Общение — это профессиональный инструмент педагога. От того как может он строить свое общение с ребенком, во многом зависит эффективность тактики «помощи».
5.5.1. Структура общения.
В структуре общения выделяются взаимосвязанные функции: коммуникативная, интерактивная и перцептивная.
Коммуникативная функция — обмен информацией между
людьми.
Интерактивная — организация взаимодействия между людьми, в процессе которого осуществляется обмен не только знаниями, но и
действиями.
Перцептивная — процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
Основными видами коммуникации являются общение вербальное (при помощи слов) и невербальное (мимика и жесты). Одно и то же слово, произнесенное с различным выражением лица, вызывает у слу шателей самые различные реакции.
Умение общаться с детьми иногда трактуется как способность правильно излагать и разъяснять им какую-то информацию, но кроме этого, оно предполагает:
способность понять логику ребенка, видеть вещи его глазами; способность видеть в ребенке равноправную личность; готовность критически отнестись к самому себе и принять критику, от кого бы она ни исходила, даже если она исходит от ребенка; способность признать свою ошибку;
умение оказать влияние на ребенка, предоставляя ему право на самопознание, самоанализ, сопоставление своей точки зрения с другими;
чувство юмора;
162
владение словом, мимикой, жестом.
Освоение и овладение вышеперечисленным дает возможность выхода к паритету в общении с ребенком (взаимоуважение, равные права и обязанности субъектов коммуникации). Каждый ребенок имеет право на педагога, рядом с которым он может научиться культу ре человеческого общения. Каждый педагог имеет возможность раз вить в себе качества человека, культурно общающегося.
5.5.2. Как научиться «раскодировать» послание.
Педагогика — это специализация в области живого, непосредственного общения взрослого и ребенка. Поэтому специалисту-педагогу необходимо помнить, что все вербальные сообщения — это код: языковые эквиваленты наших чувств, но не сами чувства.
Иногда кодовые сообщения понять легко, например, когда нам говорят: «Я голоден». Но, к сожалению, ясные, легко понимаемые сообщения — довольно редкое явление. Многие сообщения, особенно ис ходящие от детей,— это чистый код, т.е. их содержание может быть связано с чувством или ощущением, но не выражать ясно чув ство.
Например, вместо «Я хочу есть» ребенок может сказать: «Который час?» (иначе говоря: «Уже много времени, пора обедать!»). Слушающий (педагог) может понять вопрос буквально и спокойно сообщит: «15-00». Он не сразу поймет, почему его точный ответ воспринят чуть ли не с гневом. А ведь ребенок намекал, что пора бы отпустить пообедать — урок-то закончен!
Как часто мы слышим: «Поставь себя на место другого!» По существу, это как раз и означает: переведи то, что он чувствует, и то, как говорит об этом (словами, молчанием, мимикой, жестом) на свой язык. Однако «перевод» невозможен, если тот, к кому обращаются, не умеет слушать. «Я не понимаю, чего она хочет!» — рассказывает о своих проблемах подросток. «Учителя нас не понимают!» — констатируют старшеклассники. А в учительской «другая сторона» изливает свое недовольство: «Долблю, долблю, а он не понимает и не собирается понимать!»; «Я их, видите ли, должна понимать, а они меня?!»
Если педагог знает и понимает, что информация может быть «закодирована», то он будет внимателен не только к словам, но и к тому, что идет «подтекстом»,— мимике, жесту, реплике и т. д.
Иногда педагог, чтобы сэкономить время и силы на разговоре с ребенком, не дает ему договорить до конца, сразу понимая, что тот
163
хочет сказать, что он имеет в виду. Однако вместо того чтобы сэкономить силы и время, он тратит и то и другое. Приведем пример.
Классный руководитель: «Миша, почему ты не пришел на встречу с Клавдией Петровной? Мы же договаривались!»
— Я не знал.
— Как не знал? Все ребята знали, а ты не знал? Ты разве не
был на классном часе?!
— Был. Но я не знал...
