Профессиональное кредо тактики «содействия»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Кредо тактики «содействия»: ребенок, имея объективную возмож­ность выбирать, должен стать субъектом выбора. Педагог содействует ребенку в преодолении страха перед неизвестным. Педагог, целена­правленно создавая условия для развития способностей ребенка со­вершать выбор, содействует расширению его субъектного опыта.

Нередко возникают ситуации, когда ребенок может разрешить проблему более успешно, но не делает этого. Объективно для этого

176


нет преград, которые он не мог бы преодолеть, но субъективно ребе­ нок не хочет (или ему кажется, что не может) выходить за привыч­ ные способы действия, которые гарантированно приносят ему неко­ торую успешность. Так «не хочет» или «не может»? — вот в чем воп­рос. Если ребенок сможет найти на него однозначный ответ, значит, он самоопределился в проблеме. Теперь дело только за проектирова­нием деятельности по ее решению.

Взрослым хотелось бы, чтобы процесс самоопределения поскорее завершился однозначным целеполаганием. Действительно, если бы ребенок оказался «одержимым» выбранной целью, тогда, невзирая ни на какие «соблазны жизни», он шел бы прямой дорогой по наращива­нию способностей для реализации этой цели. А педагог с удовольстви­ем создавал бы ему условия для самореализации: почему же не по­мочь ребенку, если цель хороша!

Недооценка педагогами значимости процесса самоопределения как условия, в котором ребенок наращивает способности ответствен­но осуществлять выбор, приводит к тому, что взрослые совершают не­заметную подмену «свободы выбора» «необходимостью выбора».

Свобода выбора состоит в том, что ребенок, осознанно выделяя предмет выбора, сам решает: выбирать это или нет.

Необходимость выбора состоит в том, что ребенок не имеет воз­можности сказать: «Нет, ни под каким предлогом я этого выбирать не буду!» В этой ситуации отказ от выбора равен признанию ребен­ком, что наказание за «несовершенный выбор» неотвратимо. От ди­апазона вариантов выбора зависит и диапазон «мнимой» свободы выбора.

Например, ребенок хочет учиться в лицейском классе, пото­му что там учатся все его друзья. Но ему объявляют, что по «уров­ню способностей» ему лучше учиться в классе для «нормальных, неодаренных». «Но я хочу в лицейский!» — «Там тебе будет пло­хо!» — сочувственно заявляют ему взрослые.— «Мне с друзьями хорошо. Я не хочу в другой класс!» — «А мы с такими оценками тебя в лицейский класс взять не можем! Выбирай!»

Что и как должен выбирать в этой ситуации ребенок? Что бы ни говорили взрослые о том, что в их школе существует возмож­ность выбора «различных траекторий образования», для этого конкретного ребенка нет выбора. Это за него выбирают, а точнее его «дифференцируют» ему же во благо. А он не принимает этого «блага», поскольку форма «свободы выбора», предоставленная ему, существует в его опыте и сознании как форма подавления его «хочу», игнорирование его подлинного интереса.

177


Реализуя тактику «содействия», педагог в качестве главной обра­зовательной ценности сохраняет для ребенка условия, при которых он познает истинный смысл самоопределения как свободы и ответствен­ности за собственный выбор.

Для педагога, принимающего тактику «содействия», не существу­ет «сверхцели» в виде обязательного появления у ребенка на данном этапе деятельности вместо активности. Известно, что цель — это обя­зательство человека перед самим собой ее выполнить. Однако каким образом возникает это обязательство?

1) Обязательство человека может появиться в форме «послания» от других людей. В этом случае ребенок воспринимает его следую­щим образом:

а) Ты должен это сделать. Если ты это сделаешь, то мы... Выби­
рай!

б) Ты должен это сделать, но если ты не сделаешь, то мы... Выби­
рай!

По сути, это классическая ситуация договора на условиях «ты — нам, мы — тебе». Иногда такой договор представляется ребенку лишь как условие «из двух зол выбрать меньшее», но ему хотелось бы вооб­ ще не выбирать зло для себя, в какой бы мере оно ни было ему пред­ ставлено.

Ребенок стремится «перевести» эту ситуацию в более удобную (и безопасную) «ты — мне, я — тебе». В этом случае у него есть некий «зазор» свободы, он имеет право первым оценить действия другого по отношению к себе, а уже потом действовать в ответ. Это дает ему не­большую возможность для маневра. («Вы забыли дать домашнее зада­ние, поэтому я его не выполнил» («Хотя мог бы, конечно, и напом­нить, если бы захотел».) «Вы отругали меня за плохое дежурство. Я вообще дежурить не буду!» («Правда, половину из того, что нужно сделать, я действительно не сделал. Да и не хотел делать!»)

В условиях «ты — нам, мы — тебе» ребенок априори первым по­падает под оценку. Известно, что именно внешняя оценка, боязнь ее, невозможность преодолеть и переступить ее является не только бла­гом для ребенка, которое объективно содержится во взрослом контро­ле и опеке, но и злом, если он всю жизнь собирается оставаться опека­емым. Такая установка и такой образ жизни опасны, поскольку, ли­шившись «опекуна», человек остается психологически (и как следствие — социально и личностно) беспомощным. Если он усвоил механизм «перевода» ситуации «ты — нам, мы — тебе» в ситуацию

178


«ты

мне, я тебе», то, возможно, он овладел позицией «манипу­лятора» и имеет богатый опыт ее использования.

2) Обязательство человека может появиться от самого себя вследствие поиска, раздумий (возможно, как следствие ошибок, реф­лексии «горького опыта»). В этом случае послание «самому себе» мо­жет быть предъявлено следующим образом:

а) Я должен сделать это, иначе я не добьюсь того, чего хочу;

б) Я должен сделать это, даже если пока я этого не могу;

в) Я должен сделать это, потому что это моя цель!
Единственное и непременное требование, которое педагог

предъявляет к ребенку в тактике «содействия»: «Ты всегда можешь со­вершить выбор — попробуй проверить себя!»

