Тактика «помощи» — самозашита педагога от «боязни» проблемных детей
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Не бывает «проблемных» детей, которые не создают проблему педагогу. Любой «проблемный» ребенок — это испытание, выпав­шее на долю взрослого. Отношение конкретного педагога к пред­стоящему испытанию во многом зависит от того, на чем сосредото­чено его внимание: на проблеме или на ребенке, у которого есть проблема.

Если педагог сосредоточен на проблеме, он концентрируется на ожидании неприятностей, которые неминуемо следует ожидать от «проблемного» ребенка. Если же педагог прежде всего думает о ре­бенке, то он концентрируется на желании помочь ему.

Тот, кто концентрируется на проблеме, склонен выбирать детей для своего класса и заниматься только обучением. Желающий помочь ре­бенку вполне осознанно начинает осваивать деятельность по педаго­гической поддержке.

Но вряд ли педагогу удастся избежать столкновения с проблем­ным ребенком. Каждый человек (а ребенок тем более) имеет в жизни проблемы, и каждая из них, если не была вовремя обнаружена и ре­шена, может сделать ребенка «проблемным». Профессионализм педа­гога в деятельности по педагогической поддержке позволяет ему из­бавляться от страха перед проблемой ребенка.

156


Анализ истоков негативного (скептического) отношения педагогов к «поддержке» показывает, что они в принципе не верят в возможность построения гуманных отношений между людьми вообще и между ре­бенком и взрослым в частности. Педагогическая профессия напрямую связана с построением гуманных отношений между людьми, а потому педагог, не верящий в возможность существования таких отношений, оказывается в сложной психологической ситуации. Он, сам того не осознавая, становится источником собственных профессиональных проблем. Избегая деятельности по помощи ребенку и поддержке его в проблемах, он получает «в ответ» проблемного ребенка. А это значит, что педагогу самому грозит неуправляемая ситуация, с которой он может и не справиться. Не владея позициями и технологиями, помо­гающими переводить негативные ситуации в образовательные, педа­гоги теряют возможность по существу строить целенаправленную пе­дагогическую деятельность. Их педагогическая карьера и спокойствие становятся целиком зависимыми от случая: попадет или нет в класс проблемный ребенок.

Анализ деятельности классных воспитателей, получивших в ходе эксперимента специальную профессиональную подготовку по про­грамме педагогической поддержки, показал, что педагоги не боятся детей, они верят в их возможности овладевать траекторией собствен­ного развития. Самое главное, что педагоги понимают свои професси­ональные проблемы. Решая проблему ребенка, они накапливают бога­тый профессиональный опыт, их деятельность обретает особый смысл — построение истинно гуманных отношений с ребенком.

Рассмотрим ситуацию, сложившуюся в ходе осуществления классным воспитателем тактики «помощи» в одной из школ по­селка Кондинское Ханты-Мансийского округа.

Г. А. имела более 15 лет педагогического стажа. Она была учителем математики. После переподготовки по эксперименталь­ной программе ее назначили классным воспитателем 6-го класса. В этом же классе Г. А. должна была преподавать математику.

Бывший классный руководитель рассказал ей о детях, не­сколько слов уделил и Тане: вспыльчивая, резкая, ленивая, но спо­собная. В прошлом году училась очень неровно — от «4» до «2». В семье постоянные скандалы: отец пьет, практически все мате­риальное обеспечение семьи и воспитание детей (их двое) — на плечах Таниной мамы и бабушки (по линии матери).

В середине сентября Г. А. узнала, что родители Тани разве­лись. Отец ушел жить к своей матери. Дети остались с мамой и бабушкой. Вскоре Таня стала пропускать уроки (в основном пер-

157


158


вые), нередко вообще не приходила в школу. Г. А. в конце концов узнала, где пропадает Таня. Она ходит к отцу и своей любимой бабушке (маме отца), скрывая это от домашних. Мама и бабушка запрещают видеться с отцом и его матерью.

Г. А была дома у Тани, поняла, что ее воспитывают очень строго. Мама и бабушка не очень довольны Таней — ленивая дома, в школе плохо учится. В школе Таню тоже не любили. Учи­теля — за то, что уроки пропускает, врет, за то, что «способная, но ленивая».

Не любили ее и одноклассники. Вернее, группа девочек, пре­тендующих на лидерство. Сама Таня, лидер по натуре, держит себя с ними независимо. Как-то она предложила очень хорошую идею, как лучше поздравить одноклассников с 23 февраля. Г. А. поддержала идею девочки, но «лидерши» тут же все высмеяли, обидно комментируя предложенное Таней. Поскольку их было больше и авторитет у них был выше, «победа» досталась им.

А в семье отца все наоборот — Тане рады, Таня любимая дочка, внучка и т. д. Ни отца, ни бабушку абсолютно не волнует, была ли девочка в школе, как идут там дела. Нетрезвые и весе­лые, они ничего не требовали от девочки, просто были рады ей.

