Возможно, принципы, которые известный французский педагог С. Френе сформулировал, размышляя о ситуации ребенка в школе, помогут «защитнику» подобрать убедительные аргументы в пользу необходимости поддержки ребенка. Во всяком случае, они дают верный ориентир в подходе к педагогической поддержке, поскольку рассматривают ребенка прежде всего как человека, а уже потом — как ученика.
Принцип 1. Поведение ребенка в школе зависит от его пси хического склада и состояния здоровья.
«Некоторые склонны считать, что ребенок, который плохо работает или плохо себя ведет, делает это нарочно, проявляя свою злобность. Такой вывод негуманен. Конечно, бывают иногда и такие случаи, и нам приходится терпеть их последствия, но это не значит, что только ребенок полностью отвечает за все
139
изъяны своего поведения. Вспомните, вы сами плохо работаете, когда у вас болит голова или зубы, если у вас что-то не в порядке с желудком или вы голодны («Пустое брюхо к ученью глухо»). Вы сильно нервничаете, если у вас не ладится работа, если кто-то в споре оказался сильнее вас, если вам не удается реализовать важный замысел. Когда вы видите сбои в поведении детей, спросите себя, не является ли тому причиной плохое здоровье, неуравновешенность, неурядицы в отношениях с окружающими. Прежде всего нужно устранить названные причины, но даже если это не удается, вы, по крайней мере, будете действовать более человечно и тем самым незамедлительно оздоровите климат в вашем классе».
Принцип 2. Никто — ни ребенок, ни взрослый, не любит, чтобы ему приказывали.
«В этом проявляется рефлекс одновременно физиологический и психологический. Если человек отправляется в путь, значит, он уверен в выбранном направлении. Если же у него возникают какие-то сомнения, он продвигается неуверенно и медленно или возвращается назад, чтобы начать путь сначала. Но когда его кто-то толкает в спину, у него срабатывает особый рефлекс. Так происходит с человеком, который сам собирается прыгнуть в воду, а его подтолкнули сзади. Инстинктивно, механически человек делает усилие, чтобы преодолеть силовое воздействие и сохранить равновесие. Это общий закон, действующий как в физиологической сфере, так и в области морали и общественных отношений.
Мы все так устроены, и поэтому любой приказной жест, любая команда чуть ли не автоматически вызывает сопротивление: человек краснеет, его мысли и чувства в смятении, первый порыв — не подчиниться приказу. Поэтому правомерно следующее утверждение: в принципе любое авторитарное приказание — всегда ошибка.
На это может последовать возражение, что, мол, ребенок еще неопытен и его нужно направлять, а порой и подталкивать туда, куда он не хочет идти. Здесь таится не меньшая ошибка.
Необходимо найти такие педагогические приемы, при которых ребенку дается максимальная самостоятельность в выборе пути и взрослые как можно меньше прибегают к авторитарным методам. Ребенку нужно предоставлять право голоса, инициативу в индивидуальной и совместной деятельности; необходимо увлечь его, а не жестко управлять им. Насильственные методы ошибочны, и отказ от них благотворно повлияет на вашу работу».
Принцип 3. В основе воспитания лежит достоинство лич ности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.
«Истинный прогресс, которого мы добиваемся, измеряется новыми, взаимоуважительными отношениями между учителями и учениками, которые устанавливаются в классе. Известное правило: «не делай другим того, чего бы не хотел для себя, а делай то, что было бы хорошо тебе самому» — особенно значимо для школы».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Известный русский писатель, журналист, педагог
В. Ф. Одоевский (1804—1869) заметил: «Часто забывают в
деле педагогики, что тут два деятеля: ученик и наставник;
всегда обращают внимание на ученика, предполагая, что на
ставник должен быть всегда совершенство, тогда как боль
шей частью приходится учить учителя». Согласны ли вы с
этим замечанием? Если да, то почему замеченное столетия
назад не утратило своей актуальности и сегодня?
2. Иногда одно и то же действие ребенка одни оценива
ют как «поступок», а другие — как «проступок». Возьмите
любой пример из практики и попробуйте: а) охарактеризо
вать его как поступок (приведите аргументы); б) охаракте
ризовать как проступок (приведите аргументы); в) анализи
руя свои же аргументы и контраргументы, вынесите окон
чательный «педагогический вердикт». Сформулируйте его и
аргументируйте.
3. Вот случай из практики. Наступила весна. Семи
классники просили классную воспитательницу об одноднев
ном походе. Она согласилась, но при условии, что в поход
пойдет еще кто-нибудь из взрослых, чей-нибудь отеи. До
говорились что с собой брать, куда пойдут. Наутро вся
компания отправилась за город. Остановились в лесу на
крутом берегу реки. Вскоре взрослые заметили, что маль
чишки пытаются прямо по откосу спуститься к реке.
Классная воспитательница кинулась было останавливать
их. Родитель-мужчина возразил: «Но ведь это мальчишки!
Они должны развивать в себе мужество, должны риско
вать»! — «А если кто-нибудь после этого «развития» оста
нется калекой, кто будет за это отвечать?» — «Ничего
не случится! Вы женщина, поэтому мальчишек не понима
ете. Повторяю, ничего с ними не случится! Не надо их
опекать!» — «Я не опекаю, а выполняю свои профессиональ
ные обязанности! Откуда Вы знаете, что детям ничего не
грозит?»
Как бы вы поступили на месте классной воспитательницы? Почему?
Как бы вы поступили на месте отца? Почему?
140
141
ЛИТЕРАТУРА
Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. 1996. № 6.
Воронкова И. Опыт построения модели педагогической поддержки в гимназии. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996.
Декларация прав ребенка.
Конвенция о правах ребенка.
Ладанов И. Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989.
Мелибурда Е. Я—ты—мы. Психологические возможности улучшения общения. М., 1986.
Михайлова Н. Н. Педагогическое общение: как стать профессионалом. М., 1994.
Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хрестоматия по психологии личности. Самара, 1996.
Френе С. Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс, 1990.
Хасан Б. И. Психотехника конфликта: Учебное пособие. Красноярск, 1995.
Якиманская И. С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996.
Глава 5
Дата: 2019-12-10, просмотров: 254.