Кредо тактики «содействия» не противоречит общей целевой на­правленности педагогической поддержки — создать условия для вы­ращивания в ребенке субъекта жизнедеятельности.

Субъект не возникает из «ниоткуда» и не возникает из «деятельно­сти». Человек «сам из себя порождает» субъекта в процессе самоопре­деления, определяя свое отношение не только к тому, что он выбира­ет, но и как он выбирает, кем считает и утверждает себя среди людей.

Этот выбор не только «умозрительный». Он происходит среди дру­гих людей и затрагивает их чувства, интересы, права, поэтому ребе­нок имеет возможность «самоиспытать» себя в реальных условиях жизни и, желая получать условия для самореализации, порой оказы­вается в условиях самоопределения.

Самореализация представляется в данном контексте как успеш­ное движение ребенка в разрешении своей проблемы в опоре на свои имеющиеся «могу». Он может не замечать, что часть его успеха содер­жится в тактичной и незаметной помощи, которую ему оказывают окружающие. (Даже если они при этом ничего не делают, а просто не препятствуют делать то, что он хочет, и то, что он может. Эмоциональ­ная поддержка тем более «умножит силы» ребенка. («Не бойся, мы с тобой! Мы за тебя!») В результате появляется уверенность в себе.

Самоопределение это попытка найти и самому признать правильной и верной единую линию своего поведения в условиях мно­ жества «я хочу», каждое из которых претендует на единственно правильное и верное, но при этом находится в столкновении (про­ тиворечии, конфликте) с другими «я хочу». Выбирая между своими «я хочу», человек выбирает для себя самого свое единственное «я достойное».

179


Так через самоопределение человек обретает условие становиться распорядителем собственных душевных сил, а значит, обретает чув­ство ответственности за свое «я достойное». Однако в отличие от ре­зультата (обретает «я достойное») процесс обретения не представля­ется однозначным, прямолинейным, уверенным. Это путь обретения через сомнение — самый мучительный и конфликтный для человека, это траектория его движения, которую он прокладывает не только в пределах знаемого, а потому с большей вероятностью прогнозируемо­го. Любая ситуация, которая «построена не так, как хочется» и реша­ется «не так, как можется»,— это то неизвестное, которое человеку необходимо освоить, и стать кем-то в этом освоенном.

Например, выпускник школы предполагал (и даже был уве­рен), что сдаст вступительные экзамены в вуз. Однако задача по­палась трудная, нужная формула сразу на ум не пришла, он раз­волновался и в результате не прошел по конкурсу. Что делать? Как самоопределиться в этой ситуации? Куда двигаться дальше? В другой вуз не хочется. Работать — кем? где? за сколько? За маленькую зарплату — не имеет смысла, времени жалко. Боль­шую зарплату никто не предлагает, а если и предлагают, то этого делать не хочется. Идти в армию — вообще нет никакого смысла. Как-то «вдруг» получилось, что в одну минуту еще недавно уве­ренного в себе и своем будущем юношу «обступили» все его «я не хочу» и «я не могу». Нет только необходимой и спасительной для него точки: «Я должен». Это точка его цели, а ее нет. Чтобы ее найти, нужно самоопределиться.

Как? Что это такое?

Разве это было не самоопределение, когда старшеклассник шел в вуз по собственному желанию и, казалось, по призванию, кото­рое он давно в себе чувствовал («с 6-го класса мечтал стать хими­ком — и вот тебе!»? Конечно, именно до точки «провала в вуз» ребенка (подростка, юношу) вела вперед его цель — «Я хочу, меч­таю стать химиком». Это был его ориентир. Не каждый день он соотносил свое движение с ним, иногда отклонялся (бывало даже не делал домашнее задание по химии, а убегал играть в футбол), но, отклонившись, всегда «выправлял» свое движение по жизнен­ным ситуациям в соответствии с этим ориентиром (т. е. не терял направления и упорства в достижении поставленной цели).

Теперь в этой злополучной точке был потерян устойчивый ориентир. До тех пор пока он не будет путем мучительных (или не очень) поисков найден, целенаправленный путь невозможен. Но и остановка тоже невозможна! Жизнь не стоит на месте, и человек в ней все равно что-то делает. Но важно, кем он себя в это время представляет? Жертвой? Распорядителем своих душев­ных сил, возможностей? Если последним, то, оправившись от

180


эмоционального шока, старшеклассник начнет пробовать само­определяться — искать, обдумывать, выбирать и отказываться от разных вариантов. Жить не только мечтой, не только в мечте, но реальной жизнью и собой как ее устроителем — субъектом жиз­недеятельности.

Проблема ребенка, которую ему может помочь обнаружить и ре­шить педагог, используя тактику «содействия», не столько житейская, бытовая, сколько образовательная. Чтобы ребенок адекватно преодо­левал границы возрастного развития, ему необходимо наращивать спо­собности относиться к себе с позиции субъекта своей жизнедеятель­ности. Для этого ему необходимо освоить не только возможность вы­бора и его культурные формы, но и научиться осознавать себя человеком, свободно (а потому абсолютно ответственно) выбирающим, но это невозможно, если не позволять себе реально действовать в соответствии со своим выбором.

В.И. Слободчиков, характеризуя различные ипостаси, в которых происходит становление и развитие субъективной реальности, опре­деляет, что человек тогда является субъектом, когда он является носи­телем предметно-практической деятельности и распорядителем ду­шевных сил.

