Чтобы активное слушание было эффективным, педагоги должны руководствоваться определенными принципами. Не владея ими, взрослые предстанут неискренними, покровительственно-снисходительными, манипулирующими, и даже их правильное активное слушание будет выглядеть механическим, неестественным.
1) Педагог должен верить в способность детей разрешить свои
проблемы. Когда дети не могут быстро найти решение, говорят сбив
чиво и нерешительно, педагог должен помнить, что цель активного
слушания — помочь найти решение, а этот процесс может длиться
дни, недели и даже месяцы. Не жалейте времени, пробиваясь к ре
бенку , он сэкономит его, согласившись доверительно говорить с вами.
2) Педагог должен избавиться от страха перед ребенком. Безбояз
ненно вслушиваясь и вглядываясь в ребенка, педагог обретает способ
ность искренне принять чувства, проявляемые ребенком. Не страшно,
если эти чувства отличаются от тех, какие, по мнению педагога, ребе
нок должен испытывать. Возможно, в ребенке тоже преобладает чув
ство страха, от которого он сам не может пока освободиться. Избавля
ясь от страха перед ребенком, вы помогаете ребенку преодолеть
страх перед вами.
3) Педагог должен понимать, что чувства преходящи: они суще
ствуют только в данную минуту. Активное слушание помогает ребен
ку переходить от одного кратковременного чувства к другому, столь
же кратковременному. Чувства расплываются, рассеиваются, происхо
дит облегчение. Слова: «Это тоже пройдет» — применимы к большин
ству чувств человека.
4) Педагог, желая помочь ребенку решить его проблемы, может
обоснованно просить время на это. Важно помнить, что ребенок в
момент эмоционального стресса требует крайне тактичного обраще
ния. Если нет времени выслушать, постарайтесь хоть на время при
коснуться, обнять или просто тепло посмотреть, извиниться перед
ребенком и обязательно назначить самое ближайшее время для
встречи.
5) Педагог находится рядом с ребенком, который испытывает зат
руднения. Но важно при этом сохранять рефлексивную, исследова-
170
тельскую позицию по отношению к происходящему. Вряд ли больному нужен врач, который не сочувствует его боли. Но ему абсолютно не нужен врач, который, вместо того чтобы помогать, начинает вместе с больным страдать. Педагог — это тоже профессионал, а потому должен научиться воспринимать чувства ребенка, словно они его собственные (т. е. разделять боль сочувствием), но не позволять чувствам ребенка становиться чувствами самого педагога. Сочувствие — это лишь часть помощи, но не сама помощь.
6) Педагогу нужно помнить, что ребенок редко бывает способен
сразу начать говорить о реальной проблеме. Активное слушание по
могает ему проследить свои чувства, углубиться в них, оттолкнувшись
от изначальных поверхностных фраз.
7) Педагог должен уважать частный и конфиденциальный харак
тер всего, что ребенок открывает о себе. Слишком часто учителя
сплетничают о детях, открыто обсуждая их проблемы с коллегами.
Ничто не разрушает взаимопонимания и помощи так, как подобное
поведение.
8) Однако конфиденциальность иногда может помешать решить
проблему ребенка. Поэтому педагог идет на определенный риск, дове
ряя все же информацию о ребенке тем, кто может оказать помощь ему.
Педагогу предстоит «дозировать» информацию, выбирать то, что не
возможно использовать против ребенка. Во всяком случае, педагог
должен предупредить тех, к кому он обратился за помощью («внешние
обстоятельства»), о том, для чего сообщается эта информация, и дого
вориться, каким образом ее можно использовать.
9) Защищая право ребенка на конфиденциальность, педагог помо
гает ему растить в себе доверие к собственным силам. «Иногда о тебе
могут узнать то, что ты не хочешь открывать другим. Но это произош
ло. Как вести себя в этой ситуации, чтобы оказаться сильным? Давай
подумаем, как это возможно?»
Слушание — это не волшебная палочка, которую педагоги вынимают из «мешка с секретами», позволяющими уладить все проблемы. Это особый метод, дающий педагогу средство исследовать состояние ребенка. Одновременно этот метод позволяет педагогу выступать для ребенка тем недостающим условием, при котором он обретает возможность, рассказывая о себе, помогать себе самому. Слушающий осознанно занимает позицию помощника в проблемах ребенка. Это существенно отличается от позиции специалиста, который видит свою роль лишь в преподавании предмета или в организации воспитательного мероприятия.
171
Мы подчеркиваем особую значимость активного слушания как способа организации тактики «помощи». Однако без искреннего доверия, сочувствия ребенку, переживания взрослым его проблемы активное слушание из эффективного педагогического средства перерождается в пустое и даже вредное педагогическое действо.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 259.