудность. Учительница похвалила его пе
ред всеми: «Молодец, Вадик. Ты нашел решение. Теперь ты и все
мы знаем, что если тебе будет трудно и захочется пошуметь, ты тихо
встанешь и подойдешь к моему столу. Я тебе уступлю место. Мы
ведь все понимаем, что ты это делаешь не для того, чтобы пошалить
и отвлечь класс от занятий. Ты сейчас помогаешь себе, мне и другим
ребятам».
152
Важно заметить, что учительница не только помогла Вадику справиться с ситуацией, но и одновременно:
«реабилитировала» Вадика, «отделив» его сознание от прошлого опыта, где он был «неумеющим, незнающим, всем мешающим», где его «все обижали и не любили»;
создала для него возможность рефлексировать прошлый опыт. Вадик понял, что когда-то он сам себе мешал, потому что не знал, как себя «утишить»;
создала условия для «прощания» с прошлым Вадика («Не страшно, что не умеешь, попробуй суметь — у тебя получится!»);
создала условия для безопасной пробы («Мы все ищем, как себе помочь, и Вадик тоже ищет. Все ошибаются и он тоже может совершить ошибку»);
тактично поддержала Вадика тогда, когда поиск явно зашел в тупик и подсказала возможное направление поиска;
сразу же «поддерживающе» откликнулась на предположение Вадика: «Кажется, здесь я могу сидеть тихо» («Молодец! Нашел что искал»); позволила еще раз убедиться в том, что выход найден («Посиди еще за моим столом, прислушайся к себе»);
создала «мостик» для перехода в будущее, где Вадик уже предстает самостоятельным человеком, осознающим свою проблему и знающим, как ее решать («Если почувствуешь необходимость — можешь встать и пойти к моему столу»);
разделила ответственность с Вадиком за его будущее («Я уступлю тебе свое место, ведь я понимаю, что ты себе помогаешь»);
предъявила требование другим детям поддерживать Вадика в будущем, указав на важность и благородство такого поведения («Каждый понимает, как трудно себе помочь. Поэтому все должны помогать друг другу в этом»);
обеспечила Вадику условия для доброжелательного взаимодействия с другими детьми, тем самым изменив отношение детей к нему как к «белой вороне» и его отношение к детям как к «враждебной стае»;
помогла Вадику и всем детям понять, что можно о чем-то вместе договориться и поддерживать друг друга.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 272.