Соединяя в себе возможности и способности реально (предметно-практически) действовать и выбирать то, что считает для себя важ­ным, чем готов поступиться, он проявляет в этом одновременно себя, свой характер, свое отношение к другим, свое отношение к вещам. А в совокупности каждый день он выражает свое отношение к жизни, самоопределяясь и самореализуясь в ней.

Педагога, использующего тактику «содействия», отличает то, что он «не работает на будущее ребенка», «не определяет его будущее», он реально создает условия для того, чтобы ребенок, поспешая в буду­щее, в меру способности строил свое настоящее и управлял им. Не учился умозрительно фантазировать по поводу жизни, а жил, но при этом постепенно осознавал, что своей жизнью он постоянно делает выбор себя для себя.

6.2.1. Ребенок и педагог в построении договорного простран­ ства, или рефлексия практики осуществления тактики «содей­ ствия».

Если нет альтернативы, нет и условия для выбора. Если нет выбо­ра, значит, нет ни свободы, ни ответственности. Если нет ни того, ни другого, нет ни желаний, ни переживаний. Из этой цепочки «отривд-

181


ний» состоит возможный «логический» отказ ребенка от субъектной позиции.

Видеть и осознавать в жизни альтернативы означает понимать свои «хочу» — «не хочу» (свои желания) и осознанно выбирать из них. Если произошла ошибка, то можно ее исправить, «перевыбрать». Но если это невозможно, то появляется осознание, подтвержденное опы­том: не все и не всегда поддается «перевыбору». Но это не значит, что выбора нет вообще, просто нужно впредь учиться выбирать лучше.

Все эти «премудрости» жизненного опыта очевидны и банальны. Но переживания и личный опыт никогда не могут быть банальны — это уникальный жизненный путь, который пытается осилить ребенок, идущий по нему из прошлого через настоящее в неизвестность.

Собственно, рефлексия и осознание ребенком того, как он идет по этому пути, необходима не столько для констатации пройденного, сколько для осознания того, как и почему он не смог разглядеть тупи­ки, препятствия и ловушки на своем пути. Что делал, оказавшись в них. Повторил ли вновь эти действия, оказавшись в подобной ситуа­ции, а если нет, то почему? А как нужно было действовать иначе? А возможно ли было это сделать?

Оглядываясь назад, ребенок осознает свой опыт, двигаясь впе­ред — приобретает его. И так — на приобретении и осознании — он живет и учится жить одновременно.

Рефлексия от простого воспоминания о прошлом отличается тем, что ребенок обращается к своему прошлому как к предмету самоана­лиза. Если педагог пытается «организовать» для ребенка рефлексию и осознание его опыта, а он не испытывает в этом ни малейшей потреб­ности и желания, то все попытки педагога будут или встречать отказ (вежливый или жесткий), или имитацию согласия — «подыгрывание» педагогу в той «игре», которую он зачем-то устроил. («Что толку раз­мышлять после того, как все уже произошло. Ничего не изменишь».)

И обсуждать свое будущее со взрослым он не всегда намерен. А если и намерен, то только иногда, когда останавливается «на перекре­стке жизненных ситуаций» и не знает точно, куда ему идти.

Часто именно в этот момент ребенок пытается использовать педа­гога в качестве этакого «камня-путеводителя» (вещуна): «Направо пой­дешь — это найдешь, налево — это отыщешь, а прямо пойдешь — это обретешь. Выбирай из трех известных одно необходимое!».

Любому взрослому лестно, когда к нему обращается за советом ребенок, но прежде чем давать советы, нужно бы сразу предупредить

182


его: «Я только предполагаю, что все эти дороги ведут именно туда, куда я думаю. Не знаю точно, гарантий дать не могу. И никто не мо­жет. Выбор — это твой риск. Поразмышлять, поделиться своим опы­том, как это делается,— могу, а брать ответственность за твой вы­бор — не могу. Твоя жизнь, тебе и выбирать. Я всегда посодействую тебе в размышлении о твоем выборе. А может, чем-то и помогу, но об этом нужно договариваться тогда, когда такая необходимость у тебя возникнет. Ты расскажешь мне и поможешь понять, в чем причина, в чем суть твоих затруднений».

Педагог, используя тактики «содействия» и «взаимодействия», по­стоянно находится с ребенком в диалоге. Эта форма общения отлича­ется от любой другой тем, что является истинным, открытым общени­ем между двумя людьми, искренне заинтересованными друг в друге. В диалоге невозможно все время кому-то доминировать, принуждая другого двигаться в своей логике. Диалог — это не интервью и не доп­рос, это беседа-размышление двух людей, объединенных желанием добраться до сути того, что ищут.

В отличие от тактики «защиты» педагог не убирает с пути ребенка преграды, на которые он наталкивается или которые, сам того не ве­дая, себе создает. Педагог доброжелателен в общении с ним, но он допускает, что ребенку может быть эмоционально некомфортно тогда, когда он натолкнется на свою проблему и увидит, что решать ее не может, пока не подумает, не выберет способ решения и не попробует его реализовать.

Договор — это единственная страховка, которую реально может предложить педагог на этом уровне разрешения ребенком проблемной ситуации. Договор помогает педагогу самому не потерять необходи­мый уровень реализма и ответственности. Ни при каких обстоятель­ствах педагог не должен опускаться ниже той черты реализма, за ко­торой он, увлекаясь сам и увлекая ребенка в небезопасный путь обре­тения им права на свободу, не сможет гарантировать ему безопасность.

