До недавнего времени считалось, что человек, вовлеченный в профессиональную деятельность, испытывает трудности в работе исключительно потому, что у него не хватает каких-то знаний, умений и опыта. Однако исследования, предметом которых являлось педагогическое общение, доказывают, что иногда, приобретая опыт, учителя теряют навыки общения с ребенком. Более опытные учителя зачастую совершают незаметную для себя подмену: их общение приобретает черты стереотипного поведения. В их суждениях о детях чаще, чем в суждениях молодых учителей, встречаются высказывания усредненного, общего характера: «Поверьте мне, я-то уж их знаю!», «Этот Вася наговорит. Слушайте его больше! Они в этом возрасте все хитрые!», «С ними надо построже!»
Реакция педагога на то, что воспитанники говорят или делают, может быть различна: от полного принятия (положительные чувства) до полного неприятия (отрицательные чувства).
В зависимости от того, как учителя (воспитатели) принимают поведение детей, их можно условно разделить на «приемлющих» и «не-приемлющих».
«Приемлющие» педагоги считают в основном приемлемым поведение учащихся, гораздо менее склонны к осуждению, гибки. У них более высокая степень терпимости, меньше потребность навязывать свое представление о правильном и неправильном. Обычно такие люди проявляются как приемлющие во взаимоотношениях со всеми остальными.
«Неприемлющие» устанавливают высокие стандарты для своих воспитанников (учеников); у них жесткое представление о правильном и неправильном. Они полагают, что любая критика помогает воспитанникам избавляться от недостатков, слабостей.
Принятие или неприятие другого таким, каков он есть,— вот одна из ключевых проблем тактики «помощи».
Если внимательно понаблюдать за «приемлющими» и «неприем-лющими» педагогами, можно увидеть, что они говорят с ребенком по-разному — языком принятия и языком неприятия.
172
Язык принятия — это прежде всего доброжелательный взгляд сочувствующая, приободряющая улыбка. Для этого языка характерны кивки в знак согласия, спокойный тон, рассуждающая интонация. Общаясь таким образом, педагог всем своим видом дает понять, что человек, ребенок, с которым он общается, приятен ему Исследователями обнаружен поразительный эффект языка приня тия: он побуждает собеседника говорить о своих проблемах, решать их.
Язык неприятия — осуждающий взгляд, ироническая, саркастическая улыбка. Назидательный, наступательный тон, «жесткая» мимика лица: сдвинутые брови, «колючие» глаза. Язык неприятия сообща ет человеку, что он в чем-то провинился, он плохой, чего-то недо стоин, общение с ним не доставляет особого удовольствия. Почва, на которой произрастает такое общение, сильно удобрена оценками, осуждением, выговорами.
Многие педагоги считают приятие чем-то пассивным, полагают, что если принимать ребенка таким, каков он есть, то он как бы застынет в нравственном развитии. Нелишним в этой связи напомнить мудрость: «Говорите почаще человеку, какой он плохой, и он наверняка станет плохим».
На каком языке все же легче говорить? Если педагог выбирает язык неприятия, то он рассчитывает, что измениться должен лишь тот, кому адресовано неприятие, т. е. изменениям вынужден подвергать себя ребенок. В другом — педагогу приходится на самом деле выступать человеком, принимающим ребенка. Если в конкретных обстоятельствах что-то мешает общению педагога с ребенком, то педагог должен искать причину этого прежде всего в себе.
Важно учесть, что если педагог только старается испытать приятие, а на самом деле раздражен, то эта «игра» может навредить в первую очередь ему самому. Следует помнить, что всегда есть возможность извиниться за свою вспыльчивость, недоверие к тому, кто стал их адресатом.
Обратите внимание на «эхо воспоминаний». Научитесь ловить его! Иногда захваченный неприятными воспоминаниями (что-то произошло дома; накануне урока кто-то испортил настроение), педагог, не замечая того, переносит свое состояние на окружающих. И вот разговор с классом начат в повышенном тоне (сказалось «эхо воспоминаний»). Затем следует вопрос: «Кто пойдет отвечать?» Желающих нет (кому хочется попадать под горячую руку?).
