Тактика «помощи» начинает осуществляться уже в пределах тактики «защиты» и составляет в совокупности с другими тактиками целостную деятельность по педагогической поддержке. Однако в конкретной ситуации она может выступать в качестве самостоятельной целостной деятельности, способной ставить и решать конкретные цели и задачи. Модель тактики помощи как целостной деятельности представлена в табл. 4.
Таблица 4
Смысл | Цель | Средства | Результат |
Образование | Создать | Эмоциональ- | Решение |
как источник | условия для | ная поддержка | ребенка пробо- |
свободоспособ- | самореализации | и ситуативная | вать активно |
ности ребенка | ребенка | помощь ребен- | действовать, |
в решении | ку в процессе | опыт успешной | |
собственной | его самоиспы- | самореализации | |
проблемы | тания в пробле- | в ситуации | |
ме | проблемы |
Кредо «помощи»: ребенок многое может делать сам для себя, если будет активен в решении своей проблемы. Нужно помочь ему убедиться в этом.
143
Активность ребенка — это величайший дар природы, который является источником для возникновения и развития его способностей становиться субъектом деятельности. Деятельность вырастает из активности, как вырастает сознание ребенка вместе с его опытом решения собственных проблем.
В. А. Петровский, автор оригинального научного исследования природы активности, доказал, что люди способны не только действовать, когда у них есть определенная цель и задача, но и создавать для себя новые цели и задачи, идя на риск. Эксперименты, проведенные ученым, показали, что людей, получающих извне задание — решить новую для себя задачу, можно разделить на две группы:
одни ориентированы только на успех, а потому, найдя легкий, известный способ для решения поставленной задачи, используют его;
другие, видя легкий способ, все же рискуют искать новое, даже не будучи уверенными в успехе.
Наблюдения, которые проводили классные воспитатели, исследуя, как дети ведут себя в сложных ситуациях, выявили следующее:
1) одни дети, найдя известный способ, используют его, легко ре
шая таким образом свою проблему. (Кстати, эти дети весьма склонны
прислушиваться к советам со стороны, подсказкам. Они сами часто
просят и даже требуют от педагога совета, объяснения, указания «как
лучше поступить».);
2) другие рискуют (особенно лидеры), они как будто одновремен
но испытывают и себя, и ситуацию, и взрослых;
3) немало и таких детей, которые объективно могли бы найти вы
ход из ситуации (в их опыте достаточно знаний и умений), но они от
казываются даже пытаться делать это. Они почему-то заранее увере
ны в том, что их способ и результат действий будут извне оценены как
неправильные. Они боятся ошибок, боятся оценок, не верят в себя, не
верят другим и боятся их.
Все эти «страхи» по-разному могут проявляться в конкретной ситуации у конкретного ребенка. Но главное заключается в том, что ребенок под воздействием страха самоблокирует свою активность и таким образом защищается от проблемы. Очевидно, что такой способ защиты делает его абсолютно беззащитным и беспомощным.
Тактика «помощи» в основном рассчитана на детей, которые самоблокируют свою активность, поскольку не в состоянии заблокировать свой страх перед внешней оценкой.
144
В педагогической поддержке педагог имеет дело с реальной проблемой ребенка. Чтобы начать действовать в тактике «помощи», ему необходимо представить, чего (или кого) боится ребенок извне, чего боится в самом себе. Диагностика затруднений ребенка бывает эффективной, если предварительно педагог обращал внимание на поведение ребенка, исследовал причины его поведения в разных ситуациях.
Тактика «помощи» рассчитана на то, чтобы ребенок обязательно попробовал разблокировать свою активность и начал действовать. Но для того чтобы он сделал это добровольно, ему необходимо «узнать вкус успеха». Педагог должен помочь ребенку обязательно удовлетворить эту потребность.
Ребенку важно осознать, что он многое может, стоит только попробовать преодолеть страх и начать действовать. Успех первой пробы должен быть гарантирован. Ребенок не должен разочаровать ся в себе и людях, поскольку это может еще больше укрепить в нем страх перед действием. Педагог, оказывая помощь, страхует ребен ка от этого разочарования.
Образовательный эффект тактики «помощи» состоит в том, что ребенок, столкнувшись с проблемой, ощущал себя незнающим, «хуже всех», а совершив самостоятельные действия, обрел опыт нового самоощущения: «Я не хуже других. Я могу быть таким же успешным, как и другие. Все видели, как я сам успешно справился с задачей».
Используя тактику «поддержки», ребенка ничему «специально» не учат и не воспитывают, он освобождается от прямых требований и указаний извне: «Ты должен!» Помощь создает ему перспективу и точку опоры для самопознания, самоанализа, самоопределения, самореализации в условиях эмоционального комфорта.
Дефицит эмоционального комфорта, как правило, является одним из главных источников проблемы, связанной с самоблокировкой детской активности. Когда ребенку часто предъявляют «справедливые» требования и фиксируют в его сознании, что он с ними не справился, ребенок в конце концов перестает пытаться выполнять эти требования. Однако при этом он не утрачивает потребности быть признанным другими. В тактике «помощи» педагог целенаправленно восполняет эту естественную потребность ребенка быть среди других равным другим.
Дата: 2019-12-10, просмотров: 278.