Профессиональное кредо тактики «помоши»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тактика «помощи» начинает осуществляться уже в пределах так­тики «защиты» и составляет в совокупности с другими тактиками це­лостную деятельность по педагогической поддержке. Однако в конк­ретной ситуации она может выступать в качестве самостоятельной це­лостной деятельности, способной ставить и решать конкретные цели и задачи. Модель тактики помощи как целостной деятельности пред­ставлена в табл. 4.

Таблица 4


 

Смысл Цель Средства Результат
Образование Создать Эмоциональ- Решение
как источник условия для ная поддержка ребенка пробо-
свободоспособ- самореализации и ситуативная вать активно
ности ребенка ребенка помощь ребен- действовать,
  в решении ку в процессе опыт успешной
  собственной его самоиспы- самореализации
  проблемы тания в пробле- в ситуации
    ме проблемы

Кредо «помощи»: ребенок многое может делать сам для себя, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедить­ся в этом.

143


Активность ребенка — это величайший дар природы, который яв­ляется источником для возникновения и развития его способностей становиться субъектом деятельности. Деятельность вырастает из ак­тивности, как вырастает сознание ребенка вместе с его опытом реше­ния собственных проблем.

В. А. Петровский, автор оригинального научного исследования природы активности, доказал, что люди способны не только действо­вать, когда у них есть определенная цель и задача, но и создавать для себя новые цели и задачи, идя на риск. Эксперименты, проведенные ученым, показали, что людей, получающих извне задание — решить новую для себя задачу, можно разделить на две группы:

одни ориентированы только на успех, а потому, найдя легкий, из­вестный способ для решения поставленной задачи, используют его;

другие, видя легкий способ, все же рискуют искать новое, даже не будучи уверенными в успехе.

Наблюдения, которые проводили классные воспитатели, исследуя, как дети ведут себя в сложных ситуациях, выявили следующее:

1) одни дети, найдя известный способ, используют его, легко ре­
шая таким образом свою проблему. (Кстати, эти дети весьма склонны
прислушиваться к советам со стороны, подсказкам. Они сами часто
просят и даже требуют от педагога совета, объяснения, указания «как
лучше поступить».);

2) другие рискуют (особенно лидеры), они как будто одновремен­
но испытывают и себя, и ситуацию, и взрослых;

3) немало и таких детей, которые объективно могли бы найти вы­
ход из ситуации (в их опыте достаточно знаний и умений), но они от­
казываются даже пытаться делать это. Они почему-то заранее увере­
ны в том, что их способ и результат действий будут извне оценены как
неправильные.
Они боятся ошибок, боятся оценок, не верят в себя, не
верят другим и боятся их.

Все эти «страхи» по-разному могут проявляться в конкретной си­туации у конкретного ребенка. Но главное заключается в том, что ре­бенок под воздействием страха самоблокирует свою активность и та­ким образом защищается от проблемы. Очевидно, что такой способ защиты делает его абсолютно беззащитным и беспомощным.

Тактика «помощи» в основном рассчитана на детей, которые са­моблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокиро­вать свой страх перед внешней оценкой.

144


В педагогической поддержке педагог имеет дело с реальной про­блемой ребенка. Чтобы начать действовать в тактике «помощи», ему необходимо представить, чего (или кого) боится ребенок извне, чего боится в самом себе. Диагностика затруднений ребенка бывает эффек­тивной, если предварительно педагог обращал внимание на поведе­ние ребенка, исследовал причины его поведения в разных ситуациях.

Тактика «помощи» рассчитана на то, чтобы ребенок обязательно попробовал разблокировать свою активность и начал действовать. Но для того чтобы он сделал это добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха». Педагог должен помочь ребенку обязательно удовлетво­рить эту потребность.

Ребенку важно осознать, что он многое может, стоит только попробовать преодолеть страх и начать действовать. Успех первой пробы должен быть гарантирован. Ребенок не должен разочаровать­ ся в себе и людях, поскольку это может еще больше укрепить в нем страх перед действием. Педагог, оказывая помощь, страхует ребен­ ка от этого разочарования.

Образовательный эффект тактики «помощи» состоит в том, что ребенок, столкнувшись с проблемой, ощущал себя незнающим, «хуже всех», а совершив самостоятельные действия, обрел опыт нового са­моощущения: «Я не хуже других. Я могу быть таким же успешным, как и другие. Все видели, как я сам успешно справился с задачей».

Используя тактику «поддержки», ребенка ничему «специально» не учат и не воспитывают, он освобождается от прямых требований и ука­заний извне: «Ты должен!» Помощь создает ему перспективу и точку опоры для самопознания, самоанализа, самоопределения, самореали­зации в условиях эмоционального комфорта.

Дефицит эмоционального комфорта, как правило, является одним из главных источников проблемы, связанной с самоблокировкой детс­кой активности. Когда ребенку часто предъявляют «справедливые» требования и фиксируют в его сознании, что он с ними не справился, ребенок в конце концов перестает пытаться выполнять эти требова­ния. Однако при этом он не утрачивает потребности быть признан­ным другими. В тактике «помощи» педагог целенаправленно воспол­няет эту естественную потребность ребенка быть среди других рав­ным другим.














Дата: 2019-12-10, просмотров: 278.