173
— Что? Никто не знает! — педагог уже едва сдерживает раздражение.
Частенько в таких случаях вскоре происходит «разрядка» — накричал, обвинил и... успокоился, однако нанес незаслуженную обиду другим.
Обычно человек, не осознающий, как на него действует неприятная ситуация и как он реагирует на нее, находится в плену эмоций, сиюминутного настроения. И делает такими же пленниками окружающих. «Человек настроения», как правило, себе прощает больше, чем другим, оценивает людей и события в зависимости от собственного состояния (хорошее настроение — позитивные оценки, и наоборот).
Не секрет, что характер человека в полной мере проявляется в общении. Очень многое в нашей способности правильно настраиваться на другого человека зависит от знания самих себя. Н. Г. Чернышевский по этому поводу заметил: «Кто не изучал человека в самом себе, никогда не достигнет глубокого знания людей».
Реализуя тактику «помощи», все участники имеют уникальную возможность «потренировать» свои возможности в принятии другого; познать себя и других через эту способность; обнаружить нравственную ценность принятия и поддержки человека могущего, т. е. такого, каков он есть в свободной зоне своей активности.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Задание на самопознание.
Попробуйте заняться самонаблюдением, чтобы уяснить, какова ваша собственная зона «принятия — неприятия» другого человека, от чего зависит изменение ее грании.
Для выполнения этого задания важны несколько условий:
оптимистическое отношение к себе («Если я захочу, у меня получится»);
здоровая самооценка («Я смогу только то, что смогу. Но даже это даст мне возможность быть лучше»);
нацеленность на ребенка;
аналитический подход к собственному опыту общения (умение устанавливать причинно-следственные связи собственных поступков).
Возможно, в этом размышлении над собой вам поможет выполнение следующего задания на сравнительный анализ.
2. Задание для сравнительного анализа.
Письменно ответьте на следующие вопросы:
а) Что в ребенке вы готовы принять безоговорочно?
174
б) Что в ребенке вы готовы принять, но при условии,
если... (напишите в одной колонке, что вы принимаете, в
другой — условия, при которых вы это принимаете)?
в) Что в ребенке вами безоговорочно не принимается?
Лучше, если это задание вы выполните адресно, т.е.
имея в виду конкретного ребенка. Для сравнения возьмите трех человек: одного, который вам наиболее симпатичен, другого, вызывающего скорее нейтральные чувства, третьим должен быть ребенок, наиболее вас раздражающий.
3. Обобщите ваши размышления:
а) Есть ли что-нибудь общее в том, что вы безогово
рочно принимаете в детях, несмотря на различные чувства,
испытываемые к каждому?
б) Какие условия и кому (себе или ребенку) вы ставите
в качестве гарантии принятия ребенка?
в) Есть ли что-нибудь обшее в вашем неприятии де
тей?
4. Прежде чем приступить к коррекции собственного
поведения, обратите внимание на следующее:
а) Хорошее настроение — почти гарантия развития
нормальных отношений с другими.
б) Последите за своим здоровьем. Если у человека что-
то болит, ему необыкновенно трудно сосредоточиться на
чужих переживаниях.
в) Усталость — бич педагогов (и учеников!). Уставший
человек имеет низкий порог реагирования на звуки, запахи,
действия других, не совпадающие с собственными ожидани
ями.
5. Понаблюдайте за собой во время перемен:
а) Рационально ли вы тратите силы?
б) Используете ли перемену, чтобы отдохнуть или что
бы «зарядиться» новыми проблемами?
ЛИТЕРАТУРА
Зуева Т., Михайлова Н. Преодоление «синдрома адаптации» // Директор школы. 1997. Спецвыпуск № 2.
Кислинская Т. Опыт истинно человеческих взаимоотношений // Директор школы. 1997. Спецвыпуск № 2.
Немое Р. С. Психологическое консультирование. М., 2000.
Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования. М., 2000.
Психология с человеческим лицом (гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. М., 1997.
Селевко Г. К. Руководство по организации самовоспитания школьников // Школьные технологии. 1999. № 6.
175
Глава 6
Дата: 2019-12-10, просмотров: 260.