Г. А. понимала, как тяжело Тане в школе и дома. Одна ра­дость — идти туда, «где тебя любят и понимают», к полупьяным папе и бабушке.

Г. А. собрала учителей класса и сказала, что хотела бы пого­ворить о Тане. Не успела она произнести эти слова, как тут же посыпались жалобы, перечисление Таниных «грехов». Жалобы обоснованные и справедливые. Коллеги предъявили претензии и классному воспитателю: надо что-то предпринимать, Таня часто не ходит в школу. В перспективе ей грозит второгодничество.

Г. А. спокойно, доброжелательно и сочувственно выслушала коллег. Она во всем с ними согласилась. А потом сказала: «Я рас­скажу вам историю Тани. Давайте посмотрим на ее ситуацию, представив, что это происходит лично с каждым из нас. Что, на­пример, Таня каждый день слышит о себе? От мамы и бабушки — ни одного доброго слова: ленивая, врунья, неаккуратная, плохо учится, «вся в отца». От учителей — ни одного доброго слова: ленивая, прогульщица, бессовестная. Подружек тоже нет. Маль­чишек она в расчет не берет, да и они особенно ее не выделяют среди остальных. «Конечно,— подытожила Г. А.,— все мы и мама с бабушкой искренне желаем Тане добра. Но она его не ви­дит и не слышит. Вместо этого — вечно злое и раздраженное в ее адрес: «Ты должна!»

Тут один из учителей возразил: «А что ее теперь по головке гладить? Она сама заслужила такое обращение».

«Конечно заслужила,— сказала Г. А.— Но вот ее папа и ба­бушка ничего от нее не требуют, зато рады ей. Только от них она


слышит добрые слова о себе. Потому она к ним и тянется. Ко­нечно, можно ее винить за это. Но скажите, что бы вы делали на ее месте? Она ведь бежит от людской нелюбви к любви. Ей за­прещают туда идти, а она всеми правдами и неправдами туда стремится. И я ее понимаю. Не одобряю ее прогулов, но пони­маю и не знаю, как помочь. Часто, когда хочу ей сказать: «Таня, ты должна!» — я себя останавливаю. Я знаю, что она ненавидит это слово и бежит от него. Если она убежит и от меня, то кто ее вернет в школу? Что с ней будет? Вчера я заметила, что она с двумя девочками ходила возле гаражей». (Взрослые тут же поня­ли, что беспокоит Г. А. Гаражи — это известное в поселке место, где собираются «асоциальные элементы». Увидеть ребенка «у га­ражей» значило, что он попал в дурную компанию).

Первым откликнулся учитель рисования: «Знаете, а у меня нет с ней конфликтов. Правда, она пропускает иногда уроки, но не так часто. А когда бывает, рисует увлеченно и хорошо».

К чести большинства коллег они поняли тревогу Г. А., даже стали перечислять достоинства Тани и вспоминать ее хорошие поступки. Лишь один учитель упрямо твердил: «Пусть ее родите­ли воспитывают, а мне нужно, чтобы она на уроки ходила и до­машние задания выполняла».

Г. А. не стала на это возражать. Когда коллеги начали возму­щенно отчитывать упрямца, убеждая, что нельзя быть таким бес­сердечным к ребенку, она остановила перепалку и просто сказа­ла: «Давайте подумаем, кто чем может помочь Тане».

Каждый попытался что-то придумать. Но об одном варианте стоит рассказать особо. Учительница литературы, признанный авторитет среди детей, особенно старшеклассников, руководит школьным театром. «Театралам» тайно завидует вся школа: во-первых, спектакли пользуются успехом. Во-вторых, главные ге­рои, спустившись с театральных подмостков, продолжают оста­ваться «героями» и в жизни: в школе их все знают, они пользуют­ся своей славой и вне спектаклей. В-третьих, среди «театралов» настоящее братство — у них дружная компания, они своих в оби­ду не дают. В-четвертых, среди «театралов» есть и обидчицы Тани, которые не позволяют ей лидировать в классе.

Учительница литературы предложила занять Таню в спектак­ле и, воспользовавшись своим авторитетом, попытаться подру­жить девчонок: «Во всяком случае, я смогу показать им, как не­красиво они ведут себя, когда так заносчиво обращаются с Таней. Тем более что на уроках я тоже смогу контролировать ситуацию».

В конце разговора коллеги поставили одно условие Г. А.— сделать так, чтобы Таня школу не пропускала. Г. А. с радостью пообещала сделать все, что в ее силах.

Г. А. разработала тактику: изменила свой привычный марш­рут от дома до школы. Теперь по утрам она шла по улице, где

159


живет Таня. Благо здесь живет много детей из ее класса. Они уго­ворились, что будут встречаться все вместе на углу, возле поворо­та к школе. Г. А. объяснила это детям просто: «Я классный вос­питатель, и в мои обязанности входит контроль за вашим посе­щением. Но мне некогда каждый день ходить по утрам в школу: у меня ведь не всегда первые уроки. Я иду по делам, а заодно и вас встречаю. Если кто-то заболел или что-то случилось, сразу вид­но: человек не пришел в условленное место. Опять же далеко не надо ходить — зайду домой и узнаю в чем дело.

