Не бывает «проблемных» детей, которые не создают проблему педагогу. Любой «проблемный» ребенок — это испытание, выпавшее на долю взрослого. Отношение конкретного педагога к предстоящему испытанию во многом зависит от того, на чем сосредоточено его внимание: на проблеме или на ребенке, у которого есть проблема.
Если педагог сосредоточен на проблеме, он концентрируется на ожидании неприятностей, которые неминуемо следует ожидать от «проблемного» ребенка. Если же педагог прежде всего думает о ребенке, то он концентрируется на желании помочь ему.
Тот, кто концентрируется на проблеме, склонен выбирать детей для своего класса и заниматься только обучением. Желающий помочь ребенку вполне осознанно начинает осваивать деятельность по педагогической поддержке.
Но вряд ли педагогу удастся избежать столкновения с проблемным ребенком. Каждый человек (а ребенок тем более) имеет в жизни проблемы, и каждая из них, если не была вовремя обнаружена и решена, может сделать ребенка «проблемным». Профессионализм педагога в деятельности по педагогической поддержке позволяет ему избавляться от страха перед проблемой ребенка.
156
Анализ истоков негативного (скептического) отношения педагогов к «поддержке» показывает, что они в принципе не верят в возможность построения гуманных отношений между людьми вообще и между ребенком и взрослым в частности. Педагогическая профессия напрямую связана с построением гуманных отношений между людьми, а потому педагог, не верящий в возможность существования таких отношений, оказывается в сложной психологической ситуации. Он, сам того не осознавая, становится источником собственных профессиональных проблем. Избегая деятельности по помощи ребенку и поддержке его в проблемах, он получает «в ответ» проблемного ребенка. А это значит, что педагогу самому грозит неуправляемая ситуация, с которой он может и не справиться. Не владея позициями и технологиями, помогающими переводить негативные ситуации в образовательные, педагоги теряют возможность по существу строить целенаправленную педагогическую деятельность. Их педагогическая карьера и спокойствие становятся целиком зависимыми от случая: попадет или нет в класс проблемный ребенок.
Анализ деятельности классных воспитателей, получивших в ходе эксперимента специальную профессиональную подготовку по программе педагогической поддержки, показал, что педагоги не боятся детей, они верят в их возможности овладевать траекторией собственного развития. Самое главное, что педагоги понимают свои профессиональные проблемы. Решая проблему ребенка, они накапливают богатый профессиональный опыт, их деятельность обретает особый смысл — построение истинно гуманных отношений с ребенком.
Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в ходе осуществления классным воспитателем тактики «помощи» в одной из школ поселка Кондинское Ханты-Мансийского округа.
Г. А. имела более 15 лет педагогического стажа. Она была учителем математики. После переподготовки по экспериментальной программе ее назначили классным воспитателем 6-го класса. В этом же классе Г. А. должна была преподавать математику.
Бывший классный руководитель рассказал ей о детях, несколько слов уделил и Тане: вспыльчивая, резкая, ленивая, но способная. В прошлом году училась очень неровно — от «4» до «2». В семье постоянные скандалы: отец пьет, практически все материальное обеспечение семьи и воспитание детей (их двое) — на плечах Таниной мамы и бабушки (по линии матери).
В середине сентября Г. А. узнала, что родители Тани развелись. Отец ушел жить к своей матери. Дети остались с мамой и бабушкой. Вскоре Таня стала пропускать уроки (в основном пер-
157
158
вые), нередко вообще не приходила в школу. Г. А. в конце концов узнала, где пропадает Таня. Она ходит к отцу и своей любимой бабушке (маме отца), скрывая это от домашних. Мама и бабушка запрещают видеться с отцом и его матерью.
Г. А была дома у Тани, поняла, что ее воспитывают очень строго. Мама и бабушка не очень довольны Таней — ленивая дома, в школе плохо учится. В школе Таню тоже не любили. Учителя — за то, что уроки пропускает, врет, за то, что «способная, но ленивая».
Не любили ее и одноклассники. Вернее, группа девочек, претендующих на лидерство. Сама Таня, лидер по натуре, держит себя с ними независимо. Как-то она предложила очень хорошую идею, как лучше поздравить одноклассников с 23 февраля. Г. А. поддержала идею девочки, но «лидерши» тут же все высмеяли, обидно комментируя предложенное Таней. Поскольку их было больше и авторитет у них был выше, «победа» досталась им.
А в семье отца все наоборот — Тане рады, Таня любимая дочка, внучка и т. д. Ни отца, ни бабушку абсолютно не волнует, была ли девочка в школе, как идут там дела. Нетрезвые и веселые, они ничего не требовали от девочки, просто были рады ей.
