О пользе слушания в тактике «помощи».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как научиться понимать? Прежде всего — научиться слушать!

Слушание — это своего рода «говорение». Внимательно слушая, человек дает возможность другому говорить о том, что его беспокоит; слушание помогает очищению и облегчению чувств и эмоций говоря­щего. Слушающий человек помогает другому исследовать свои чув­ства. Слушающий «говорит» ему о готовности помочь. Вниматель­ ный слушатель «сообщает», что он принимает говорящего таким, каков он есть, с его беспокойством, проблемами и всем остальным.

Специалисты выделяют два вида слушания: пассивное и актив­ ное. (Подробнее об этом можно прочитать в работах отечественных и зарубежных авторов: А. Н. Бодалева, Л. Н. Петровской, Т. Гордона, Т. Гавриловой, А. Спиваковской, К. Роджерса, Д. Карнеги и др.)

167


Педагогу очень важно научиться одному и другому, это во многом облегчит ему общение не только с ребенком, но и с другими людь­ми — «внешними обстоятельствами».

Пассивное слушание подразделяется на: молчание, «поддержива­ющие знаки», «отворяющие ключики».

Молчание. Лицо, глаза, поза — все выражает внимание и желание слушать. Молчание лишь усиливает эффект принятия чужой речи. Ре­бенок видит и чувствует, что его понимают, и это может вдохновить его на большую откровенность. Педагог не вступает в разговор, давая ребенку возможность говорить о том, что его беспокоит.

«Поддерживающие знаки» педагог использует, когда чувствует, что его молчание не дает ребенку полной уверенности в том, что к нему действительно внимательны. В этом случае, особенно в пау­зах, помогают невербальные (жесты, мимика, поза) и речевые (вер­бальные) сигналы, показывающие, что педагог на самом деле на­строен на слушание. Кивки головой, улыбка, сдвигание бровей и другие телесные движения сообщают учащемуся, что его слышат. Такие вербальные сигналы, как «угу», «о-о-о», «я понимаю», тоже показывают ребенку, что педагогу он интересен и может говорить дальше.

«Отворяющие ключики». Иногда нужно дополнительно ободрить говорящего, чтобы он сказал больше, углубился в рассуждения или просто начал говорить. Для этого используются «отворяющие ключи­ки»: «Ты хотел бы еще что-то сказать об этом?», «Чувствуется, что ты очень переживаешь из-за этого», «Мне интересно то, что ты гово­ришь». Отметим, что эти сообщения представляют собой лишь при­глашение к разговору и не оценивают сказанного.

Одна классная воспитательница так описывает свою первую попытку использовать эти приемы. «Одна девочка в моем пятом классе как-то задержалась после урока. Казалось, она хочет что-то сказать, но не решается. Я вспомнила про «отворяющий клю­чик» и сказала: «Ты хотела бы о чем-то поговорить?» Вначале она заговорила сбивчиво, не зная, как подступиться к сути. Я молчала, вставляя лишь иногда: «Угу», «Продолжай». Наконец ее словно прорвало, и минут десять она говорила не прерываясь. Я и не представляла, какая тяжесть у нее на душе. Мне было ужасно трудно удержаться от вопросов, но я ничего не спросила. После короткой десятиминутной беседы ей, казалось, стало на­много лучше, а я ощутила настоящую близость с ней. В конце концов она стиснула мою руку. Не могу поверить, что ей помогло просто то, что я ее выслушала».

168


Однако при всей эффективности пассивного слушания оно имеет ограниченные возможности, так как в нем мало взаимодействия: всю работу проделывает говорящий. К тому же у говорящего нет уве­ ренности, что его понимает слушающий. Он только знает, что на него настроены, его слушают.

Компенсировать недостатки пассивного слушания может слуша­ние активное.

Активное слушание включает в себя взаимодействие с говорящим, предоставляет ему доказательства (обратную связь) того, что педагог его понимает. А понимание — это умение раскодировать сообщение говорящего.

Например, старшеклассник очень обеспокоен пропусками уроков и понимает, как много ему нужно сделать, чтобы навер­стать упущенное. Он испытывает затруднение и сообщает об этом кодированным высказыванием: «А когда у нас будет экзамен?» Услышав это, учитель может тут же, не расшифровывая, отреаги­ровать: «Через неделю! Я же говорила!» Однако если педагог внимателен, он может сопоставить факты и предположить, что может скрываться за этим высказыванием. Процесс «декодирова­ния» идет через догадку, предположение, что на самом деле хо­тел сказать ученик.

Как узнать педагогу, правильно ли он «расшифровал» слова ребен­ка? Как ребенку узнать, понял ли его педагог правильно? Для этого необходимо наладить обратную связь. В описанном случае педагог, проверяя правильность своей догадки, может дать обратную связь ре­бенку, используя те же слова, которые (как предполагает педагог) хо­тел сказать ребенок: «Ты обеспокоен, что экзамен так скоро?» Услы­шав это, учащийся, возможно, ответит: «Да». Тогда оба будут знать, что верно поняли друг друга.

Однако бывает и более сложная обратная связь.

Например: ученица: «Женя порвал мой рисунок!» (Всхлипы­вает.) Педагог: «Тебе жаль, что испорчен рисунок?» — «Да! Мне его снова теперь рисовать!» (Вот теперь поступило точное сооб­щение о проблеме: девочке не хочется второй раз рисовать этот рисунок. Именно поэтому она обижается на Женю.)

Или: ученица: «Женя меня все время обижает!» Учительни­ца: «Ты так расстроена, потому что Женя тебя обидел?» — «В пятом «а» все сидят с кем хотят, а в нашем нет!» — «Ты хочешь с кем-нибудь другим сидеть?» — «Да. С Таней».

(И здесь благодаря дешифровке удалось добраться до истин­ной причины обиды.)

169


Как видим, активное слушание в этих двух случаях оказалось эф­фективным, поскольку помогло выявить истинную проблему, которая волнует ребенка, и позволило педагогу не следовать за внешним, яв­ным смыслом, который содержался в высказывании девочки.




Дата: 2019-12-10, просмотров: 221.