Педагогическая поддержка, как не раз подчеркивалось, действует в зоне реальных проблем ребенка. Риск педагога, приблизившегося к опасной черте вхождения в реальную жизнь ребенка, чтобы «сделать» из нее условие для «выращивания» в ребенке субъекта, велик. Педа­гог, рискуя сам, не должен переходить некую грань, когда он будет не в силах оказать реальную помощь ребенку, который, лишившись внешнего контроля, не справится с испытанием свободой. Провоци­ровать ребенка быть свободным, не снабдив его необходимыми

183


«средствами безопасности», равносильно тому, как если бы опытный альпинист увлек романтического юношу рассказами о красоте гор и тем самым спровоцировал его немедленно совершить самостоятель­ное восхождение.

Педагог через различные формы договора учит ребенка не только овладевать своей свободой, но и понимать, какой страховкой следует при этом пользоваться, показывает ребенку, как эта страховка осу­ ществляется. А если увидит, что ребенок вознамерился «идти без страховки», принимает меры по восстановлению необходимого уров­ня безопасности.

Пожалуй, образ альпинистов, совершающих совместный штурм вершины, наиболее адекватен для понимания сути тактики «взаимо­действия» и значения договора в ней. «В договорной связке» у педаго­га главная и основная функция — страховка свободного восхождения ребенка к вершине преодоления своей проблемы.

Прежде чем вступать с ребенком в договорные отношения, педа­гог «готовит», «тренирует» его через тактику «содействия» познавать «принципы» восхождения к своей проблеме и учит самостоятельно следовать им. В тактике «содействия» ребенок познает себя и свои способности обходиться без «буфера» и помощи, самостоятельно встречать свою проблему. А в «договорной связке» с педагогом может попробовать осилить то, что одному пока не под силу.

Тактики «содействия» и «взаимодействия» не могут применять­ ся в экстремальных условиях.

Если реальная проблема ребенка настолько остра и развивается столь быстро, что у педагога нет времени, чтобы развернуть ее в обра­зовательную ситуацию, ему ничего не остается делать, как действо­вать, словно пожарник на пожаре,— срочно локализовать своими си­лами «очаг возгорания». Здесь, скорее, адекватной окажется тактика «защиты». Но если педагог не хочет быть «вечным пожарником», он может исподволь, не доводя дело до неуправляемого кризиса, помо­гать ребенку учиться действовать осознанно и самостоятельно по от­ношению к собственной проблеме.

В главе, посвященной тактике «помощи», был приведен при­мер из опыта работы с проблемной ситуацией Тани. Продолже­ние ее истории дает возможность показать, как, сменяя одну так­тику другой, педагоги осуществляли педагогическую поддержку этой девочки. Сначала педагоги помогли ей преодолеть угрожаю­щую ситуацию, создав в школе комфортные для нее условия.

184


В дальнейшем Танины проблемы были другого рода, поэто­му требовались другие тактики поддержки.

Учительница литературы (О. Г.) сдержала слово: она помог­ла Тане стать членом театрального кружка (у Тани действительно были к тому неплохие способности). О. Г. тактично и целенап­равленно помогала ей проявить себя. Если возникали сложные си­туации во взаимоотношениях Тани и других ребят — «ветеранов» театрального кружка, О. Г. умело действовала с позиции «буфе­ра», защищая девочку и одновременно помогая ей. Таня вполне освоилась, ее заметили, ребята стали прислушиваться к ее мне­нию. Успех Таню окрылил, она стала более уверенной и раско­ванной. Но вскоре в кружке начали возникать мелкие и крупные стычки, которых раньше не было. В эпицентре этих стычек обыч­но оказывалась Таня. То она сама с кем-то ссорилась, то обостря­ла («раздувала») мелкое разногласие между ребятами, переводя его в конфликт, становясь непременной его участницей. Обычно она при этом выступала одновременно в двух ролях: «защитника обиженного» и «прокурора обидчика».

Учительница видела, что девочка каждый раз искренне хоте­ла сделать как лучше. Она никого не хотела специально поссо­рить и получить из этого какую-то выгоду — она затевала разби­рательства из «чистой, бескорыстной любви к справедливости». О. Г. постепенно убедилась, что у Тани есть какие-то свои усто­явшиеся представления о том, как ведут себя по отношению к другим «порядочные, справедливые люди» и «непорядочные, не­справедливые». Она просто стояла на страже «справедливости», хотя никто ее об этом не просил.

Любой пустяк она превращала в открытое, публичное разби­рательство. («Оля, как тебе не стыдно! Ты всегда выбираешь луч­шие костюмы, а Галке достается что попало! А в спектакле она старшая сестра Золушки, она должна быть лучше одета!» (Оля с Галкой втягивались в эту перепалку, все шумели, ссорились). Но эти ссоры быстро затихали. Ребята за три года пребывания в кружке подружились и быстро забывали ссоры. Обвиняемый и «жертва» вскоре мирились, а Таня оказывалась третьей лишней. Больше всех от «собственной справедливости» страдала сама Таня. Постепенно Таня ожесточалась. Ссоры уже происходили с теми, кто «предал» Таню. Она «вычислила» источник своих «не­счастий» — им оказалась Вика. Отношения девочек и до кружка были не простыми.

О. Г. удалось, пользуясь своим авторитетом, сдерживать Вику, у которой с Таней давно шла борьба за «лидерство». Тогда учи­тельница действовала в качестве «буфера» между Таней и Викой, а иногда даже с позиции «адвоката» Тани порицала Вику за то, что она, пользуясь своим авторитетом среди ребят, настраивает их против Тани.

185


Сейчас ситуация менялась. Было очевидно, что именно Таня пытается занять единственное (как ей казалось) место лидера, используя при этом не совсем «справедливые» приемы.

Как-то раз Таня в присутствии О. Г. сказала: «От этой Вики никакого толка! Она даже мачеху не может толком сыграть, а хо­чет быть Золушкой!»

О. Г.: Таня, а почему ты считаешь, что Вика не может сыг­рать роль мачехи? В прошлом году мы ставили «Морозко» — это была лучшая роль. Все ребята очень смеялись.

