Значение авторитетных позиций в тактике «защиты».
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Возможно, принципы, которые известный французский педагог С. Френе сформулировал, размышляя о ситуации ребенка в школе, помогут «защитнику» подобрать убедительные аргументы в пользу необходимости поддержки ребенка. Во всяком случае, они дают вер­ный ориентир в подходе к педагогической поддержке, поскольку рас­сматривают ребенка прежде всего как человека, а уже потом — как ученика.

Принцип 1. Поведение ребенка в школе зависит от его пси­ хического склада и состояния здоровья.

«Некоторые склонны считать, что ребенок, который плохо работает или плохо себя ведет, делает это нарочно, проявляя свою злобность. Такой вывод негуманен. Конечно, бывают иног­да и такие случаи, и нам приходится терпеть их последствия, но это не значит, что только ребенок полностью отвечает за все

139


изъяны своего поведения. Вспомните, вы сами плохо работаете, когда у вас болит голова или зубы, если у вас что-то не в поряд­ке с желудком или вы голодны («Пустое брюхо к ученью глу­хо»). Вы сильно нервничаете, если у вас не ладится работа, если кто-то в споре оказался сильнее вас, если вам не удается реали­зовать важный замысел. Когда вы видите сбои в поведении де­тей, спросите себя, не является ли тому причиной плохое здоро­вье, неуравновешенность, неурядицы в отношениях с окружаю­щими. Прежде всего нужно устранить названные причины, но даже если это не удается, вы, по крайней мере, будете действо­вать более человечно и тем самым незамедлительно оздоровите климат в вашем классе».

Принцип 2. Никто ни ребенок, ни взрослый, не любит, чтобы ему приказывали.

«В этом проявляется рефлекс одновременно физиологичес­кий и психологический. Если человек отправляется в путь, зна­чит, он уверен в выбранном направлении. Если же у него возни­кают какие-то сомнения, он продвигается неуверенно и медленно или возвращается назад, чтобы начать путь сначала. Но когда его кто-то толкает в спину, у него срабатывает особый рефлекс. Так происходит с человеком, который сам собирается прыгнуть в воду, а его подтолкнули сзади. Инстинктивно, механически чело­век делает усилие, чтобы преодолеть силовое воздействие и со­хранить равновесие. Это общий закон, действующий как в физи­ологической сфере, так и в области морали и общественных от­ношений.

Мы все так устроены, и поэтому любой приказной жест, лю­бая команда чуть ли не автоматически вызывает сопротивление: человек краснеет, его мысли и чувства в смятении, первый по­рыв — не подчиниться приказу. Поэтому правомерно следующее утверждение: в принципе любое авторитарное приказание — все­гда ошибка.

На это может последовать возражение, что, мол, ребенок еще неопытен и его нужно направлять, а порой и подталкивать туда, куда он не хочет идти. Здесь таится не меньшая ошибка.

Необходимо найти такие педагогические приемы, при кото­рых ребенку дается максимальная самостоятельность в выборе пути и взрослые как можно меньше прибегают к авторитарным методам. Ребенку нужно предоставлять право голоса, инициа­тиву в индивидуальной и совместной деятельности; необходи­мо увлечь его, а не жестко управлять им. Насильственные мето­ды ошибочны, и отказ от них благотворно повлияет на вашу ра­боту».

Принцип 3. В основе воспитания лежит достоинство лич­ ности. Взаимное уважение учителя и ученика является одним из главных условий обновления школы.


«Истинный прогресс, которого мы добиваемся, измеряется новыми, взаимоуважительными отношениями между учителями и учениками, которые устанавливаются в классе. Известное пра­вило: «не делай другим того, чего бы не хотел для себя, а делай то, что было бы хорошо тебе самому» — особенно значимо для школы».

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Известный русский писатель, журналист, педагог
В. Ф. Одоевский (1804—1869) заметил: «Часто забывают в
деле педагогики, что тут два деятеля: ученик и наставник;
всегда обращают внимание на ученика, предполагая, что на­
ставник должен быть всегда совершенство, тогда как боль­
шей частью приходится учить учителя». Согласны ли вы с
этим замечанием? Если да, то почему замеченное столетия
назад не утратило своей актуальности и сегодня?

2. Иногда одно и то же действие ребенка одни оценива­
ют как «поступок», а другие — как «проступок». Возьмите
любой пример из практики и попробуйте: а) охарактеризо­
вать его как поступок (приведите аргументы); б) охаракте­
ризовать как проступок (приведите аргументы); в) анализи­
руя свои же аргументы и контраргументы, вынесите окон­
чательный «педагогический вердикт». Сформулируйте его и
аргументируйте.

3. Вот случай из практики. Наступила весна. Семи­
классники просили классную воспитательницу об одноднев­
ном походе. Она согласилась, но при условии, что в поход
пойдет еще кто-нибудь из взрослых, чей-нибудь отеи. До­
говорились что с собой брать, куда пойдут. Наутро вся
компания отправилась за город. Остановились в лесу на
крутом берегу реки. Вскоре взрослые заметили, что маль­
чишки пытаются прямо по откосу спуститься к реке.
Классная воспитательница кинулась было останавливать
их. Родитель-мужчина возразил: «Но ведь это мальчишки!
Они должны развивать в себе мужество, должны риско­
вать»! — «А если кто-нибудь после этого «развития» оста­
нется калекой, кто будет за это отвечать?» — «Ничего
не случится! Вы женщина, поэтому мальчишек не понима­
ете. Повторяю, ничего с   ними не случится! Не надо их
опекать!» — «Я не опекаю, а выполняю свои профессиональ­
ные обязанности! Откуда Вы знаете, что детям ничего не
грозит?»

Как бы вы поступили на месте классной воспитатель­ницы? Почему?

Как бы вы поступили на месте отца? Почему?


 


140


141


ЛИТЕРАТУРА

Анохина Т. В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Новые ценности образования. 1996. № 6.

Воронкова И. Опыт построения модели педагогической поддержки в гим­назии. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996.

Декларация прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка.

Ладанов И. Д. Мастерство делового взаимодействия. М., 1989.

Мелибурда Е. Я—ты—мы. Психологические возможности улучшения об­щения. М., 1986.

Михайлова Н. Н. Педагогическое общение: как стать профессионалом. М., 1994.

Теории личности в западноевропейской и американской психологии: Хре­стоматия по психологии личности. Самара, 1996.

Френе С. Избранные педагогические сочинения. М.: Прогресс, 1990.

Хасан Б. И. Психотехника конфликта: Учебное пособие. Красноярск, 1995.

Якиманская И. С. Педагогическая поддержка с точки зрения психолога // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании. М., 1996.


Глава 5







































Дата: 2019-12-10, просмотров: 219.