Тактика «защиты» — страховка тактики «помощи».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тактика «помощи» направлена на вывод ребенка из состояния «жертвы обстоятельств» в позицию «встречи с проблемой». В состоя-

145


нии «жертвы» ребенок боится и проблемы, и себя, и других. Он дей­ствует по отношению к проблеме с позиции психологической защиты от нее, но не всегда этот щит надежен. «Убегая» от проблемы, ребенок теряет силы и уверенность в себе и ничего не приобретает взамен, кро­ме переживаний и новых проблем.

Ребенок прежде всего не верит окружающим его людям, он видит в них опасность, а потому боится действовать в их присутствии. Но что делать ребенку в школе, если он вынужден находиться среди лю­дей, присутствие которых может блокировать его действия?

Тактика «защиты» обращена к внешним обстоятельствам, в пер­вую очередь к анализу того, какие требования можно отнести к «педа­гогическим», а какие — к «антипедагогическим». Педагогическими являются требования, которые создают условия для эффективного образования ребенка. Опыт показывает, что педагоги редко критичес­ки относятся к собственным требованиям. Однако здравый смысл подсказывает, что:

бесполезно от ребенка требовать того, что он не может выполнить; если педагог не знает, может ли ребенок выполнить то, что от него требуется, откуда берется уверенность, что ребенок должен это вы­полнить?

если педагог понимает, что ребенок не может выполнить его тре­бований, то почему он отказывается ему помочь?

если никто не может помочь ребенку справиться с требованиями, объективно превышающими его возможности, то что делать ребенку в этой ситуации?

если ребенку предъявляют требования, но при этом забывают на­учить его тому, что от него требуют, то на какое отношение ребенка при этом рассчитывают? Как он должен относиться к человеку, кото­рый требует от него того, чего он дать ему объективно не может? Чем отличается для него педагог от контролера?

Контролеру по функции должно быть все равно: может или не может человек выполнить общее требование; хочет или не хочет это делать; понимает или не понимает, почему от него этого требуют: осоз­нает или не осознает свой долг или свои интересы, связанные с вы­полнением данного требования. Контролер должен наказать наруши­теля общей нормы. Для него все люди делятся на тех, кто выполняет требования, и тех, кто их не выполняет. Самый лучший контролер — это автомат, поскольку он не «входит в сочувствие, не входит ни в ка­кие отношения с человеком».

146


«Бездушный контролер» — антипедагогическое явление. Его тре­бования также антипедагогические, так как не только не способству­ют образованию ребенка, но и наносят вред этому процессу. Именно по вине их бездушия педагогические требования становятся антиоб­разовательными.

Присутствие такого «контролера» может заблокировать тактику «помощи». Особенно это опасно в ситуации, когда ребенок решится начать действовать, ведь в это время он чрезвычайно беззащитен. По­этому, приступая к разворачиванию тактики «помощи», педагог дол­жен обязательно страховать ситуацию, защищать ребенка от любой негативной оценки извне.

Для эффективной и безопасной для ребенка организации тактики «помощи» необходимо, чтобы ее опережала тактика «защиты», осво­бождающая «безопасное пространство» для пробы ребенком своих сил.

«Защита» является гарантией безопасности ребенка, т. е. необхо­димым условием для нормальной и эффективной работы педагога в тактике «помощи». «Защита» — это своеобразный фильтр, помогаю­щий сдерживать и блокировать негативные обстоятельства, в том чис­ле и «антипедагогические» требования.

Тактика «помощи» прежде всего направлена на создание усло­вий эмоционального комфорта для ребенка. Чтобы ребенок оказал­ся способным разблокировать свою активность, ему необходимы гарантии того, что окружающие способны понять и поддержать его. «Помощь» создает условия для «реабилитации» окружающих в гла­зах ребенка, что, в свою очередь, становится условием для его са­мореабилитации.

Это чрезвычайно важно для понимания сути тактики «помощи» в педагогической поддержке. Конкретные люди, окружающие ребен­ка, — это источники, условия его образования. Если ребенок воспри­нимает их как негативные обстоятельства, блокирующие его актив­ность, значит, у него развивается недоверие к этим конкретным лю­дям. Чем больше таких людей в школе, тем сильнее ребенку не хочется туда идти. Но его заставляют. Если ребенок не встречает там людей, которым он действительно интересен, нужен, то постепенно он теряет способность быть сопричастным тому, что там происходит.

«Помощь» восстанавливает у ребенка ощущение собственной зна­ чимости для других людей. Там, где она была им потеряна, там он должен ее и найти найти себя среди других.

147


Эмоциональный комфорт это условие, а не самоцель для тактики «помощи». Эмоциональная поддержка нужна, чтобы ребенок не боял­ся делать первые шаги, чтобы он был сосредоточен на себе, а не на других. Для ребенка, который боится внешних обстоятельств, это воз­можно лишь тогда, когда он убедится в том, что люди не только сняли свои требования к нему, но и в отношении других поступают точно

так же.

Эмоциональный комфорт достигается в первую очередь за счет установления простых, понятных и выполняемых всеми правил. Ре­бенку важно чувствовать себя в этой ситуации таким, как все. Иногда педагог допускает ошибку, желая особенно выделить и похвалить ре­бенка, которому помогает. Но если оказывается, что похвала преуве­личена, она скорее будет воспринята как «подачка из жалости». Хва­лить ребенка за то, чего он не умеет, так же вредно, как и не заме­ чать и игнорировать то, что он может.

Помогая, педагог ни в коем случае не должен позволять нико­му (и себе в том числе) что-либо делать за ребенка, если он мо­жет сделать это сам. Ребенку необходимо убедиться, что он мо­жет обойтись без посторонней помощи, быть в этом не хуже

других.

«Помощь» создает условия для самоиспытания ребенка и при этом минимизирует переживание ошибок за счет эмоциональной поддержки. Таким образом ребенок может воспринимать ситуацию одновременно с позиции собственного «я» и с позиции других лю­дей:

он видит, что окружающие смотрят на него с уважением;

он видит, что действительно смог представить им нечто такое, за что они признали его достойным уважения;

он чувствует радость от того, что принят другими, и уважает себя за то, что смог стать уважаемым человеком.

Чем меньше была оказана ребенку прямая помощь в его действии, тем больше у него оснований гордиться лично собой. Теперь он не боится внешних обстоятельств, наоборот, окружающие лишь подкреп­ляют его уверенность, поскольку они явились свидетелями его успеш­ ности.

В условиях эмоциональной поддержки и комфорта постепенно ис­чезает чувство страха. Ребенок, начав действовать, обнаруживает, что реальной угрозы нет. Вместо нее осталась «страшилка», которой не стоит бояться.

148






Дата: 2019-12-10, просмотров: 238.