Т.: Она только уродин и может играть!

О. Г.: Здесь я с тобой должна согласиться. Роль красавиц все­гда играть легче. Это в любой книге по режиссуре можно найти. А вот насмешить людей — это большой талант. Шуты, клоуны, комедийные роли не каждому по плечу. Наверное, ты права, не нужно играть Вике Золушку. Все и так знают, что она красивая девочка, а вот что талантливая — пусть увидят все. Спасибо, что подсказала.

Т.: Ваша Вика всегда лучше всех! Она и так всем проходу не

дает!

О. Г.: Я не замечала, а что случилось?

Т: Ничего! Просто ненавижу ее и все!

О. Г.: Таня, ты любишь ходить в студию?

Т.: Да!

О.Г.: Тебе кто-нибудь мешает ходить в студию?

Т.: Нет, но не было бы этой Вики...

О. Г.: Расскажи, как она тебе мешает?

Таня начинает, сбиваясь и путаясь, рассказывать какие-то об­рывки историй, «происшедших» у них с Викой.

О. Г. спокойно (пассивно слушала помогала Т. высказать­ ся), но «неожиданно» заинтересовалась одной историей.

О. Г.: Так ты говоришь, Вика специально села рядом с Валей и начала обо мне плохо говорить? Да? (О. Г. точно, как эхо, по­вторила слова Тани.)

Т.: Да. И еще так ехидно смеялись.

О. Г. (откликается эхом): И еще так ехидно смеялись. Да?

Т.: Да!

О. Г.: А как ты поняла, что они смеются над тобой?

Т.: А что тут непонятного? Они как приходят, так и начинают надо мной смеяться.

О. Г.: Я правильно поняла — Вика и Валя, как только прихо­дят в кружок, сразу же начинают над тобой смеяться?

Т.: Нет, Валя была тогда. А Вика... (Тут опять долго повторя­ются те же истории, но уже с новыми деталями...)

О. Г.: Ой, я немного запуталась. Давай сначала. (Рисует и про­говаривает.) Вот пришла ты вчера вечером. Так?

Т.: Да, а она...


О. Г.: Погоди, а то я не успею. (Возвращает Таню к началу, вновь задает один и тот же вопрос.) Вот пришла ты вчера вечером. Так?

Т.: Да.

О. Г.: А где была Вика?

Т.: Она была на сцене.

О. Г.: И ты тоже пошла на сцену?

Т.: Нет. Я села в зале.

О. Г.: Так.

Пауза. О. Г. как бы вновь пытается вспомнить и не упус­ тить того, с чего все началось.

О. Г.: Ну и что было потом?

Т.: Потом пришла Ира.

О. Г.: Так. Пришла Ира.

Т.: Ой, ну при чем здесь Ира!

О. Г.: И я думаю, при чем здесь Ира?

Пауза. О. Г. ее «взяла» для того, чтобы исключить Иру как «ненужную» деталь.

О. Г. (опять возвращаясь к началу): Итак. Вот пришла ты вче­ра вечером. Так? Вика была на сцене. Что случилось потом?

Т.: Потом они с Валей стали меня обсуждать!

О. Г.: Потом они с Валей стали тебя обсуждать. Так. А Валя откуда взялась?

Т.: Да я же с ней рядом села! В зале.

О. Г. (рисует): Так. Вика на сцене, а Валя в зале с тобой ря­дом. Так?

Пауза. О. Г. специально «рисует» ситуацию так, чтобы было видно, что сцена и зал это отдельные пространства. Это важно: в одном пространстве Вика (одна), в другом Таня+Валя .

Т.: Да. И тут Вика сказала: «Чего ты там сидишь? Иди сюда!»

О. Г.: И тут Вика сказала: «Чего ты там сидишь? Иди сюда» (Рисует.) Валя пошла на сцену к Вике. Так. И что было дальше?

Пауза. О. Г. дает возможность Тане успокоиться.

Т.: Они стали шептаться!

О. Г.: Они стали шептаться. Так (рисует схематично фигурки Вики и Вали, а вдали — фигурку Тани) Так. И что?

Т.: Как что?!

Пауза. О. Г. ничего не говорит, но по ее лицу Таня может до­гадаться, что учительница действительно не понимает в чем дело.

О. Г.: А что тебе показалось странным? Девчонки всегда шеп­чутся между собой.

Т.: Да! Но не сплетничают!

Пауза. Поступила новая информация. О. Г. как бы подчерки­вает это.

О. Г.: А откуда ты знаешь, что они сплетничали?

Т.: Знаю.


 


186


187


188


О. Г. Я не возражаю, что ты знаешь. Но просто, как ты поня­ла, что они сплетничают?

Пауза, во время которой О. Г. мимикой усиливает этот воп­рос. Когда Таня пытается что-то ответить, О. Г. ее останавливает и начинает «понимать все сначала».

О. Г. (точно следуя своим записям-рисункам, указывая на них, сосредотачивая взгляд Тани на них тоже, «проводит» ее по «эта­пам» ее рассказа):

Я правильно поняла?

1) Ты пришла вечером в клуб на репетицию. Так?

2) Села в зале вместе с Валей. Так?

3) Вика позвала Валю. Так?

4) Они вдвоем стали о чем-то тихо говорить. Так?
Т.: И ехидно смеяться.

О. Г.: И смеяться. (О. Г. без запинки, как абсолютно незнача­щее «пропустила» слово «ехидно».) И что случилось?

Т.: Ничего не случилось!

Пауза. О. Г. дает остыть Тане, всем видом показывая, что не хотела ее обидеть.

О. Г.: Таня, ты напрасно сердишься. Я ведь действительно хочу понять, что произошло. Я хочу тебе помочь. Если девчонки тебя обидели, я с ними поговорю. Никто не давал им права ос­корблять другого.