Г. А. понимала, как тяжело Тане в школе и дома. Одна радость — идти туда, «где тебя любят и понимают», к полупьяным папе и бабушке.
Г. А. собрала учителей класса и сказала, что хотела бы поговорить о Тане. Не успела она произнести эти слова, как тут же посыпались жалобы, перечисление Таниных «грехов». Жалобы обоснованные и справедливые. Коллеги предъявили претензии и классному воспитателю: надо что-то предпринимать, Таня часто не ходит в школу. В перспективе ей грозит второгодничество.
Г. А. спокойно, доброжелательно и сочувственно выслушала коллег. Она во всем с ними согласилась. А потом сказала: «Я расскажу вам историю Тани. Давайте посмотрим на ее ситуацию, представив, что это происходит лично с каждым из нас. Что, например, Таня каждый день слышит о себе? От мамы и бабушки — ни одного доброго слова: ленивая, врунья, неаккуратная, плохо учится, «вся в отца». От учителей — ни одного доброго слова: ленивая, прогульщица, бессовестная. Подружек тоже нет. Мальчишек она в расчет не берет, да и они особенно ее не выделяют среди остальных. «Конечно,— подытожила Г. А.,— все мы и мама с бабушкой искренне желаем Тане добра. Но она его не видит и не слышит. Вместо этого — вечно злое и раздраженное в ее адрес: «Ты должна!»
Тут один из учителей возразил: «А что ее теперь по головке гладить? Она сама заслужила такое обращение».
«Конечно заслужила,— сказала Г. А.— Но вот ее папа и бабушка ничего от нее не требуют, зато рады ей. Только от них она
слышит добрые слова о себе. Потому она к ним и тянется. Конечно, можно ее винить за это. Но скажите, что бы вы делали на ее месте? Она ведь бежит от людской нелюбви к любви. Ей запрещают туда идти, а она всеми правдами и неправдами туда стремится. И я ее понимаю. Не одобряю ее прогулов, но понимаю и не знаю, как помочь. Часто, когда хочу ей сказать: «Таня, ты должна!» — я себя останавливаю. Я знаю, что она ненавидит это слово и бежит от него. Если она убежит и от меня, то кто ее вернет в школу? Что с ней будет? Вчера я заметила, что она с двумя девочками ходила возле гаражей». (Взрослые тут же поняли, что беспокоит Г. А. Гаражи — это известное в поселке место, где собираются «асоциальные элементы». Увидеть ребенка «у гаражей» значило, что он попал в дурную компанию).
Первым откликнулся учитель рисования: «Знаете, а у меня нет с ней конфликтов. Правда, она пропускает иногда уроки, но не так часто. А когда бывает, рисует увлеченно и хорошо».
К чести большинства коллег они поняли тревогу Г. А., даже стали перечислять достоинства Тани и вспоминать ее хорошие поступки. Лишь один учитель упрямо твердил: «Пусть ее родители воспитывают, а мне нужно, чтобы она на уроки ходила и домашние задания выполняла».
Г. А. не стала на это возражать. Когда коллеги начали возмущенно отчитывать упрямца, убеждая, что нельзя быть таким бессердечным к ребенку, она остановила перепалку и просто сказала: «Давайте подумаем, кто чем может помочь Тане».
Каждый попытался что-то придумать. Но об одном варианте стоит рассказать особо. Учительница литературы, признанный авторитет среди детей, особенно старшеклассников, руководит школьным театром. «Театралам» тайно завидует вся школа: во-первых, спектакли пользуются успехом. Во-вторых, главные герои, спустившись с театральных подмостков, продолжают оставаться «героями» и в жизни: в школе их все знают, они пользуются своей славой и вне спектаклей. В-третьих, среди «театралов» настоящее братство — у них дружная компания, они своих в обиду не дают. В-четвертых, среди «театралов» есть и обидчицы Тани, которые не позволяют ей лидировать в классе.
Учительница литературы предложила занять Таню в спектакле и, воспользовавшись своим авторитетом, попытаться подружить девчонок: «Во всяком случае, я смогу показать им, как некрасиво они ведут себя, когда так заносчиво обращаются с Таней. Тем более что на уроках я тоже смогу контролировать ситуацию».
В конце разговора коллеги поставили одно условие Г. А.— сделать так, чтобы Таня школу не пропускала. Г. А. с радостью пообещала сделать все, что в ее силах.
Г. А. разработала тактику: изменила свой привычный маршрут от дома до школы. Теперь по утрам она шла по улице, где
159
живет Таня. Благо здесь живет много детей из ее класса. Они уговорились, что будут встречаться все вместе на углу, возле поворота к школе. Г. А. объяснила это детям просто: «Я классный воспитатель, и в мои обязанности входит контроль за вашим посещением. Но мне некогда каждый день ходить по утрам в школу: у меня ведь не всегда первые уроки. Я иду по делам, а заодно и вас встречаю. Если кто-то заболел или что-то случилось, сразу видно: человек не пришел в условленное место. Опять же далеко не надо ходить — зайду домой и узнаю в чем дело.