— А ты никогда ничего не знаешь! Когда что-нибудь совмес
тно решается, ты в это время ведешь разговоры с Колей! А когда
нужно объяснить, почему ты подвел всех нас, говоришь, что не
знал!
— Но я действительно не знал...
— Я больше не хочу иметь с тобой дела! Если у человека нет
совести, то объяснить ему, почему он поступил бессовестно, бес
полезно! Вместо того чтобы извиниться...
Неожиданно за Мишу вступается другой ученик: «А что Вы на него кричите? Кто дал Вам право?!»
— Прекрасно! Вот и защитник выискался! Сам-то ты при
шел, а дружок твой «ничего не знал»! Хотя бы сговорились, когда
обманывать собрались...
— Кто врет!!! Вы тоже бросили бы мать и побежали в шко
лу?!
Классный руководитель (явно опешив): «При чем здесь мать?! Объясните толком...»
(Этот инцидент мог бы закончиться по-разному. Обиженные ребята могли бы просто ничего не объяснять учителю. Поскольку Миша не знал, как предупредить Клавдию Петровну, что мама заболела и он должен остаться дома, ситуация могла бы привести к конфликту между Мишиной мамой и классным руководителем.)
Приведенный пример довольно простой, хотя описывает классический случай. Более сложной является ситуация, когда говорящий как бы специально выбирает кодирование в качестве средства об щения.
Например, рассмотрим ситуацию, сложившуюся на уроке в старших классах, которые вел преподаватель из университета. После его урока в форме лекции был классный час. Большая часть старшеклассников были чем-то явно раздосадованы. Классный воспитатель поинтересовалась в чем дело.
Некоторые ребята посетовали на то, что преподаватель вел занятие в очень быстром темпе: не успевали записывать, осмысливать. «Попытались ли вы сказать преподавателю об этом?» — спросила классный воспитатель.— «Конечно! Мы ему все время
об этом говорили!» — «И что же?» — «Он не обращал внимания!» — «И что же вы говорили?» — «Нельзя ли повторить последнее слово!», «Я не успела записать термин».— «И что же преподаватель? Не продиктовал термин и не повторил последнего слова?» — «Ой, не надо его защищать! Он же преподаватель и должен понимать, что мы не успеваем! Что толку, что он термин продиктовал и последнее слово повторил, мы же все равно не успевали!»
После паузы, которая как бы означала, что предыдущий этап разговора закончен, классный воспитатель задала новый вопрос: «Как вы думаете, преподаватель говорил в быстром темпе для того, чтобы специально создать для вас трудности!» — «Нет, конечно!» — «Тогда почему?» — «Ну, наверное, ему самому мед ленно говорить трудно. А может быть, ему кажется, что для нас ничего сложного нет».
Пауза. Классный воспитатель начинает третий этап разговора с фиксации того, что ребята сами сказали: «Понятно. Значит, преподаватель сам испытывал какие-то трудности».— «Нет, он не испытывал. Это мы испытывали».— «Но вы же сами предположили, что, возможно, ему медленно говорить трудно, поскольку он увлечен содержанием».
Пауза. (Классный воспитатель ждет: будут ли возражения. Возражений не последовало. Все согласны.) Классный воспитатель продолжает разговор, а на самом деле переходит к четвертому этапу. «А кто-нибудь помог преподавателю справиться с его трудностями!» — «Я. Но если честно, я скорее помогала себе, чем ему. Я подошла к нему во время перерыва и сказала, что не успеваю за его темпом. Попросила говорить медленнее».— «И что преподаватель?» — «Он сказал «спасибо», смутился. Потом предложил мне подмигивать ему, как только темп на лекции меня не устроит. Он сказал, что так ему будет легче ориентироваться и держать нужный темп».
Пауза. Важно, чтобы ребята осмыслили, о чем говорит их одноклассница. Ведь она сообщает о том, как помочь себе, помо гая другому. Пятый этап разговора: «И что же?» — «Во второй половине лекции я почти все успела записать. Правда (смеется), у меня глаз устал мигать». После этих слов ребята и классная воспитательница облегченно рассмеялись, а один из учеников сказал: «Вот почему во второй половине стало легче!»