Но я же не могу прийти и сказать: Вика, не зови Валю. Валя, не ходи к Вике. Вика и Валя, не смейте разговаривать друг с дру­гом. (О. Г. специально сосредотачивает Таню только на фактах, пропуская при этом ее комментарии, в которых Таня пыталась высказать свое отношение к происходящему, вольно интерпре­тируя все, что произошло. Учительница наглядно показывает, сколь абсурдными будут ее претензии к девочкам, если она выс­ тупит с ними в защиту Тани.)

Т.: А пусть они не смотрят!

Пауза. О. Г. дает понять, что она обдумывает новый аргумент Тани.

О. Г.: Согласна. Я, конечно, могу их попросить не смотреть в твою сторону. Но завтра репетиция, как же они могут на тебя не смотреть, если и ты, и они — вы все будете в зале? Как ты это себе представляешь? Я подхожу и говорю: «Не смотрите на Таню!»

Пауза.

Т.: Нет, Вы меня не понимаете!

О. Г.: Может быть, но я стараюсь понять. Помоги мне. Мо­жет и я помогу тебе. Что ты хочешь, чтобы Вика сделала?

Т.: Я не хочу, чтобы она воображала!

О. Г.: Таня, я же спрашиваю не о том, чего ты не хочешь, я спрашиваю о том, чего ты хочешь?


Этот вопрос застал Таню врасплох: она знала, чего она не хо­чет, но ей трудно было сказать, чего же она на самом деле хочет от Вики.

Учительница не торопила Таню. После небольшой паузы, ког­да было очевидно, что Таня пока не готова отвечать, учительница сказала: «Ну хорошо. Знаешь, мне нужно бежать. Мы тут с тобой заболтались, а мне еще нужно целую кучу тетрадок проверить».

Т.: Можно помогу?

О. Г.: Давай.

(Больше в этот и последующие дни разговор о Вике не воз­никал. Казалось даже, что наступило некоторое «перемирие».)

Рассмотрим на примере этой ситуации технологию организации тактики «содействия».

1)Была конкретная ситуация, которую Таня воспринимала как свою проблему: ей мешала Вика, из-за нее у Тани не складывались отношения с другими ребятами.

2) О. Г., давно наблюдавшая за тем, что происходит с девочкой и как она ведет себя в различных ситуациях, обнаружила, что Таня на­талкивается на одну и ту же проблему: она хочет и может быть лиде­ром (беспроблемно) лишь тогда, когда с ней все согласны и действуют в соответствии с установленными ею правилами. Любое отклонение от этих правил она замечает и оценивает, а затем публично, не сомне­ваясь в своей правоте и справедливости, занимается воспитанием сверстников.

Но постепенно стали накапливаться факты, подтверждающие, что ее «воспитательная деятельность», ее жесткая позиция долговремен­ного эффекта не дают. Если бы для Тани не было столь важно лидер­ство, она бы не стала вновь «наступать на те же грабли». Однако де­вочка, несмотря на то что сама страдала от одиночества, следовавше­го за ее «воспитательными демаршами», продолжала упорно их совершать.

Почему?

Наблюдая, педагог увидела, что Таня не умеет вести себя в ли­дерской позиции, не подавляя других. Она подавляла других не пото­му, что хотела над ними возвыситься, а потому что не владела дру­ гими способами предъявления своих убеждений.

Беседуя, педагог:

утвердилась в своих предположениях;

поняла, что Таня своей проблемы не осознает. Она остро пережи­вает происходящее с ней, но выход, который она «обнаружила», пыта-

189


ясь избавить себя от переживаний, не налаживал отношений с ребята­ми. Таня упорно шла вперед к тому, чего больше всего боялась,— к разрушению значимых для нее отношений с ребятами из театрального кружка;

поняла, что Вика здесь абсолютно ни при чем. Идти по пути при­мирения девочек — это то же, что тушить пожар огнем.

Поняв, педагог решила использовать Танины способности логи­чески и здраво мыслить и повернуть их на решение самой же Таней своей проблемы.

Решив, определила тактику и стала действовать, исходя из ло­ гики содействия и конкретной ситуации:

на определенных этапах разговора с Таней очевидно для девочки шла за ее логикой, не противясь Тане. Наоборот, О. Г. предоставила все доказательства, что пытается понимать и понимает Таню. От­ крыто просила Таню помочь понять, делала вслед за Таней «необхо­ димые уточнения»;

в определенный момент О. Г. «предъявила» Тане все то, что она говорила. И спросила: «Чего же ты хочешь?»

Действуя в логике и адекватно ситуации, достигла цели: Тане стало очевидно, что она знает, чего не хочет. Это был первый резуль­ тат, к которому стремился педагог,Таня вышла в рефлексивную позицию по отношению к своим «я хочу» и ничего там не обнаружила.

Достигнув цели, педагог «передал ответственность» Тане: ты сама себе должна ответить на вопрос: «Чего же ты хочешь?»

Передав Тане ответственность, педагог оставил ей возможность обратиться за поддержкой: «Я готова тебя выслушать и помочь».

О. Г. и девочка не вступили в отношения договора, но им удалось вместе подготовить необходимые условия для возникновения между ними договора. Их совместными усилиями было подготовлено дого­ворное пространство, в котором:

1) Есть люди, которые друг другу доверяют;

2) Есть люди, которые понимают, что для того чтобы договаривать­
ся, нужно точно знать, ради чего это делается;

3) Они умеют действовать в проблемной ситуации — выходить за
ее рамки, анализировать и осмысливать ситуацию;

4) Каждый из них теперь имеет опыт «объяснения себя» другому;

5) Таня поняла, что то, что кажется вначале простым и ясным, на
самом деле оказывается, если подумать и разобраться, совсем не та­
ким простым и ясным;

190


6) И еще Таня поняла, что нельзя помочь человеку, который сам не знает, чего он хочет.