Расчет Г. А. был правильным. Мама и бабушка вовремя вы­проваживали Таню из дома в школу, и Тане оставался только один путь, а там ее обязательно встречали ребята из класса и Г. А.

Так Таня лишилась возможности пропускать занятия. Теперь учителя воздерживались от лишних замечаний в ее адрес, но не забывали похвалить, если она того заслуживала. Особенно Тане было спокойно на уроках литературы. И хотя «лидерши» все рав­но не во всем соглашались с ней, но случалось, что мнение Тани поддерживала учительница, и тогда его признавали все. Было видно, как это окрыляло девочку.

Пример с Таней показал, как учителя, используя все, что есть хо­рошего в Тане, помогли ей опереться на свои «я же могу!» и открыли (разблокировали) путь к успешности, повысили ее самооценку. А Г. А. успешно использовала и тактику «защиты», и тактику «помощи».

Необходимо заметить, что никто не снял требований к Тане — по­сещать школу и хорошо учиться, просто педагоги пошли на компро­мисс (а точнее, сделали верный профессиональный выбор). Они дого­ворились «временно» не замечать промахи Тани. Снять угрожающее «должна». Они захотели обнаружить и поддержать то, что она может. А то, чего «не может», заблокировать собой — своим взрослым уме­нием преодолевать вместе с девочкой преграду, но так, чтобы она этого даже не почувствовала (позиция «буфера»).

Г. А. очень старалась, чтобы ни Таня, ни другие дети не подумали, что классная руководительница не доверяет Тане и потому приходит каждое утро на их улицу. Все должно было быть правдиво, и было правдиво. Действительно, Г. А. после того, как подходила к школе, прощалась с ребятами и шла по своим делам, а если кто-то не прихо­дил на условленное место, они все вместе обязательно подходили к крыльцу дома, и классный воспитатель узнавал, что случилось. Это позволяло оперативно решать, кто зайдет к заболевшему, передаст домашние задания, новости школы, привет от друзей.

Да и у педагогов благодаря тактике «помощи» появился совмест­ный интерес — они сообща думали, как помочь Тане. Вместе радова-

160


лись ее (а значит, и своим) удачам. Педагогам самим было интересно помогать Тане. Помогая девочке, они незаметно помогли и себе. Кон­фликты с Таней явно пошли на убыль. Г. А. с удовлетворением отме­тила, что даже коллега, который так и не признал помощь Тане «сво­им делом», стал немного мягче с ней. Объективно поубавилось пово­дов для его недовольства Таней, прежде всего потому, что она не пропускала уроков. Способная от природы, она быстро понимала и запоминала то, что необходимо.

Так постепенно из «проблемной» девочки Таня превратилась в такую, как все. И даже чуть-чуть лучше, поскольку теперь она стала членом театрального кружка, а об этом в школе многие мечтают. Прав­да, ей еще требовалась педагогическая поддержка, но по другому по­воду и в другой тактике.







Методологический практикум

Попытаемся в описанной ситуации выделить структуру деятель­ности педагога. Ведь для анализа важна не сама ситуация как таковая, поскольку в точности она никогда не повторится, а то, с каких пози­ций, во имя каких целей и как осуществлялась профессиональная де­ятельность. Задавая себе эти вопросы и отвечая на них, можно сфор­мировать методологический взгляд на проблему и осуществить про­фессиональную рефлексию педагогической деятельности.

Это можно сделать, выполнив следующие задания:

1) Еще раз прочтите внимательно рассказ о Тане.

2) Выделите цели, которые ставил перед собой классный воспита­
тель.

3) Какие позиции занимала классный руководитель в разрешении
этой ситуации? Охарактеризуйте каждую из них.

4) Определите, какие педагогические действия осуществляла Г. А.,
находясь в той или иной позиции.

5) Каким образом Г. А. реализовывала тактику «защиты»? Аргу­
ментированно докажите, почему эти действия относятся к «защите»?

6) Каким образом осуществлялась тактика «помощи»? Аргумен­
тируйте свое мнение.

7) Как могла сложиться ситуация Тани, если бы ей не была оказа­
на педагогическая поддержка?

8) Как могла сложиться ситуация, если бы коллеги отказались со­
трудничать с Г. А.?

9) Почему от порицания Тани педагоги перешли к помощи ей?

161


Иногда тактика «помощи» осложняется тем, что ребенок имеет серьезные внутренние проблемы с собственным «я». Он настолько боится себя и окружающих, что ему, вероятно, требуется более ква­лифицированная помощь по разблокировке его возможностей. Опыт­ный школьный психолог — это тот человек, который может помочь педагогу.









Дата: 2019-12-10, просмотров: 263.