Шестой этап разговора. «Что ты сказал, Миша?» — «Да так, это я себе».— «Ну и что же, мне интересно».— «Нет, ну правда! Во второй половине ведь действительно он говорил медленнее!» Классный воспитатель: «Скажи спасибо Ларисе, она свой глаз пожертвовала для общего удовольствия». (Смеются и шутят над Ларисой. Она стала героиней этого случая. Но и какой опыт ребята получили! Есть на что опереться при новой встрече с пре подавателем.)
164
165
Мы намеренно привели этот пространный диалог, чтобы показать, как важно уметь распознавать и расшифровывать код. Вернитесь к началу рассказа. Попытайтесь ответить, мог ли сам преподаватель без помощи Ларисы обнаружить «код»? В чем он заключался? Не выходите за рамки текста, не достраивайте его. Ищите только в тексте. «Помогите преподавателю» его обнаружить.
Как видим, очень важно научиться говорить достаточно ясно, открыто, если искренне хочешь, чтобы тебя поняли. Использование кода — свидетельство того, что человек не научился ясно выражать свои мысли и чувства или он почему-то не хочет, чтобы его подлинные мысли были поняты. Парадокс, однако, заключается в том, что мысли человек пытается утаить, а действий ждет в соответствии со своими мыслями.
Например, некто А. занял у Б. незначительную сумму, искренне запамятовав об этом. Б. в присутствии других людей рассказывает о том, что до зарплаты еще далеко, а у него кончились деньги. Все сочувствуют (А. тоже — он ведь все забыл), кто-то даже предлагает Б. дать взаймы деньги, но тот отказывается. После того как все разошлись, Б., обращаясь к одному из оставшихся, высказывает свою обиду по отношению к А. «А почему ты ему не напомнил?» — «Неловко. Он сам должен по мнить-».— «Ну а если нечаянно забыл?» — «Забыл? Как занимать — не забывал! Надо память лечить или деньги не занимать! Помнит он все!»
Недоверие к другому человеку часто проявляется скрытыми спо собами передачи недовольства в качестве своеобразного средства за щиты.
Педагогу в его повседневном общении важно помнить, что он может иметь дело с закодированным посланием. Профилактикой многих возможных недоразумений, неэффективных педагогических воздействий может служить целенаправленная работа воспитателя над собственным умением «раскодированного говорения» и расшифровки речевого кода ребенка.
Педагог может никогда не добиться успеха, поскольку, как правило, именно в ситуации конфликта люди чаще всего прибегают к ко дированию своих посланий.
Возможно, примеры классического кодирования, которые мы собрали, помогут педагогу строить общение (табл. 5).
166
Таблица 5 | |
Что испытывал ребенок | Как он это закодировал |
Беспокойство по поводу того, | «В нашей школе с нами никто не |
что, возможно, сегодня в школе не | считается! Все что-нибудь приду- |
будет дискотеки | мывают! В соседней школе и |
вечера проводят, там вообще с | |
ребятами считаются...» | |
Боязнь, что может выступить не | «Понавыдумывали конкурсов! |
так успешно, как хотелось бы | Кому они нужны?» |
Чувство страха перед тем, что | «Эти девчонки такие заносчи- |
его отвергают или им пренебрега- | вые! Ни с кем не считаются, все |
ют | время выставляют только себя!» |
Следует признать, что большинство сообщений детей является исключительно кодом, и поэтому трудны для понимания. Очевидно, что педагогу нелепо реагировать только на код. Делать это, значит, не понимать истинного сообщения ребенка, а это, в свою очередь, означает, что взрослый не сможет помочь ребенку, поскольку не понимает, что его тревожит, чего он боится.
Кроме того, если педагог отвечает своим «кодом» на «код» ребенка, происходит разговор «двух глухих». (Помните, ребенок кричал: «Не могу!», а педагог понял это как «Не хочу!» Вот и разберись после этого, кто прав, а кто виноват: тот, кто «кодирует», или тот, кто не может «раскодировать», но принимает решение действовать!
Дата: 2019-12-10, просмотров: 268.