Этот новый опыт Таня обрела благодаря содействию педагога, ко­торый помог ей думать; сдерживать эмоции; отвечать на вопросы, обращенные к ней; не юлить и не врать; управлять ситуацией; сле­ довать просьбам другого, не упорствовать в утверждении того, чего на самом деле не было,смогла избежать повторения старой ошиб­ ки. А это значит, что Таня смогла вырастить из себя «новую Таню», которая уже чуть-чуть отличается от той девочки, которая пришла к педагогу с единственной целью — «убрать ненавистную Вику, сто­ящую поперек» дороги, ведущей Таню к признанию ребят.

Вскоре возникла новая ситуация, в которой Таня столкнулась с иными обстоятельствами.

О.Г. вновь избрала в качестве педагогической поддержки так­тику «содействия». На этот раз сценарий разворачивался следую­щим образом.

Таня была ответственная за приглашение администрации школы на спектакль. Она не сделала это вовремя. В результате на спектакль не пришла завуч, а ребятам очень хотелось, чтобы стро­гая М. И. на спектакле присутствовала.

На следующий день ребята спросили М. И., почему она не пришла. «Я поздно об этом узнала и не смогла договориться». Естественно, всем было обидно, что из-за Тани не пришла на спектакль М. И. Разгорелась ссора.

Самым ретивым обвинителем была Вика.

О. Г. опять столкнулась с ситуацией «Таня—Вика». И опять Таня сама спровоцировала разговор, обращаясь к О. Г.

Т.: Я никогда Ирке этого не прощу! Она — и вашим, и на­шим! Как что, так ко мне! А здесь вместе с этой Викой на меня напала!

О. Г.: Давай оставим Иру в покое и поговорим о тебе. Что случилось?

Т.: Они все накинулись, будто я нарочно М. И. не позвала!

О. Г.: А кто тебе сказал, что ты это сделала нарочно?

Пауза. Таня молчит. Видно, что побаивается с ходу предъяв­ лять обвинения. Сказывается прежний опыт разговора по по­ рядку.

О. Г.: Значит, никто тебя не обвинял, что ты это сделала на­рочно?

Т.: Нет. Но они кричали...

О. Г.: Действительно, зрелище неприятное. Они кричали, а ты что?

Т.: Я тоже... Но я же не хотела! Я нечаянно забыла!

191


О. Г.: Так ведь никто тебе и не говорил, что ты это сделала нарочно. Как ты думаешь, а ребята нарочно кричали на тебя? Они нарочно хотели тебя обидеть?

Т.: Нет. Им самим было обидно. Мы все хотели, чтобы М. И. пришла на спектакль.

О. Г.: Так. Они кричали не нарочно, а от обиды, что М. И. не пришла. Так?

Т: Да.

О. Г.: С ними понятно. Конечно, обидно. Я тоже, если чест­но, очень ее ждала. Ты же знаешь, у Сергея с ней конфликт. Он ведь на репетицию удрал с ее урока. Может быть, она и простила бы его, если бы увидела, как он здорово играл. Как ты думаешь, простила бы?

Т.: Да... Что мне теперь делать? Ребята меня, наверное, не простят?

О. Г.: Не знаю. А ты как думаешь?

Т.: Не знаю. Я бы, наверное, не простила... Столько все гото­вились...

О. Г.: Ну, дело, конечно, малоприятное. Но, может, есть ка­кой-нибудь выход?

Т.: Не знаю... Может быть, Вы...

О. Г.: Таня, я могла бы, конечно. Но ты представь. Если бы Вика такое сделала, а я бы пришла за нее просить. Что бы ты сделала?

Т.: Я бы сказала: пусть сама извиняется! Почему Вы за нее должны! Мне что теперь извиняться нужно?

О. Г.: Не знаю, Таня. Здесь я тебе не советчик. Такие вещи человек сам за себя решает. Считаешь, что нужно извиниться,— извиняйся. Считаешь, что не нужно,— не извиняйся.

Т.: Да, я приду, а Вика...

О. Г.: Ты вначале по поводу себя реши. А потом уже по пово­ду Вики думай. Танюша, ты извини. Мне нужно сейчас идти. Да и тебе, я думаю, лучше сейчас побыть одной. Подумать. Если что, приходи. Помочь здесь я тебе, конечно, ничем не смогу. Но если нужно что-то обсудить — пожалуйста.

Мы специально привели эти большие диалоги вместе. Очевидно, что при первом разговоре О. Г. удалось зафиксировать в сознании де­вочки, как можно рассказывать о том, что случилось. Учитель наме­ренно, как «эхо» Тани, отзывалась на Танин рассказ, «игнорируя» по­яснения, рассуждения, предположения Тани на этот счет. О. Г. мето­дически из ситуации вычленяла фактическую (видимую) сторону действий: «Пришла. Села. Стали говорить.» и т. д.

О. Г. не давала Тане отвлекаться и фантазировать. Тепеть Таня видела не достроенную ею самой ситуацию, а то, что происходило на самом деле. В этой неявной и очень запутанной истории О. Г. трудно

192


было показать Тане ее саму, потому что она хотела видеть только Вику. Во второй ситуации «спрятаться» за Вику уже не удалось. О. Г. не по­зволила Тане «спрятаться» и за собой.

О. Г. дала возможность Тане увидеть себя со стороны и увидеть себя как человека, который не мог преднамеренно сделать плохо другим.

