«помощи».
Поддержка, являясь по сути деятельностью, обеспечивающей условия для образовательного процесса, рассматривает реальную ситуацию проблемы ребенка не только в контексте его прошлого, настоящего и будущего, но и в контексте «индивидуального» будущего, совместного с другими». С точки зрения индивидуального и совместного педагог исследует прошлое ребенка, строит с ним настоящее как особую форму совместности и проектирует будущее этой совместности. 154
Например, тактика «помощи» Вадику плавно переходит из деятельности по педагогической поддержке в воспитательную деятельность, цели которой сосредоточены не только на Вадике, но и на создании условий для возникновения общности между детьми. Учительница прямо указала еще на одно непременное условие, при котором воспитание особенно эффективно и приобретает, если можно так сказать, «необратимый» характер: в этой общности находится взрослый. Учительница была не рядом с детьми, а вместе с ними. Она переживала не только за Вадика, детей, но и за себя и чувствовала в ответ волну сопереживания: дети по-своему переживали за нее.
Тактика «помощи» не может быть реализована педагогом, если он не сможет создать условия для обнаружения ребенком своей общ ности с другими людьми.
Если ситуация складывается таким образом, что окружающие отказывают ребенку в общности, ребенок, решившийся решать проблему, может потерпеть неудачу. Страховать и смягчать ее будет некому.
Приведем пример из опыта той же учительницы.
Учительница давала открытый урок в рамках аттестационных процедур. В середине урока Вадик, поднявшись со своего места, направился к учительскому столу и сел за него. Это было так неожиданно для проверяющих, что они срочно решили выяснить, что происходит. Растерялся и Вадик, и сама учительница. Она даже не сумела ничего ответить вместо молчавшего Вадика, к которому был обращен вопрос: «Мальчик, почему ты сел за учительский стол? Кто тебе позволил?» Ребята, почувствовав неладное, хором пытались объяснить что произошло. Урок был сорван. Комиссия покидала класс с явным неудовольствием.
Учительница рассказала, что было потом: «Я была подавлена: столько готовилась и... Представила, что скажет мне завуч... Но вдруг я посмотрела на Вадика и поняла, что мои переживания — это такой пустяк по сравнению с его. Меня это вернуло к реальности. Я сказала: «Вадик, ты молодец! Ты все правильно сделал. Ты хотел мне помочь и ребята тоже. Какие вы у меня хорошие и славные, и очень-очень дружные. Сегодня мы будем вместе пить чай, а завтра я попрошу комиссию еще раз прийти к нам на урок».— «А если Вадик опять сядет за ваш стол?» — спросила соседка Вадика по парте.— «Я туда не пойду,— сказал Вадик,— я и за партой тихо могу сидеть».
Учительнице стало очевидно, что теперь, решая проблемы Вадика, она может действовать не только тактикой «помощи», но и тактиками «содействия» и «взаимодействия».
155
Неизвестно, как закончилась бы для Вадика эта история, поведи себя учительница иначе, поскольку тактика «помощи», помогая ребенку разблокировать свою активность, делает ребенка чрезвычайно зависимым от тех людей, кому он доверился.
Вадик, по существу, оказался беззащитным в присутствии чужих людей, которые не поняли и не приняли его действия как нормальные. В результате он опять оказался в своем прошлом, от которого учительница помогала ему уходить, тактично осуществляя тактику «помощи».
Любая педагогическая технология тесно вплетена в реальную жизнь ребенка и взрослого, поэтому педагог должен осознавать, что «тактика» помощи потребует от него взвешенных и ответственных действий. Взяв на себя ответственность доказать ребенку, что людям можно верить, педагог сам не имеет права обмануть доверие ребенка. Иначе он нарушит профессиональную заповедь «поддержки»: «Не делай во благо ребенка того, что принесет ему вред».
Дата: 2019-12-10, просмотров: 257.