Расчет Г. А. был правильным. Мама и бабушка вовремя выпроваживали Таню из дома в школу, и Тане оставался только один путь, а там ее обязательно встречали ребята из класса и Г. А.
Так Таня лишилась возможности пропускать занятия. Теперь учителя воздерживались от лишних замечаний в ее адрес, но не забывали похвалить, если она того заслуживала. Особенно Тане было спокойно на уроках литературы. И хотя «лидерши» все равно не во всем соглашались с ней, но случалось, что мнение Тани поддерживала учительница, и тогда его признавали все. Было видно, как это окрыляло девочку.
Пример с Таней показал, как учителя, используя все, что есть хорошего в Тане, помогли ей опереться на свои «я же могу!» и открыли (разблокировали) путь к успешности, повысили ее самооценку. А Г. А. успешно использовала и тактику «защиты», и тактику «помощи».
Необходимо заметить, что никто не снял требований к Тане — посещать школу и хорошо учиться, просто педагоги пошли на компромисс (а точнее, сделали верный профессиональный выбор). Они договорились «временно» не замечать промахи Тани. Снять угрожающее «должна». Они захотели обнаружить и поддержать то, что она может. А то, чего «не может», заблокировать собой — своим взрослым умением преодолевать вместе с девочкой преграду, но так, чтобы она этого даже не почувствовала (позиция «буфера»).
Г. А. очень старалась, чтобы ни Таня, ни другие дети не подумали, что классная руководительница не доверяет Тане и потому приходит каждое утро на их улицу. Все должно было быть правдиво, и было правдиво. Действительно, Г. А. после того, как подходила к школе, прощалась с ребятами и шла по своим делам, а если кто-то не приходил на условленное место, они все вместе обязательно подходили к крыльцу дома, и классный воспитатель узнавал, что случилось. Это позволяло оперативно решать, кто зайдет к заболевшему, передаст домашние задания, новости школы, привет от друзей.
Да и у педагогов благодаря тактике «помощи» появился совместный интерес — они сообща думали, как помочь Тане. Вместе радова-
160
лись ее (а значит, и своим) удачам. Педагогам самим было интересно помогать Тане. Помогая девочке, они незаметно помогли и себе. Конфликты с Таней явно пошли на убыль. Г. А. с удовлетворением отметила, что даже коллега, который так и не признал помощь Тане «своим делом», стал немного мягче с ней. Объективно поубавилось поводов для его недовольства Таней, прежде всего потому, что она не пропускала уроков. Способная от природы, она быстро понимала и запоминала то, что необходимо.
Так постепенно из «проблемной» девочки Таня превратилась в такую, как все. И даже чуть-чуть лучше, поскольку теперь она стала членом театрального кружка, а об этом в школе многие мечтают. Правда, ей еще требовалась педагогическая поддержка, но по другому поводу и в другой тактике.
Методологический практикум
Попытаемся в описанной ситуации выделить структуру деятельности педагога. Ведь для анализа важна не сама ситуация как таковая, поскольку в точности она никогда не повторится, а то, с каких позиций, во имя каких целей и как осуществлялась профессиональная деятельность. Задавая себе эти вопросы и отвечая на них, можно сформировать методологический взгляд на проблему и осуществить профессиональную рефлексию педагогической деятельности.
Это можно сделать, выполнив следующие задания:
1) Еще раз прочтите внимательно рассказ о Тане.
2) Выделите цели, которые ставил перед собой классный воспита
тель.
3) Какие позиции занимала классный руководитель в разрешении
этой ситуации? Охарактеризуйте каждую из них.
4) Определите, какие педагогические действия осуществляла Г. А.,
находясь в той или иной позиции.
5) Каким образом Г. А. реализовывала тактику «защиты»? Аргу
ментированно докажите, почему эти действия относятся к «защите»?
6) Каким образом осуществлялась тактика «помощи»? Аргумен
тируйте свое мнение.
7) Как могла сложиться ситуация Тани, если бы ей не была оказа
на педагогическая поддержка?
8) Как могла сложиться ситуация, если бы коллеги отказались со
трудничать с Г. А.?
9) Почему от порицания Тани педагоги перешли к помощи ей?
161
Иногда тактика «помощи» осложняется тем, что ребенок имеет серьезные внутренние проблемы с собственным «я». Он настолько боится себя и окружающих, что ему, вероятно, требуется более квалифицированная помощь по разблокировке его возможностей. Опытный школьный психолог — это тот человек, который может помочь педагогу.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 263.