Таня «отразила» сама себя в Вике — как человека, непримиримо­го с проступками другого. («Я бы не простила».) Таня смогла увидеть себя и на перепутье: с одной стороны, можешь потерять уважение ре­бят. С другой — извиниться за свой поступок нужно, но тогда «спра­ведливая, но такая неприятная Вика» может сказать что-то обидное. Обидное, но справедливое. Принять «Вику справедливой», т. е. рав­ной себе, Тане было сделать труднее всего. Это О. Г. понимала, но не стала лишать Таню возможности решать самой, насколько хватит у нее мужества.

Все эти «отражения» Тани произошли не случайно.

Сравните, как построила свое общение О. Г. в первой и во второй ситуациях. Попробуйте продолжить «разговор с Таней» в случаях, если она:

откажется от извинений;

не откажется, но поставит условие: извинюсь, но только не перед Викой!

извинившись, но не получив прощения, уйдет из театра к «гаражам».

Педагог оставила Таню наедине со своей проблемой, с выбором, возможностью впервые самой поставить перед собой цель и попробо­вать осуществить ее.

Предложение О. Г.— «Ничем не могу помочь, но обсудить всегда можно» — это вызов самостоятельности и ответственности Тани, который педагог сделала в очень корректной форме. Не отказывая Тане в добром отношении, О. Г. тем не менее твердо дала понять, что за Таню ее проблему решать не намерена.

В. А. Петровский, исследуя аспекты, побуждающие человека идти на риск выбора, пишет: «Но что значит проверить и обосновать свою способность осуществить выбор — именно выбор, а не что другое? Это значит — убедиться в своей способности реализовать каждую из альтернатив. Поэтому, в частности, отказ от риска означал бы, что индивид не справился с решением этой внутренней задачи. Кроме того, оценка индивидом своей способности осуществить волевой акт предпочтения, представляющая собой своеобразную «пробу себя», не может быть выполнена только во внутреннем плане: акт пробы себя

193


осуществляется не «про себя», не в «уме». Только реально осуществ­ляемое индивидом рискованное действие может быть для него аргу­ментом в решении этой особой задачи самопознания, порождения себя как субъекта».

«Содействие» близко по семантике слову «способствовать» — «быть причиной, помогать (в смысле содействовать) возникнове­нию, развитию чего-нибудь».

Если в тактиках «защиты» и «помощи» педагог помогал ребенку сосредоточиться на своих «могу» и тем самым освободить себя для действий, то тактика «содействия» направлена на возникновение же­лания ребенка искать и обретать смысл своих «я хочу». Это стимули­рует действия, связанные с самоанализом по осознанию и оценке соб­ственных желаний, интересов, мотивов и основ выбора.

Самым сложным с точки зрения образования, в том числе и граж­данского, является понимание ребенком, что прагматический выбор не всегда правильный. Он кажется верным, единственно разумным и логичным, пока в ответ не получена обратная связь от других людей. Стоит ребенку обнаружить столкновение интересов с другими людь­ми, которых так или иначе этот выбор затрагивает, как возникают про­блемы, связанные с отношением к другим людям. Такие проблемы не­редко требуют нравственного выбора — это наиболее сложный тип выбора. Ведь ребенок должен определить не то, что ему нужно полу­ чить в результате решения проблемы, а чем поделиться, что бескоры­стно отдать другому из того, что по праву могло бы принадлежать ему.

В тактике «содействия» педагог принципиально не должен застав­лять ребенка делать то, чего он сам не хочет, не выбирает. Педагог старается, насколько это возможно и уместно, создать условия для от­крытого и неоднозначного выбора. Таким образом создается перспек­тива рефлексии различных смыслов, которые могут крыться за раз­личными вариантами выбора. Ребенок вправе сделать свой свободный выбор, но его сознание, благодаря открывшейся возможности погру­зиться в неоднозначность процесса выбора, получает пищу для раз­мышлений.

Итак, образовательная суть данной тактики заключена в том, что ребенок:

расширяет свои представления о вариантах выбора;

погружается в ситуацию конструирования, анализа и оценки воз­можного выбора;

194


строит (осознает, аргументирует) основания собственного выбора-

рефлексирует и фиксирует свое отношение к данным основаниям] учитывая мнения других;

имеет возможность пробовать действовать в соответствии со сво­им выбором, получать и рефлексировать конкретный результат;

имеет возможность анализировать ситуацию выбора и оценивать результаты с учетом всего, что предшествовало выбору;

фиксирует собственную ответственность за полученный результат;

получает конкретный опыт развернутой деятельности по построе­нию выбора, своего поведения в ситуации выбора, своих действий по его реализации, отношений с людьми, которые его окружают;

получает опыт самопознания, самоанализа и проектной деятель­ности в условиях выбора.

Тактика «содействия» направлена на самоформирование у ребен­ка ответственного действия при условии понимания им, что всегда есть альтернатива этому действию, однако выбор действия — право и ответственность того, кто хочет решить свою проблему и ищет путь ее решения.
































Методологический практикум

Прочтите внимательно описание второй ситуации Тани и выпол­ните следующие задания:

1) Выпишите отдельно действия Тани и действия педагога.

2) Что из того, что делал педагог, относится непосредственно к со­
действию?

3) Выделите, что к содействию непосредственно не относится, и
попытайтесь построить гипотезу: зачем в тактике «содействия» педа­
гог использовал лишние, не относящиеся к сути происходящего дей­
ствия.

4) Сравните действия Тани в первой ситуации с ее действиями во
второй. В чем отличия?

5) Что в поведении Тани во второй ситуации принципиально со­
впало с ее поведением в первой ситуации?

6) Что появилось нового?

7) В чем и как помог Тане во второй ситуации опыт, приобре­
тенный при решении проблемы в первой? Аргументируйте свои вы­
воды.

8) Какую тактику вы предпочли бы в этой ситуации? Почему?

195











Дата: 2019-12-10, просмотров: 235.